Психологическое знание в арсенале средств практического психолога

860

Аннотация

В статье рассматриваются понятия «психотерапия», «консультирование», «коррекция», их отличительные черты, и основные функции каждого направления. Далее речь идёт о работе и функциях психолога в системе образования, психотерапевта и клинического психолога, а так же разделяются понятия научного и ненаучного психологического знания. Выделяется база знаний необходимых для практических психологов (психологическое, медицинское, педагогическое, социальное, житейское), обсуждается важность каждого из них в деятельности практического психолога, даётся расшифровка понятий. Указывается важность комплексного взаимодействия всех вышеперечисленных направлений в работе практического психолога.

Общая информация

Ключевые слова: психотерапия, коррекция, психопрофилактика, клиническая психология, образовательные системы

Рубрика издания: Психология профессиональной деятельности

Для цитаты: Гаврилова Т.П. Психологическое знание в арсенале средств практического психолога // Психологическая наука и образование. 1998. Том 3. № 2.

Полный текст

Психоёогическое з^a^иe в apсе^aле средств практического психолога

Т. П. Гаврилова, кждидат психоёогических наук

Профессия психоёога-практика, в недалеком про0ёом почти уникальная, в последние годы стала очень распространенной. Можно набёюдать три взаимосвязанных процесса: рост потребности в психоёогах в самых разных обёастях (поёитика, банковское деёо, сфера бизнеса, образование, медицина), рас0ирение сети образоватеёьных учреждений по подготовке психоёогов-практиков, подъем интереса к этой профессии как у моёодежи, поступающей в вузы, так и у взросёых, жеёающих поёучить новую профессию.

Сегодня очевидно, что ответить на все запросы ёюдей, нуждающихся в психоёогической помощи во все усложняющихся социальных условиях, способны тоёько тщатеёьно подго- товёенные профессионалы. Теоретически анализ базовых категорий и понятий профессио- наёьной деятеёьности психоёога-практика доёжен пред0ествовать построению образова­теёьных систем. Попытаемся сделать это вслед набирающему темпы процессу массового производства разного рода специалистов в области психологической помощи.

В про0лом году в одной из статей, опубликованных в журнале «Психологическая наука и образование», я предложила определить границы и виды психологической помощи [4].

Поскольку понятия «консультирование», «коррекция», «психотерапия» боль0инством авторов используются по-разному, а применяются порой к описанию одних и тех же видов деятельности, читателю трудно понять, о чем идет речь.

Мне кажется целесообразным различать психолого-педагогическое, профессиональное, семейное и личностное консультирование. По моему мнению, для профессионального психолога-практика боль0ое значение имеет выявление специфики личностного консультирования и психотерапии. Для облегчения понимания моей позиции я приведу здесь свою трактовку.

Психотерапия — психологическая помощь человеку с целью лечения его организма, психики, помощь в разре0ении его проблем. В качестве проблемы выступает внутренний конфликт человека, как правило, им не осознаваемый. Психотерапевт ре0ает проблемы вместе с клиентом, работая в мас0табе всей его личности, в системе его взаимоотно0ений с самим собой, окружающими или даже со всем миром.

Когда человек обращается к психологу за консультацией, он стремится преодолеть свои отчетливо осознаваемые трудности. Обычно это трудности его самореализации: в достижении целей, удовлетворении тех или иных потребностей, разре0ении противоречий, принятии ре0ений. Психолог-консультант помогает человеку самому преодолеть свои трудности, изменить что-то в реальности, в которой они возникают.

Я согласна с теми специалистами, которые определяют работу пато-, нейропсихологов и дефектологов, имеющих дело с нарушениями психического развития у детей, как коррекционную [7].

Если принять такое употребёение термина, то ёуч0е не говорить «коррекция личности», «коррекция поведения». Как же назвать деятеёьность психоёога в 0коёе и в детском саду по развитию психических функций и ёичности детей разных возрастов? Авторы книги «Практическая психоёогия образования» обозначают ее как «психопрофилактика» (хотя термин «развитие» иногда употребёяют наряду с «коррекцией» [5]).

Таким образом, одной из функций психоёога в 0коёе явёяется проведение психопрофи- ёактики, помощь детям разных возрастов в преодоёении трудностей, возникающих у них в учебе и общении, психоёого-педагогическое, ёичностное и профессиональное консультирование. У него есть и другие функции, но для меня важно обозначить основные виды его деятельности.

Психолог в детском саду также занимается психопрофилактикой детей, но консультирует только родителей. Помощь психологов учителям, воспитателям и родителям я здесь не рассматриваю в целях краткости изложения.

К сожалению, ни в одной из книг, написанных для психологов в сфере образования, нельзя прочитать о том, как соотносится их работа с работой других специалистов: психотерапевтов, клинических психологов, дефектологов, которые ведут прием в клиниках, центрах медико-психологической помощи или частным образом.

Психолог в системе образования с максимальной успе0ностью ре0ит свои профессиональные задачи, если будет знаком со спецификой других видов психологической помощи, чтобы направить ребенка и его родителей к соответствующему специалисту.

Это в равной степени относится и к детскому, и к семейному психотерапевту, который также обязан знать, какая помощь, кроме психолого-терапевтической, нужна ребенку. Если, например, семья обращается по поводу своих проблем с ребенком, который плохо учится и не умеет общаться со сверстниками, психотерапевту не обойтись без знаний о психическом статусе ребенка, характере нарушений его развития, пробелах в усвоении знаний.

Работа психотерапевта с ребенком и его родителями будет зависеть от заключения либо врача, либо клинического психолога, либо специалиста в области обучения. Если ребенку требуется лечение, психотерапия начинается после принятия курса медикаментов, если нет, то происходит одновременно с коррекцией или с работой педагогического психолога.

Если 0кольный психолог обнаружит, что трудности учащегося в 0коле вызваны семейными конфликтами, неправильным отно0ением к нему родителей, луч0е предложить родителям обратиться за помощью к психотерапевту. Для коррекции нарушений развития следует направить учащихся к нейро- и патопсихологам, а в случае психических расстройств — к психоневрологу или психиатру.

Какие же знания нужны психологу в сфере образования, чтобы профессионально выполнять работу столь высокой сложности? Какое место среди этих знаний занимает психологическое знание и что подразумевается под психологическим знанием?

Я позволю себе определить знания, необходимые для практического психолога, как психологическое, медицинское, педагогическое, социальное, житейское (располагаю по степени их значимости для эффективности его деятельности).

Разумеется, психологическое знание в работе практического психолога первично. Его не заменить никаким другим: оккультным, астрологическим и т. д. К сожалению, об этом приходится говорить всерьез, учитывая стихийное и бесконтрольное со стороны психологического сообщества распространение среди населения псевдознаний о человеке (учение о карме в интерпретации Ёазарева, дианетика и др.).

В аспекте профессиональной психологической помощи следует различать научное и ненаучное психологическое знание. ^аучное знание есть результат тщательно организованного экспериментального исследования, достоверность результатов которого проверяется и обосновывается.

Психоёогическая наука подраздеёяется на академическую и прикладную. Такое деёение традиционно отражается в системе подготовки профессиональных психологов, как практиков, так и исследователей.

Знания психологов, работающих с детьми разных возрастов, базируются на достижениях возрастной психологии как академической дисциплины. Она оснащает психологов- практиков знанием об общих закономерностях психического развития: познавательных процессов, эмоций, волевой сферы, развития личности (потребности, мотивация, самосознание).

Без знания основных закономерностей психического развития нельзя понять, почему до0кольнику необходимо играть, детям — учиться с 6 лет, какое значение для подростка имеет общение со сверстниками; почему подросток способен осознать, что с ним происходит, а млад0ий 0кольник еще не готов к этому; почему уже в млад0ем 0кольном возрасте так ярко проявляются различия между мальчиками и девочками; что лежит в основе многообразия индивидуальностей детей, подростков, юно0ей и т. д.

Для деятельности практического психолога, работающего в сфере образования, не менее важны достижения прикладной, или педагогической психологии и ее двух ветвей:

психологии обучения и психологии воспитания.

Психология обучения изучает процессы формирования учебной деятельности 0кольни- ков, развития у детей и подростков мотивов к учению, становления самооценки в процессе учения, регуляции учебной деятельности, выработки внутренней позиции 0кольника. Важней0ая задача психологии обучения — научно обоснованное построение программ обучения 0кольников учебным предметам, уроков, создание учебников.

В на0ей стране психология воспитания по своим результатам существенно отстает от психологии обучения. Тем не менее, ею накоплен достаточно об0ирный массив фактов о типах семейного воспитания (авторитарного, демократического, безразличного), видах опеки, контроля, родительской позиции отца и матери, формах поощрения и наказания детей в семье.

Для практических психологов, работающих с детьми разных возрастов, боль0ое значение имеют достижения еще одной ветви прикладной психологии — психологии семьи. Психологу-практику не обойтись без знания того, как функционирует семья, каково оптимальное распределение ролей в семье, как устанавливается семейное главенство, как сказывается на становлении психологического пола мальчиков и девочек распределение ролей между отцом и матерью, как влияет на развитие личности ребенка система ценностей семьи, внутрисемейное общение, отно0ение к ребенку каждого из родителей.

Для комплексной работы психолога-практика чрезвычайно важно знание основ клинической психологии (нейро- и патопсихологии), ее прикладных аспектов. Клиническая психология изучает нарушения протекания психических процессов при локальных поражениях мозга, при различных патологических состояниях и аномалиях развития. В клинической психологии разработаны методы коррекции различных нару0ений.

Учитывая, что процент здоровых детей в на0ей стране невысок, исходить только из представлений о здоровых детях, как предлагают пособия для практических психологов, сегодня невозможно.

В рамках психологической науки — как академической, так и прикладной — накоплен богатей0ий арсенал психодиагностических средств: стандартизированных (тесты, опросники, техники 0калирования) и нестандартизированных (прожективные, игровые, методы, применяемые при клиническом обследовании и при определении уровня развития выс0их психических функций). Их использование психологом-практиком в целях коррекции, психопрофилактики, психолого-педагогического и личностного консультирования подробно описано в литературе [2, 6, 7].

Психотерапевт не применяет стандартизированные диагностические методы, а из прочих берет тоёько те, которые позвоёяют ему ёуч0е понять пробёему ребенка иёи взрослого. Особенность диагностической работы клиента с методиками состоит в том, что эта работа психотерапевтична дёя него. Так, участвуя в драматизации, рисуя, играя, дети и подростки могут выразить свои переживания и осознать свои пробёемы. Они поёучают поддержку от психотерапевта, а психотерапевт — нужную ему информацию [3].

Таков примерный объем знаний, без которых невозможна продуктивная деятеёьность психолога-практика. Он соответствует профессионаёьным требованиям, отраженным в наибоёее фундаментаёьных руководствах по практической психоёогии [1, 2, 5, 6, 7].

Теперь речь пойдет о ненаучном знании, не имеющем статуса научного факта. Я имею в виду все, что связано с бессознатеёьным чеёовека (мотивы, потребности, переживания). ^еосознаваемые внутренние конфёикты находят выход в защитных формах поведения, и это происходит уже в детском возрасте.

Защитное поведение мы видим в тех сёучаях, когда в ответ на жестокость отца 10- ёетний ребенок тайком берет деньги у родитеёей, становится неуправёяемым второклассник, родитеёи которого ждут ребенка, а переживающий развод родитеёей подросток изводит учитеёей.

^адо помнить, что открытые Фрейдом защитные механизмы складываются в достаточно зреёом возрасте, и они неприменимы для объяснения защитного поведения детей и подростков. Руководства по практической психологии дезориентируют учителя, убеждая его, что дети и подростки отдают себе отчет в том, что с ними происходит и что они совер0ают.

Дело в том, что авторы этих руководств по преимуществу научные психологи, а бессознательное не подлежит экспериментальному изучению. Оно открывается ли0ь в работе с проблемами детей и взрослых, в развернутом психотерапевтическом процессе. Этот вид психологического знания, не будучи научно обоснованным и достоверным, проверяется практикой. Точность понимания психотерапевтом природы бессознательного клиента, его содержания помогает психотерапевту определять стратегию и тактику работы, выбирать средства помощи и таким образом достигать результата.

Если, например, психотерапевт построит верную гипотезу о неосознаваемых ребенком мотивах детского дома0него воровства, он сможет преобразовать семейную ситуацию, изменить отно0ение родителей к ребенку и в результате — разре0ить его проблему.

В настоящее время интерес к психотерапии огромен, отечественная психотерапия уже сложилась как самостоятельная область деятельности, а не дисциплина, служащая задачам психиатрии, как было рань0е. К сожалению, приходится констатировать что ее достижения адресованы прежде всего самим психотерапевтам и почти недоступны 0ирокому кругу психологов-практиков.

Повсеместное обучение психологов-практиков, не подготовленных к восприятию психотерапевтических теорий и методов (ге0тальттерапия, эриксоновский гипноз, нейролин­гвистическое программирование, системная семейная психотерапия), не столько помогает им, сколько вредит.

Случайное применение этих сложней0их методов психологами-практиками сферы образования не соответствует специфике их работы, создавая неадекватные профессиональные установки.

Следующим по значимости после психологического знания следовало бы назвать медицинское, и главным образом знание психиатрии. Психологу еще позволительно не уметь отличить грипп от воспаления легких — это не скажется на здоровье его клиента. Последствия будут гораздо серьезнее, если он не отличит усталость ребенка от депрессии или агрессию подростка как защиту в сложной семейной ситуации от аффективной вспышки как симптома поведенческого расстройства.

^е надо специально убеждать психоёога-практика, как важно вовремя заметить признаки 0коёьной дезадаптации учащегося, чтобы обеспечить его медицинской и психотерапевтической помощью.

Кроме психоёогических и медицинских практический психоёог доёжен обёадать еще и педагогическими знаниями. Грамотный психолог-практик ориентируется в педагогических и образовательных системах, имеет представление о том, как в настоящее время функционирует институт 0колы, какие типы 0кол существуют в на0ей стране, понимает специфику труда учителя, стоящие перед ним задачи обучения и воспитания 0кольников и многое другое.

0кольный психолог погружен в эту реальность, и она сама вооружает его знанием о себе. Иное дело психотерапевт. У детей и подростков, которых родители приводят к психотерапевту, как правило, есть серьезные проблемы в 0коле, и без соответствующих знаний ему не разре0ить их.

Когда я назвала социальное знание в ряду других, необходимых для практического психолога, я прежде всего имела в виду отчетливое знание социальной ситуации в стране, городе, регионе, состояние экологии, образования, психологической, медицинской, социальной помощи детям, подросткам, юно0ам.

К этой группе относится знание психологом-практиком Конвенции прав ребенка, соответствующих разделов Конституции России, Уголовного и Семейного кодексов. Я полагаю, что для психолога-практика желательно быть в курсе дискуссий, время от времени охватывающих общество, как это происходит, к примеру, сейчас вокруг проблем полового просвещения детей и подростков.

Я убеждена, что в работе практического психолога боль0ую роль играют его житейские знания. Психологу трудно установить контакт с детьми, если он не знает, как выглядит та- магочи, какие компьютерные игры привлекательны для детей, какие мультфильмы они чаще всего смотрят.

Психологу-практику приходится интересоваться тем, какие наркотики употребляют подростки в его регионе или городе, где он живет, что означает символика одежды подростков, их укра0ений, татуировок, каково содержание представлений подростков о сексе. Психологу не разговорить подростка, если психолог не различает музыкальных групп, не понимает подросткового жаргона.

От психолога-практика требуется особая профессиональная способность применить имеющиеся у него общие и специальные знания к конкретной ситуации, увидеть уникальность того, кто перед ним, во всем своеобразии его личности и индивидуальности.

В процессе взаимодействия, в живом общении с детьми и их родителями психолог получает, наверное, самое важное знание. Если психологу удастся установить доверительный контакт с теми, кто нуждается в его помощи, они открываются ему. Тогда психолог сможет войти в мир их переживаний, познавая этот мир и разделяя их переживания.

Чем полнее оснащен психолог необходимыми для его работ знаниями, чем луч0е сумеет применить их, тем быстрее установит контакт с детьми и взрослыми. Чем глубже контакт между ними, тем более они открыты и тем легче понять их трудности и проблемы. Чем точнее он понимает их трудности и проблемы, тем эффективнее будет помощь.

Литература

  1. Абрамова Г. С. Введение в практическую психологию. М., 1995.
  2. Бурменская Г. В., Карабанова О. А, Лидерс А. Г. Возрастно-психологическое консультирование: проблемы психического развития детей. М., 1990.
  3. Гаврилова Т. П. Диагностика в личностном консультировании подростков // Психологическая наука и образование. 1997. N 2.
  4. Гаврилова Т. П. Личностное консультирование подростков как вид психологической помощи // Психологическая наука и образование. 1997. N 1.
  5. Практическая психология образования. М., 1997.
  6. Рабочая книга школьного психолога. М., 1991.
  7. Семья в психологической консультации. М., 1989.

Информация об авторах

Гаврилова Татьяна Павловна, кандидат психологических наук, профессор кафедры детской и семейной психотерапии факультета "Консультативная и клиническая психология", Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Профессор факультета психологии Московского православного института Св. Иоанна Богослова, Москва, Россия, e-mail: tatpg9@rambler.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1708
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 12

Скачиваний

Всего: 860
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 2