Связь образа семьи и семейной идентичности с эмоциональным благополучием подростков

2499

Аннотация

Статья посвящена описанию и обсуждению результатов исследования связи образа семьи и семейной идентичности у подростков с их эмоциональным состоянием, измерявшимся с помощью Шкалы депрессии А.Т. Бека. Для исследования образа семьи применялись Шкала семейной адаптации и сплоченности Д.Х. Олсона (FACES-III), а также модифицированная проективная методика М. Куна и Т. Мак-Партланда «Моя семья». В исследовании участвовали 249 подростков обоего пола от 10 до 17 лет. Были выявлены связи эмоционального благополучия подростков с особенностями их переживания ценности семьи, с ее эмоциональной оценкой и с представлениями о семейной сплоченности и гибкости. Чем выше балл имели респонденты по шкале депрессии А.Т. Бека, тем более негативный образ семьи они транслировали: увеличивалось количество негативных характеристик при описании семьи, повышалась неудовлетворенность сплоченностью и гибкостью своей семьи. Кроме того, чем более негативное эмоциональное состояние диагностировалось у подростков, тем менее сплоченными и гибкими они считали свои семьи. Таким образом, были подтверждены связи между образом семьи и семейной идентичностью и эмоциональным благополучием подростка.

Общая информация

Ключевые слова: подросток, эмоциональное благополучие, образ семьи, семейная идентичность, представления о семье, структурно-функциональные характеристики семьи, сплоченность семьи, гибкость семьи, ценность семьи, опросник семейной идентичности

Рубрика издания: Эмпирические исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/cpse.2017060108

Для цитаты: Строкова С.С. Связь образа семьи и семейной идентичности с эмоциональным благополучием подростков [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2017. Том 6. № 1. С. 119–137. DOI: 10.17759/cpse.2017060108

Литература

  1. Андреева Т.В. Семейная психология: учеб. пособие. СПб.: Речь, 2004. 224 с.
  2. Бейтсон Г. Экология разума. Избранные статьи по антропологии, психиатрии и эпистемологии / Пер. с англ. Д.Я. Федотовой. М.: Смысл, 2000. 476 с.
  3. Булыгина В.Г., Белякова М.Ю., Абольян Л.В. Влияние семейной дисфункции на психофизическое развитие детей и подростков // Педиатрическая фармакология. 2013. Т. 10. № 3. С. 50–54.
  4. Буровихина И.А. Социальная ситуация развития как условие формирования образа мира современного подростка: дисс. …канд. психол. наук. М., 2013. 313 с.
  5. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс. СПб: Речь, 2001. 144 с.
  6. Варга А.Я., Будинайте Л.Г. Теоретические основы системной семейной психотерапии // Журнал практической психологии и психоанализа. 2005. № 4.
    С. 3–36.
  7. Варга А.Я., Хамитова И.Ю. Теория семейных систем Мюррея Боуэна // Московский психотерапевтический журнал. 2005. № 1. С. 137–146.
  8. Воликова С.В., Холмогорова А.Б. Семейные источники негативной когнитивной схемы при эмоциональных расстройствах (на примере тревожных, депрессивных и соматоформных расстройств) // Консультативная психология и психотерапия. 2001. № 4. С. 49–60.
  9. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. М.: Гардарики, 2005. 320 с.
  10. Карпова В.М., Филиппова Е.В. Представления о родительской и будущей семье в подростковом и юношеском возрасте // Психологическая наука и образование. 2013. № 4. С. 84–97.
  11. Лифинцева А.А., Холмогорова А.Б. Семейные факторы психосоматических расстройств у детей и подростков // Консультативная психология и психотерапия. 2015. Т. 23. № 1. С. 70–83.
  12. Лукьянченко Н.В. Семейная идентичность супругов на этапе перехода от молодой семьи к зрелой // Сибирский педагогический журнал. 2010. № 10.
    С. 283–294.
  13. Лукьянченко Н.В. Семейная идентичность мужчин и женщин, состоящих в однополых союзах // Вестник МГОУ. Серия «Психологические науки». 2011. № 4.
    С. 37–43.
  14. Лукьянченко Н.В., Новикова Е.А. Особенности семейной идентичности женщин, отбывающих наказание в местах лишения свободы // Прикладная юридическая психология. 2011. № 3. С. 78–85.
  15. Минеева О.А. Возрастные и гендерные особенности содержания имплицитных теорий семьи: автореф. дисс… канд психол. наук. М., 2011. 35 с.
  16. Минухин С., Фишман Ч. Техники семейной терапии. М.: Независимая фирма «Класс», 1998. 304 с.
  17. Михайлова Н.Ф. Систематическое исследование индивидуального и семейного стресса и копинга у членов семей здоровых лиц (в связи с задачами психодиагностики, психогигиены, психопрофилактики): дисс. … канд. психол. наук. СПб., 1998. 174 c.
  18. Мишина Т.М. Семейная психотерапия и динамика «образа семьи» // Психогигиена и психопрофилактика: Сб. науч. тр. / Под ред. В.К. Мягер, В.П. Козлова, Н.В. Семеновой-Тянь-Шанской. Л.: 1983. С. 21–26.
  19. Обухова Л.Ф., Дворникова И.Н. Ритуалы как психологическое средство формирования сплоченности cемьи // Психологическая наука и образование. 2008. № 4. С. 24–34.
  20. Орестова В.Р. Формирование личностной идентичности в старшем подростковом и юношеском возрасте: дисс. … канд. психол. наук. М., 2001. 178 с.
  21. Романова Е.Н. Семейная дисфункция как фактор развития делинквенции и правоэкстремистских моделей поведения детей // Международный научно-исследовательский журнал. 2012. № 5. С. 49–50.
  22. Рыбочкина О.С., Семенихина М.В. Представленность системы родительской семьи в субъективном пространстве личности: постановка проблемы [Электронный ресурс] // Научные публикации кафедры педагогической психологии РГГУ. URL: http://www.pedpsy.ru/Default.aspx?id=6.1 (дата обращения: 09.11.2016).
  23. Сапогова Е.Е. Семейный нарратив как прецедентный текст для ребенка. Социокультурная герменевтика: проблемы и перспективы. Материалы Международной научно-практической конференции "Социокультурная герменевтика: теоретико-методологическое обоснование в контексте развития толерантности" [Электронный ресурс]. Кемерово: Графика, 2002. С.97–101. URL: http://esapogova.narod.ru/texts/narrat.htm (дата обращения: 09.11.2016).
  24. Слободская Е.Р., Ахметова О.А. Взаимодействие личностных и семейных факторов благополучия детей // Культурно-историческая психология. 2012. № 2.
    С. 60–68.
  25. Строкова С.С. Направления изучения семейной идентичности в психологии // Консультативная психология и психотерапия. 2014. Т. 22. № 3. С. 8–22.
  26. Строкова С.С. Структурно-функциональные характеристики семьи и особенности семейной идентичности у подростков // Консультативная психология и психотерапия. 2016. Т. 24. № 2. С. 29–46.
  27. Толстых Н.Н., Прихожан А.М. Психология подросткового возраста: учебник и практикум для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2016. 406 с.
  28. Фоминых Е.С. Семья как фактор виктимизации детей с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2014. Т. 3. № 3. URL: https://psyjournals.ru/psyclin/2014/n3/Fominih.shtml (дата обращения: 12.05.2016).
  29. Хачатурян С.Д., Худоконенко С.А. Эмоциональное отношение детей к родителям в семейных системах несовершеннолетних осужденных без лишения свободы [Электронный ресурс] // Психология и право. 2011. № 3. URL: https://psyjournals.ru/psyandlaw/2011/n3/46558.shtml (дата обращения: 12.05.2016).
  30. Холмогорова А.Б. Научные основания и практические задачи семейной психотерапии // Консультативная психология и психотерапия. 2002. № 2. С. 122–138.
  31. Холмогорова А.Б., Полкунова Е.В. Особенности семейной системы пациентов с депрессивными расстройствами // Консультативная психология и психотерапия. 2004. № 2. С. 142–156.
  32. Хорошева Е.В. Сравнительное исследование семей, имеющих ребенка с нормативным и нарушенным развитием // Психологическая наука и образование. 2010. № 5. С. 52–59.
  33. Черников А.В. Системная семейная терапия: интегративная модель диагностики. М.: Независимая фирма «Класс», 2001. 208 с.
  34. Шнейдер Л.Б. Семейная психология: учебное пособие для вузов. 2-е изд.
    М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2006. 768 с.
  35. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия: учебное пособие для врачей и психологов. 2-е изд., испр. СПб.: Речь, 2006. 352 с.
  36. Эриксон Э. Детство и общество. 2-е изд., перераб. и доп. / Пер. с англ. и науч. ред. А.А. Алексеева. СПб: Ленато, 1996. 589 с.
  37. Якимова Т.В. Специфика семейной ситуации развития интеллектуально одаренных подростков: автореф. дисс. … канд. психол. наук. М., 2008. 29 с.
  38. Cigoli V., Scabini E. Family identity: ties, symbols, and transitions. London: Lawrence Erlbaum Associates, Inc, 2006. 235 p.
  39. Kouneski E.F. Family assessment and the Circumplex model: new research developments and applications / Department of Family Social Science. Minnesota: University of Minnesota, Twin Cities, 2000. 141 p.
  40. Olson D.H. Circumplex model of Marital&Family systems // Journal of Family Therapy. Ed. “Empirical approaches to family assessment”. 1999. 22 p.
  41. Pirutinsky S., Kor A. Relevance of the Circumplex model of family ffunctioning among orthodox jews in Israel // The New School Psychology Bulletin. 2013, Vol. 10, № 2.
    Pp. 25–37.
  42. Schrodt P. Family communication schemata and the Circumplex model of family functioning // Western Journal of Communication. 2005. Vol. 69. № 4. Pp. 359–376.

Информация об авторах

Строкова Светлана Сергеевна, кандидат психологических наук, психолог, Психологический центр «Счастливый человек», Преподаватель, Московский Институт Психоанализа, Раменское, Россия, e-mail: Shiny-s@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3493
В прошлом месяце: 19
В текущем месяце: 15

Скачиваний

Всего: 2499
В прошлом месяце: 20
В текущем месяце: 7