Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 90Рубрики 51Авторы 7777Ключевые слова 18863 Online-сборники NEW! 1 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ Web of Science EBSCO DOAJ ERIH PLUS

Клиническая и специальная психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2304-0394

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/cpse

Издается с 2012 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: электронное издание

Язык журнала: русский, английский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Особенности детско-родительского взаимодействия в семьях воспитывающих детей с нарушениями слуха 1891

Никитина Ю.В., -психолог Центра психолого-медико-социального спровождения детей и подростков МГППУ, Москва, Россия, yulnikit@yandex.ru
Хохлова А.Ю., кандидат психологических наук, педагог-психолог, ГБОУ Специальная (коррекционная) школа-интернат №65 , Москва, Россия, ehalina2@yahoo.com

Аннотация

Статья посвящена проблеме коммуникации (обмена информацией) родителей и их глухих детей. Изучается эффективность обмена информацией между родителями и детьми, имеющими нарушения слуха в зависимости от средств общения, используемых участниками процесса. Под эффективностью понимается возможность максимально быстрого понимания передаваемой одним участником другому информации. Для оценки эффективности обмена информацией разработана специальная экспериментальная ситуация, состояая из двух этапов: на первом этапе родитель дает инструкцию ребенку, на втором – ребенок родителю. Отмечается время выполнения инструкций, фиксируются средства, используемые родителем и ребенком. В исследовании приняли участие 17 глухих детей, а также их матери, 5 из которых тоже имеют нарушения слуха и владеют русским жестовым языком. Контрольную группу составили 10 нормативно развивающихся детей и их родители. Результаты эксперимента позволяют сделать вывод о том, что в семьях, воспитывающих глухих детей, существуют значительные трудности обмена информацией между родителями и ребенком. В большей степени они проявляются в ситуациях, когда ребенку требуется понимать обращения родителя, и связаны с недостаточной эффективностью средств общения, которые в ряде случаев применяют родители. Наиболее эффективным способом общения, позволяющим усвоить информацию быстро, точно и полно, является русский жестовый язык, что подтверждается наилучшими показателями обмена информацией в парах, где мать и ребенок оба имеют нарушения слуха.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. М.: Академический Проект, 2001.
  2. Басилова Т.А., Моисеева И.В., Саприна Е.А., Хохлова А.Ю. Особенности глухих учащихся современной специальной школы и факторы, влияющие на сохранность их психического здоровья. Психологическая наука и образование, 2010, №2
  3. Богданова Т.Г., Мазурова Н.В. Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности глухих младших школьников // Дефектология. 1998. №3. с. 40-44.
  4. Зайцева Г.Л. Жестовая речь. Дактилология. М.: Владос, 2000. 192с.
  5. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. М.:ТЦ Сфера, 2004. 464с.
  6. Лисина М.И. Общение и его влияние на развитие психики дошкольника. М., 1974 г.
  7. Лисина, М. И. Формирование личности ребенка в общении / Лисина М. И Психолого-педагогические проблемы становления личности и индивидуальности в детском возрасте: Сб. научн. тр. / Под ред. В.В. Давыдова, И.В.Дубровиной. М., 1980.
  8. Обычные семьи, особые дети: [пер. с англ.] / Селигман М., Дарлинг Р. М.: Теревинф, 2007. 368 с.
  9. Палагина Н. Н. Ребенок в раннем и дошкольном детстве/ Н. Н.Палагина, Л. В. Ахромеева. Фрунзе, 1982.
  10. Петшак В. Исследование эмоциональных отношений глухих школьников к членам семьи. // Дефектология. - 1991.- № 1. – с. 18-24.
  11. Психология детей дошкольного возраста/ под ред. А.В Запорожца., Д.Б. Эльконина. М.,1964.
  12. Психология / Под ред. А.А. Крылова. М.: Проспект, 1999. 584с. с.245
  13. Развитие общения у дошкольников/ под ред. А.В. Запорожца, М.И. Лисиной. М.,1964.
  14. Специальная психология / Под ред. В.И. Лубовского. М. Академия 2003
  15. Хохлова А.Ю. Изучение особенностей детско-родительского взаимодействия в семьях глухих и слышащих родителей, воспитывающих глухих детей. Дефектология. 2007. № 3. с. 40-48.
  16. Хохлова А.Ю. Эффективность детско-родительского общения и интеллектуальное развитие глухих детей. Культурно-историческая психология. 2008. №3. с. 86-91.
  17. Desselle D.D. Self-esteem, family climate, and communication patterns in relation to deafness // Volume 139 – 1994 № 3
  18. Marshark M. Psychological Development of Deaf Children. New York, Oxford University Press, 1993. 
  19. Meadow К. Early Manual Communication in Relation to the Deaf Child’s Intellectual, Social and Communicative Functioning // The Journal of Deaf Studies and Deaf Education. 2005. Vol. 10. № 4.
  20. Peterson C. Development of social-cognitive and communication skills in children born deaf // Scandinavian Journal of Psychology. 2009. 50. 475 – 483.
  21. Peterson C., Wellman H., Liu D. Steps in Theory-of-Mind Development for Children With Deafness or Autism // Child Development. 2005. Vol. 76. № 2.
  22. Schlesinger H. & Meadow K. P. Sound and Sign. Childhood deafness & Mental Health. University of California Press, Berkeley, 1972.
  23. Stevenson J., McCann D., Watkin P., Worsfold S., Kennedy C. The relationship between language development and behavior problems in children with hearing loss // Journal of Child Psychology and Psychiatry 51:1 (2010), pp 77–83
  24. Sullivan Р., Schutle L. Factor Analysis of WISC-R with Deaf and Hard-of-Hearing Children // Psychological Assessment. 1992. Vol. 4. № 4
Статьи по теме:
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2018 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Яндекс.Метрика