Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

О природе психологических предикторов 1093

Марютина Т.М., доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой, кафедра дифференциальной психологии и психофизиологии Института психологии им. Л.С.Выготского Российского государственного гуманитарного университете РГГУ, Москва, Россия, T.M.Mariutina@rambler.ru
Ермолаев О.Ю., кандидат психологических наук, доцент Университета Российской академии образования
Трубников В.И., доктор биологических наук, зав. лабораторией профилактической генетики Научного центра психического здоровья РАМН

Аннотация

Объектом данного исследования являются предикторы как инструмент построения прогноза психологических свойств. Авторы выделяют межуровневые (в структуре индивидуальности), онтогенетические, профессиональные, клинические, а также предикторы смешанного типа. Вычисление психологических предикторов имеет несомненное научно-практическое значение, поскольку позволяет не только определить круг факторов, которые участвуют в формировании того или иного психологического феномена, но и оценить сравнительный вклад этих факторов в прогнозируемые эффекты.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Введение

Среди множества перемен, происшедших в нашем обществе в последние годы, можно
назвать изменение отношения к индивидуальности человека. Общественное сознание, образно говоря, отказалось от нивелирования индивидуальных различий и фактически перешло к их культивированию. В соответствии с этим многие общественные институты стремятся к точной диагностике особенностей и возможностей индивида и получению достоверных прогнозов результативности его будущей деятельности и поведения. Инструментом получения прогноза и средством его выражения являются предикторы.

Термин «предиктор» (от английского глагола predict — «прогнозировать, предсказывать») может быть истолкован двояко: в «широком» и «узком» смысле слова. В «широком» смысле это та исходная характеристика индивида и его окружения, по которой можно с большим или меньшим основанием предсказывать другую (целевую) характеристику того же индивида. В «узком» смысле понятие «предиктор» приобретает дополнительные ограничения, связанные с количественным выражением и оценкой статистической достоверности прогноза. В регрессионном анализе, который наиболее часто используется как метод построения прогноза, предикторами называются такие независимые переменные, изменения которых приводят к изменениям других зависимых переменных — откликов [3].

Литература
  1. Алфимова М. В., Трубников В. И. Генетико-математический подход к построению критериев прогноза психологических свойств // Школа здоровья. 1996. Т. 3. № 1.
  2. Дргемова Т. Д., Ковалева А. В. Физиологические и психологические предикторы умственной работоспособности Детей шестилетнего возраста // I Российская конференция по экологической психологии. М., 1996.
  3. Дрейпер Н., Смит Г. Прикладной регрессионный анализ. М., 1986.
  4. Думитрашку Т. А., Марютина Т. М., Равич-Щербо И. В., Трубников В. И. Предикторы индивидуальности ребенка в многодетной семье // Мир психологии и психология в мире. 1996. № 4.
  5. Егорова М. С. Генетика поведения: психологический аспект. М., 1995.
  6. Лебедев А. Н. Нейрофизиологические показатели интеллекта // I Российская конференция по экологической психологии. М., 1996. С. 100 — 101.
  7. Лильин Е. Т., Трубников В. И., Ванюков М. М. Введение в современную фармакогенетику. М., 1984.
  8. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.
  9. Мерлин B. C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., 1986.
  10. Панов В. И. Что же следует понимать под экопсихологией? // I Российская конференция по экологической психологии. М., 1996.
  11. Равич-Щербо И. В., Марютина Т. М., Трубников В. И., Белова Е. С., Кириакиди Э. Ф.
    Психологические предикторы индивидуального развития // Вопросы психологии. 1996. № 2.
  12. Benson J. B., Cherny S. S., Haith N. M., Fulker D. W. Rapid assessment of infant predictors of adult Id: midtwin — midparent analysis // Devel. Psychol. 1993. V. 29. N 3.
  13. Bornstein M. H., Sigman M. D. Continuity in mental development from infancy//Child Devel. 1986. V. 57.
  14. Brody N. Personality in Search of Individuality. L., 1988.
  15. DiLalla L. F., Tompson L. A., Plomin R., Phillips K., Pagan Y. F., Haith M. M., Cyphers L. H., Fulker D. W. Infant predictors of preschool and adult IQ: a study of infant twins and their parents // Develop. Psychol. 1990. V. 26.
  16. Emde R. N., Harmon R. Y. (Eds.). Continuities and Discontinuities in Development. L, 1984.
  17. Eysenck H., Eysenck M. Personality and Individual Differences. L., 1984.
  18. Herrero M. E., Hechtman L., Weiss G. Antisocial Disorders in Hyperactive Subjects from Childhood to Adulthood: Predictive factors and Characterization of Subgroups // Am. J. Orthopsychiat. 1994. V. 64 (4).
  19. Laike T. Using old methods in a new way to help understand the impact of the environment of child development // Culture Space History: Proceedings of the 11th IAPS, Ankara, 1990.
  20. Majnemer A., Rosenblatt B., Riley P. Predicting outcome in high-risk newborns with a neonatal behavioral assessment // Am. J. Occup. Therapy. 1994. V. 48, № . 8.
  21. Pawlik K., Stapf K. H. Okoligische Psychologie: Entwicklung, Perspective und Aufbaueines Forschungsprogramms. // Umwelt und Verhalten. Bern, 1992.
  22. Plomin P. Development, Genetics and Psychology. Lawrence, Erlbaum, 1986.
  23. Steptoe A., Wardle J. Cognitive Predictors of health behaviour in contrasting regions of Europe // European Perspective in Clinical and Health Psychology / Brewin C. R., Steptoe A., Wardle J. (Eds.). BBS, 1992.
  24. Witkowski S. Implicit model for the prediction of managerial effectiveness // Psychology in a Changing Europe & Proceedings of the First East-West Conference in General Psychology. Banska Bystrica. Slovakia, 1993.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика