Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8428Ключевые слова 20536 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Диагностика индивидуальных вариантов соотношения умственного и эмоционального развития учащихся I - II классов 686

Шмидт В.В., кандидат психологических наук, зав. психолого-педагогической лабораторией Дзержинского районного отдела образования Волгограда
Шмидт В.Р., кандидат психологических наук, докторант университета Масарика, Брно, Чехия, Брно, Чехия, schmidtvica@yahoo.com

Аннотация

В статье рассматривается развитие самоотношения учеников от I ко II классу. Полученные результаты показали, что его формирование не исчерпывается поступательной динамикой и характеризуется рядом сензитивных периодов, приходящихся на разные стадии начального обучения. Выявлен аспект умственного развития, тесно связанный с развитием самоотношения учеников I-II классов, - преобразование дошкольного понятийного опыта.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Соотнесение результатов изучения различных аспектов развития ребенка является актуальной задачей школьной психодиагностики. Ее разрешение связано с исследованием соотношения умственного и эмоционального развития. Периодизационный подход остается одним из доминирующих в изучении этого соотношения. Но насколько категории и принципы различных периодизаций обосновывают разработку методологии сопоставления диагностики познавательной и эмоционально-потребностной сфер?

В качестве центральной категории схемы развития Э. Эриксон выдвинул психосоциальную тождественность личности [8, с. 230]. В ходе решения социальных задач ребенок вырабатывает отношение к миру и себе, которое имеет положительный и отрицательный варианты формирования. Понятие «отношение» становится в периодизации Э. Эриксона одним из опредмечивающих соотношение умственного и эмоционального развития [8, с. 226 — 228]. Сходно с ним по значению и понятие «аттитюд»: аффективно-познавательное отношение к окружающему, предложенное А. Валлоном [2, с. 131]. Однако если для Э. Эриксона ведущей характеристикой формирования отношений являлась гармоничность-дисгармоничность развития мышления и чувств [8, с. 238], то А. Валлон сосредоточивает внимание на изучении динамики развития аттитюдов, преобразования сложившихся аттитюдов под действием формирующихся [2, с. 19 — 22, 95]. Однако для качественной оценки особенностей соотношения умственного и эмоционального развития одинаково значимы характеристики как гармоничности развития, так и его динамики.

Проводя аналогию между аффектом и интеллектом, катарсисом и познанием, Ж. Пиаже утверждает общность структур и единообразие динамики развития эмоций и мышления [7, с. 128 — 130]. Положительная связь синхронности и динамики развития определила специфику исследований стадий развития Ж. Пиаже и его последователями Л. Кольбергом, Д. Флейвеллом: выделение стадий умственного развития соотносится со стадиями формирования нравственных чувств [10, с. 105—112, 153—154]. Одной из причин жесткой заданности развития в периодизации Пиаже является [2, с. 131, 11, с. 64] абстрагированное представление о влиянии социума на развитие ребенка [2, с. 131], [11, с. 64]. Д. Б. Эльконин, рассматривая, как и Пиаже, развитие ребенка в системах «ребенок — предмет», «ребенок — другой человек», подчеркивает значение общественной обусловленностью развития обеих систем [11, с. 76 — 77]. Расчленение детского развития на периоды преобладания аффективного или когнитивного развития повлияло на более глубокое исследование формирования системы «ребенок — предмет» по сравнению с системой «ребенок — другой человек». Именно эта особенность эльконинской периодизации создала ложную иллюзию лучшей изученности психологии младшего школьника, чем подростка.

Литература
  1. Божович Л. И. Проблемы формирования личности /Под ред. Д. И. Фельдштейна.
    М., 1995.
  2. Валлон А. Психическое развитие ребенка. М., 1967.
  3. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. М., 1991.
  4. Захарова А. В. Психология формирования самооценки. Минск, 1993.
  5. Индивидуальные варианты развития младшего школьника /Под ред. Л. В. Занкова, М. В. Зверевой. М., 1973.
  6. Левин К. Конфликт между аристотелевским и галилеевским способами мышления в современной психологии // Психологический журнал. 1990. № 5.
  7. Пиаже Ж. Аффективное и когнитивное бессознательное // Вопросы психологии.
    1996. № 6.
  8. Принцип развития в психологии / Под ред. Л. И. Анцыферовой М.,1978.
  9. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста: психологические исследования /Под ред. А. В. Запорожца, Я. З. Неверовича. М., 1986.
  10. Развитие личности ребенка / Под ред. А. Н. Фонарева. М., 1987.
  11. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М., 1989.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика