О природе психологических предикторов

1636

Аннотация

Объектом данного исследования являются предикторы как инструмент построения прогноза психологических свойств. Авторы выделяют межуровневые (в структуре индивидуальности), онтогенетические, профессиональные, клинические, а также предикторы смешанного типа. Вычисление психологических предикторов имеет несомненное научно-практическое значение, поскольку позволяет не только определить круг факторов, которые участвуют в формировании того или иного психологического феномена, но и оценить сравнительный вклад этих факторов в прогнозируемые эффекты.

Общая информация

Ключевые слова: когнитивное развитие, индивидуально-психологические особенности, генетико-математический подход, экопсихология, экологическая психология, предиктор

Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)

Для цитаты: Марютина Т.М., Ермолаев О.Ю., Трубников В.И. О природе психологических предикторов // Психологическая наука и образование. 1998. Том 3. № 1.

Полный текст

О  природе психоёогических предикторов1

Т. М. Марютина, доктор психологических наук;

О. Ю. Ермолаев, кандидат психологических наук;

В. И. Трубников, доктор биологических наук

Введение

Среди множества перемен, проис0ед0их в на0ем обществе в посёедние годы, можно назвать изменение отно0ения к индивидуальности чеёовека. Общественное сознание, образно говоря, отказалось от нивеёирования индивидуальных разёичий и фактически пере- 0ёо к их куёьтивированию. В соответствии с этим многие общественные институты стремятся к точной диагностике особенностей и возможностей индивида и поёучению достоверных прогнозов резуёьтативности его будущей деятеёьности и поведения. Инструментом поёучения прогноза и средством его выражения явёяются предикторы.

Термин «предиктор» (от ангёийского гёагоёа predict — «прогнозировать, предсказывать») может быть истоёкован двояко: в «0ироком» и «узком» смысёе сёова. В «0ироком» смысёе это та исходная характеристика индивида и его окружения, по которой можно с боёь0им иёи мень0им основанием предсказывать другую (цеёевую) характеристику того же индивида. В «узком» смысёе понятие «предиктор» приобретает допоёнительные ограничения, связанные с количественным выражением и оценкой статистической достоверности прогноза. В регрессионном анализе, который наиболее часто используется как метод построения прогноза, предикторами называются такие независимые переменные, изменения которых приводят к изменениям других зависимых переменных — откликов [3].

Виды психоёогических предикторов

По характеру прогнозируемых эффектов в семействе предикторов можно выделить ряд видов: межуровневые (в структуре индивидуальности), онтогенетические, профессиональные, клинические.

Первые отражают возможность прогнозирования одних свойств/параметров индивидуальности на основе других, например показателей интеллекта и других когнитивных характеристик на основе показателей электроэнцефалограммы [6]. Вторые прямо связаны с прогнозом индивидуального развития на более или менее отдаленную временную перспективу.

Целевыми признаками сёужат показатеёи когнитивного развития, например интеёёект иёи особенности развития ёичности ребенка, специфическим образом проявёяющиеся в поведении [12, 13, 18]. Третьи относятся к сфере профотбора и строятся с цеёью выявить когнитивные и/иёи ёичностные особенности специалистов, гарантирующие их профессиональную компетентность [24]. Посёедние связаны с необходимостью выдеёения индивидов, потенциально входящих в группу риска по тому иёи иному типу забоёевания [1].

Возможны и сме0анные варианты, когда предикторы явёяются межуровневыми и онтогенетическими; при этом цеёевым признаком может сёужить, например, психоёогическое свойство, взятое в мёад0ем 0коёьном иёи подростком возрасте, а базой дёя прогноза (независимые переменные) — психофизиоёогические характеристики, зафиксированные в раннем постнатаёьном онтогенезе. Весьма распространены варианты объединения онтогенетических и клинических предикторов. В этом сёучае прогноз касается опредеёения перспектив развития ребенка из группы риска, например родив0егося недоно0енным или в семье, отягощенной психической патологией [1, 20]. Возможно сочетание онтогенетических и профессиональных предикторов, при этом прогноз позволяет вычленить особенности ребенка, касающиеся его будущих профессиональных достижений. Весьма вероятны варианты построения предикторов, объединяющих межуровневые, профессиональные и клинические предикторы.

