Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 88Рубрики 51Авторы 7667Ключевые слова 18545 Online-сборники NEW! 1 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ ВИНИТИ Web of Science EBSCO Ulrichsweb DOAJ ERIH PLUS
CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Рейтинг Science Index РИНЦ
2016

1 место — направление «Психология»
1 место — направление «Народное образование. Педагогика»

16 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

3,107 —Двухлетний импакт-фактор
2,103 —Пятилетний импакт-фактор

 

Специфика домашнего поведения детей 6-7 лет 905

Поливанова К.Н., доктор психологических наук, профессор, Научно-исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия, kpolivanova@mail.ru

Аннотация

В данной статье приводится исследование характеристик домашнего поведения у детей 6-7 лет. Исследование проводилось на базе специально разработанной методики «Интервью». Выборке родителей, дети которых начали посещать подготовительную группу детского сада, предлагалось проследить за появлением нового поведения у детей, в результате чего были выявлены специфические поведенческие реакции. В статье анализируются каждые из выявленных реакций, такие например, как спор, непослушание, хитрость, взрослое поведение и т. д.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Критические возрасты, представление о которых было введено Л. С. Выготским, продолжают оставаться не до конца понятым объектом психологического анализа. Одной из причин этого является отсутствие клинической картины возрастов. Д. Б. Эльконин по этому поводу говорил следующее: «Детской психологии, так богатой фактами о развитии отдельных сторон психики ребенка, явно не хватает «клиники» детского развития. Под «клиническим» исследованием мы понимаем систематическое и детальное изучение одних и тех же детей на протяжении всего возрастного периода» [5, с. 260].

Поэтому мы исследовали характеристики домашнего поведения детей 6—7 лет (работа проведена А. Ком-пани под нашим руководством). По предположению (и на основании литературных данных) негативизм поведения обнаруживается преимущественно в привычных ситуациях, а для детей 6—7 лет такой ситуацией является домашняя.

Для изучения домашнего поведения была использована специально разработанная методика «Интервью». Исследование проводилось с родителями, чьи дети посещали подготовительную группу детского сада. Родителей просили (варьируя вопросы) рассказать о новом в поведении их детей. На протяжении года проведено 3 серии встреч с родителями. В эксперименте участвовали родители 29 детей в возрасте 6—7 лет.

В результате выявлены следующие поведенческие реакции (все они квалифицировались родителями как новые).

Пауза. Временной интервал между обращением к ребенку (указание, требования, приказы, напоминания о соблюдении режима и других необходимых действий, просьбы) и реакцией ребенка появляется на седьмом году жизни. По свидетельству родителей, дети «не слышат, о чем их просят», «делают вид, что не слышат», «не реагируют» и т. п. Данное поведение характеризуется родителями как новое: «Раньше такого не было», «С лета просто начал издеваться — говорим, а он не слышит».

Литература
  1. Выготский Л. С. Вопросы детской (возрастной) психологии // Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. М., 1984.
  2. Ермолова Т. В., Комогорцева И. О. Временной аспект образа себя у старших дошкольников // Вопросы психологии. 1995. № 2.
  3. Компани А. Динамика отношения к заданиям взрослого как психологическая характеристика перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту: Автореф. канд. дис. М., 1995.
  4. Поливанова К. Н. Психологический анализ кризисов возрастного развития // Вопросы психологии. 1994. № 1.
  5. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М., 1989.
Статьи по теме:
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2018 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Индекс цитирования Яндекс.Метрика