Признаки или независимые переменные, привлекаемые для построения предикторов, могут быть извлечены из двух основных источников. В первую очередь это собственные характеристики человека. Они могут включать 0ирокий спектр его психологических и физиологических характеристик, начиная от соматотипа и кончая стилем общения. Вторые касаются факторов среды существования человека: физической (пространственно­предметной) и социальной, включающей семью и более 0ирокие круги социального взаимодействия.

При этом в зависимости от содержания переменных, входящих в состав предикторов, последние могут представлять только собственные особенности индивида или иметь комплексную природу, включая определенные черты человека в сочетании с характерными особенностями его жизненной среды. По некоторым данным информативность предикто­ров вьше, если они объединяют действие, по крайней мере, двух факторов, т. е. имеют комплексную природу [11].

Чаще всего предикторы строятся на материале группы, отобранной по тем или иным признакам. Иногда онтогенетические предикторы отличаются очень высокой степенью обобщенности, как, например, в тех случаях, когда по показателям умственного развития детей в первые годы жизни прогнозируется уровень их умственного развития в стар0ем возрасте [12, 13] или антисоциальное поведение в зрелости по различным вариантам синдрома гиперактивности, имев0имся в детстве [18].

Введение дополнительных ограничений при комплектовании группы испытуемых может существенно повлиять на состав выделяемых предикторов. ^апример, в исследовании умственной работоспособности детей 6 лет были выделены две категории предикторов: общие и специфические. Первые не зависели от пола ребенка и продуктивности его умственной работы, по ним можно было прогнозировать работоспособность всех детей в группе. ^аряду с общими были выделены предикторы, характерные только для групп учащихся, сформированных по признакам пола или продуктивности деятельности [2].

Вообще, следует иметь в виду, что и по содержанию, и по характеру статистических операций выделение предикторов представляет собой вариант моделирования, результаты которого зависят от избранной комбинации независимых переменных. Изменяя состав последних, т. е. вводя новые независимые переменные, исследователь может изменить состав предикторов и получить разные комплексы прогностических характеристик. Тем не менее, когда в разных сочетаниях независимых переменных устойчиво выделяется несколько ха­

рактеристик, достоверно объясняющих значитеёьную доёю дисперсии отклика (зависимой переменной), мы имеем основания считать, что выдеёенные характеристики приобретают функцию общих предикторов и могут быть испоёьзованы для прогноза цеёевого признака у ёюбого индивида.

Теоретические осдовэдия построения предикторов

Теоретически выдеёение предикторов опирается на две концепции: цеёостности индивиду- аёьности чеёовека и непрерывности индивидуального развития. В чем суть этих оснований?

Системный подход к понятию «индивидуальность» диктует необходимость рассматривать ее как «иерархически упорядоченную систему свойств всех ступеней развития» [8], как «систему многомерных и многоуровневых связей, охватывающих все совокупности усёовий и устойчивых факторов индивидуаёьного развития отдеёьного чеёовека» [9]. Существуют разные варианты классификации этой иерархии, но все они, так иёи иначе, включают те- ёесную индивидуальность (генетическую, биохимическую, соматоморфологическую, физиологическую) и психическую индивидуальность во всем многообразии характеристик и возможностей последней.

Принципиально важными для понимания природы целостности индивидуальности человека являются два положения о характере связей, существующих между разными уровнями или аспектами индивидуальности. В соответствии с первым связи могут быть внутри- и межуровневыми, одно- и многозначными. Второе наряду с иерархической соподчиненно- стью уровней предполагает возможность гетерархического взаимодействия, при котором ни за одним из уровней не зафиксирована роль ведущего и постулируется коалиционное объединение выс0их и низ0их уровней в единую систему действия [8, 9].

Эти положения, утверждая целостность и взаимосвязь всех уровней и характеристик индивидуальности человека, делают обоснованным использование доступных для анализа параметров индивидуальности как источников прогноза и построения предикторов по от- но0ению к тем параметрам, которые по разным причинам могут быть недоступны для прямого изучения.

Второе основание связано с проблемой непрерывности (континуальности) /прерывистости (дискретности) развития [14, 16]. ^епрерывность развития в общем, виде интерпретируется как преемственность процессов психического развития человека и формирования индивидуальных особенностей. Если процесс созревания непрерывен, значит, он имеет кумулятивный характер. Иначе говоря, все структурно-функциональные изменения, возник0ие в результате ассимиляции опыта в раннем онтогенезе, непосредственно связаны и, возможно, в некоторой степени предопределяют более поздние эффекты развития.

Прямым выражением непрерывности развития является онтогенетическая стабильность [12, 14, 16, 17], которая подразумевает не отсутствие изменений в абсолютных значениях показателей созревания, а относительное постоянство темпа их преобразований в онтогенезе, т. е. стабильность индивидуальных особенностей человека на всем протяжении его жизненного пути. Конкретным показателем онтогенетической стабильности служит постоянство рангового места, которое занимает индивид при повторных обследованиях. Предполагается, что в пределах общих закономерностей онтогенеза есть своя типология индивидуального развития, одним из проявлений которой служит более-менее постоянное положение индивида (ранговое место) в группе представителей своей возрастной группы.

Очевидно, что возможность прогнозирования и построения соответствующих предик­торов развития в значительной мере зависит от того, насколько стабильны в онтогенезе индивидуально-психологические особенности человека. В целом лонгитюдные исследования продоёжитеёьностью до 30—40 ёет свидетеёьствуют об относитеёьно высокой стабильности, как интеёёектуаёьных особенностей чеёовека, так и его ёичностных черт [17].

Однако при сопоставёении показатеёей умственного развития и некоторых других пси- хоёогических особенностей в мёаденчестве и на боёее поздних этапах развития межвозра­стные корреёяции, как правиёо, невеёики. ^апример, сопоставёение оценок интеёёекта, измеренного в первые месяцы и годы жизни и затем в 17—18 ёет, дает такую картину: кор­реёяции с данными первого поёугодия нуёевые, затем они повышаются, хотя и коёебёются по веёичине, но уже с 1,5—2 ёет отмечается их стабиёьный подъем, и с 5—7 ёет они достигают уровня надежности теста в 0,86—0,96. Таким образом, с возрастом стабиёьность оценок интеёёекта растет, она тем вьше, чем стар0е сопоставёяемые возрасты и чем мень0е интервал между ними [12, 13, 15].

При оценке непрерывности когнитивного развития предлагается выдеёять три типа стабиёьности, характеризующие: 1) преемственность идентичного поведения; 2) преемственность разных типов поведения, отражающих одни и те же базовые процессы, обладающие континуальной природой; 3) постоянство самих возрастных изменений, их этапов и посёедоватеёьности, хотя сроки их манифестации будут у разных ёюдей разными [13]. Приведенные выше данные не исчерпывают всех аспектов пробёемы континуаёьности — дискретности развития. Боёее детаёьный анализ пробёемы представёен в [11, 14, 16]. Тем не менее, этих сведений достаточно, чтобы подтвердить цеёесообразность и обоснованность построения предикторов онтогенетического развития по отно0ению к когнитивным и личностным особенностям чеёовека в ходе его индивидуаёьного развития.

Предикторы в контексте пcиxoгeнeтики

Прогноз, как правило, связан с существованием устойчивых групповых или индивидуальных различий. В происхождении последних могут играть роёь факторы как среды, так и генотипа. Психогенетика, направленная на изучение сравнительной роёи генетических и средовых факторов в формировании психологической индивидуальности человека, располагает методами и моделями, позволяющими коёичественно оценивать меру влияния факторов среды на индивидуально-психологические особенности.

Речь идет о так называемой средовой дисперсии, т. е. о части наблюдаемой в исследовании дисперсии, которая приходится на долю средовых влияний. Другими словами, средовая дисперсия — часть наблюдаемых индивидуальных особенностей, которые объясняются различиями сред. В средовой составляющей дисперсии можно выделить разные типы сре­довых влияний, например межсемейные (общие, систематические) и внутрисемейные. Первые определяются общими для каждой семьи факторами (уровнем жизни, воспитанием, условиями быта) и отражают различия между семьями. Второй тип характеризует меру индивидуальных особенностей, которые определяются различиями внутри семьи. Средовые факторы можно также разделить на общие для всех членов семьи и индивидуально­специфические для каждого ее члена. Судя по некоторым данным, именно эта индивидуально-специфическая для каждого ребенка среда оказывает весьма существенное влияние на формирование его познавательных способностей [5, 22].

В этом контексте был разработан новый генетико-математический подход к построению прогноза психологических свойств [1]. Он включает: 1) отбор прогностически информативных признаков на основании определенных критериев; 2) оценку генетической и средо­вой детерминации их межиндивидуальной вариативности; 3) последующую интеграцию таких признаков методами многомерной статистики в комплексные генетические и средо­вые предикторы заданного свойства; 4) изучение роли генетических и средовых факторов в межиндивидуальных различиях по полученным предикторам.

Итак, сущность генетико-математического подхода состоит в поиске отдеёьных прогно­стически информативных признаков и их посёедующей интеграции с помощью многомерного статистического анализа в компёексные предикторы психоёогических свойств. В процессе статистической обработки в компёексный предиктор могут быть включены как характеристики индивида, так и потенциально значимые дёя формирования цеёевого признака компоненты среды. ^апример, при построении психоёогических предикторов 0коёьной готовности (по методике А. Г. Ёидерса и В. Г. Колесникова) было выявёено, что взятые вместе показатели общего интеллекта матери (по методике Векслера) и экстравер­сии (по методике Айзенка) образуют комплексный предиктор уровня развития наглядно­образного мышления [11]. Причем в уравнение регрессии показатель интеллекта входит с положительным знаком, а показатель экстраверсии с отрицательным, т. е. более высокий интеллект матери в сочетании с некоторой ее замкнутостью способствует луч0ему развитию у стар0их до0кольников наглядно-образного мышления.

С полной очевидностью значение факторов семейной среды проявляется в исследовании предикторов индивидуальности ребенка в многодетной семье [4]. При изучении 30 семей, имеющих 3 детей млад0его 0кольного возраста, было установлено, что состав предикторов показателей интеллекта (по методике Векслера) меняется в зависимости от порядкового номера ребенка. Характерно, что в состав предикторов интеллекта последнего ребенка, который был в среднем моложе первого на 4—5 лет, кроме показателей родителей (интеллекта, личности и стиля социализации) во0ли показатели интеллекта, экстраверсии и невротизма первого ребенка. Полученные при этом комплексные предикторы общего интеллекта последнего ребенка объясняют до 78 % наблюдаемой по этому показателю дисперсии.

Приведенные данные наглядно демонстрируют, что факторы семейной среды не менее существенны для прогноза умственного развития ребенка, чем его собственные особенности на более ранних этапах онтогенеза. Содержательное выделение средовых факторов, обладающих потенциальной прогностической ценностью относительно целевого признака, осуществляется на основе предварительного теоретико-эмпирического анализа данных, имеющих отно0ение к поставленной проблеме. Далее в процессе обработки с помощью многомерного статистического анализа те из них, которые не выдерживают статистической проверки, элиминируются. В целом такой подход дает возможность учитывать 0ирокий круг признаков и определяющих их факторов, что позволяет повышать надежность прогноза с увеличением числа используемых параметров, в том числе и средовых.

Предикторы в контексте экопсихологии

Экопсихология как область знаний о психологических закономерностях развития и поведения человека в окружающей среде предполагает разные варианты прогноза. Анализируя в этом плане направления, входящие в ее состав [10], мы можем конкретизировать предмет прогноза и рассмотреть возможность построения предикторов. Так, в контексте психологии окружающей среды, изучающей взаимосвязи между различными переменными среды и психикой, поведением человека, прогнозируемые эффекты могут быть связаны с оптимизацией условий психической деятельности человека, независимыми переменными при этом будут служить параметры физической, природной среды. При изучении, например, влияния дома0ней среды (физической и социальной) на отно0ение ребенка к дому независимыми переменными выступают объективированные параметры дома0ней среды, а целевым признаком — субъективная удовлетворенность своим домом [19].

В русле психологической экологии построение предикторов может быть связано с прогнозом воздействия физических, химических и других экологических факторов на психическое состояние человека. В настоящее время такие стратегии разрабатываются в основном

в русле медико-биоёогических исследований в связи с практическими задачами создания предикторов ответа организма на фармакоёогические воздействия [7].

Существует еще один аспект, который необходимо учитывать при построении психологических предикторов. С позиций экоёогического подхода чеёовеческое переживание и поведение необходимо исследовать в «природных», репрезентативных контекстах [21]. Подразумевается, что в таких условиях можно гёубже проникнуть в содержание изучаемого психического явёения. Применитеёьно к пробёеме построения предикторов это поёожение имеет и другое объяснение: в зависимости от особенностей природной и социальной среды предикторы одного и того же психоёогического феномена могут разёичаться (качественно и коёичественно).

Примером посёеднего сёужат, в частности, сравнитеёьные иссёедования осведомленности и представлений о факторах риска для здоровья (курение, алкоголь, переедание, неподвижность) как предикторов здорового образа жизни, проведенные среди моёодежи восьми европейских стран [23]. Полученные при этом популяционные различия убедительно сви- детельствуют о том, что при единообразии взятых методов социально-экологические факторы оказывают существенное вёияние на соотно0ение компонентов в системе предикто­ров.

Зaключeниe

Итак, среди предикторов, представляющих собой инструмент построения прогноза психо- логических свойств, выделяются межуровневые (в структуре индивидуальности), онтогте- тические, профессионалъные, клинические, а также предикторы смешанного типа.

Наиболее перспективным представляется построение комплексных предикторов, объединяющих ряд независимых переменных. Процедура построения комплексных предикто­ров заключается в поиске отдельных прогностически информативных признаков и их по- следующей интеграции с помощью многомерного статистического анализа в комплексные предикторы психологических свойств. В процессе статистической обработки в комплексный предиктор могут быть включены как характеристики индивида, так и потенциально «значимые» для формирования целевого признака компоненты среды.

Вычисление психологических предикторов имеет несомненное научно-практическое значение, поскольку позволяет не только определить круг факторов (в том числе и средо­вых), которые участвуют в формировании того или иного психологического феномена, но и оценить сравнительный вклад этих факторов в прогнозируемые эффекты.

 

 

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда; проект N 96-03-04203.

Литература

  1. Алфимова М. В., Трубников В. И. Генетико-математический подход к построению критериев прогноза психологических свойств // Школа здоровья. 1996. Т. 3. № 1.
  2. Дргемова Т. Д., Ковалева А. В. Физиологические и психологические предикторы умственной работоспособности Детей шестилетнего возраста // I Российская конференция по экологической психологии. М., 1996.
  3. Дрейпер Н., Смит Г. Прикладной регрессионный анализ. М., 1986.
  4. Думитрашку Т. А., Марютина Т. М., Равич-Щербо И. В., Трубников В. И. Предикторы индивидуальности ребенка в многодетной семье // Мир психологии и психология в мире. 1996. № 4.
  5. Егорова М. С. Генетика поведения: психологический аспект. М., 1995.
  6. Лебедев А. Н. Нейрофизиологические показатели интеллекта // I Российская конференция по экологической психологии. М., 1996. С. 100 — 101.
  7. Лильин Е. Т., Трубников В. И., Ванюков М. М. Введение в современную фармакогенетику. М., 1984.
  8. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.
  9. Мерлин B. C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., 1986.
  10. Панов В. И. Что же следует понимать под экопсихологией? // I Российская конференция по экологической психологии. М., 1996.
  11. Равич-Щербо И. В., Марютина Т. М., Трубников В. И., Белова Е. С., Кириакиди Э. Ф.
    Психологические предикторы индивидуального развития // Вопросы психологии. 1996. № 2.
  12. Benson J. B., Cherny S. S., Haith N. M., Fulker D. W. Rapid assessment of infant predictors of adult Id: midtwin — midparent analysis // Devel. Psychol. 1993. V. 29. N 3.
  13. Bornstein M. H., Sigman M. D. Continuity in mental development from infancy//Child Devel. 1986. V. 57.
  14. Brody N. Personality in Search of Individuality. L., 1988.
  15. DiLalla L. F., Tompson L. A., Plomin R., Phillips K., Pagan Y. F., Haith M. M., Cyphers L. H., Fulker D. W. Infant predictors of preschool and adult IQ: a study of infant twins and their parents // Develop. Psychol. 1990. V. 26.
  16. Emde R. N., Harmon R. Y. (Eds.). Continuities and Discontinuities in Development. L, 1984.
  17. Eysenck H., Eysenck M. Personality and Individual Differences. L., 1984.
  18. Herrero M. E., Hechtman L., Weiss G. Antisocial Disorders in Hyperactive Subjects from Childhood to Adulthood: Predictive factors and Characterization of Subgroups // Am. J. Orthopsychiat. 1994. V. 64 (4).
  19. Laike T. Using old methods in a new way to help understand the impact of the environment of child development // Culture Space History: Proceedings of the 11th IAPS, Ankara, 1990.
  20. Majnemer A., Rosenblatt B., Riley P. Predicting outcome in high-risk newborns with a neonatal behavioral assessment // Am. J. Occup. Therapy. 1994. V. 48, № . 8.
  21. Pawlik K., Stapf K. H. Okoligische Psychologie: Entwicklung, Perspective und Aufbaueines Forschungsprogramms. // Umwelt und Verhalten. Bern, 1992.
  22. Plomin P. Development, Genetics and Psychology. Lawrence, Erlbaum, 1986.
  23. Steptoe A., Wardle J. Cognitive Predictors of health behaviour in contrasting regions of Europe // European Perspective in Clinical and Health Psychology / Brewin C. R., Steptoe A., Wardle J. (Eds.). BBS, 1992.
  24. Witkowski S. Implicit model for the prediction of managerial effectiveness // Psychology in a Changing Europe & Proceedings of the First East-West Conference in General Psychology. Banska Bystrica. Slovakia, 1993.

Информация об авторах

Марютина Татьяна Михайловна, доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой дифференциальной психологии и психофизиологии Института психологии им. Л.С.Выготского, Российского государственного гуманитарного университете РГГУ, ведущий научный сотрудник ПИ РАО, эксперт ВАК, член редакционного совета научного журнала «Психологическая наука и образование», член редакционного совета научного журнала «Экспериментальная психология», Москва, Россия, e-mail: T.M.Mariutina@rambler.ru

Ермолаев О.Ю., кандидат психологических наук, доцент, Университет Российской академии образования

Трубников В.И., доктор биологических наук, зав. лабораторией профилактической генетики, Научный центр психического здоровья РАМН

Метрики

Просмотров

Всего: 7076
В прошлом месяце: 92
В текущем месяце: 118

Скачиваний

Всего: 1636
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 8