Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Роль образа в актуализации смыслопорождающих систем понимания искусства детьми
(на материале анализа детьми содержания произведений живописи) 744

Гуружапов В.А., доктор психологических наук, заведующий кафедрой педагогической психологии факультета психологии образования, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, otdel-m@yandex.ru

Аннотация

Автор трактует смыслопорождающие системы понимания искусства как совокупность образов, представлений и идей, которые определяют содержание интерпретации и оценки зрителем произведений живописи или графики. Интерпретация и оценка произведений живописи являются не единственными, но очень важными аспектами практики школьного эстетического воспитания.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Смыслопорождающими системами понимания искусства мы называем совокупность образов, представлений и идей, которые определяют содержание интерпретации и оценки зрителем произведений живописи или графики. Интерпретация и оценка являются не единственным, но очень важным для практики эстетического воспитания аспектом понимания искусства.

Под интерпретацией обычно понимается относительно нейтральная характеристика содержания произведения искусства, данная человеком, а под оценкой — определение значимости этого содержания для себя и других людей. Взаимосвязь интерпретации и оценки приводит к тому, что всякое понимание искусства, выраженное вслух или обозначенное действием, с одной стороны, претендует на некоторое общее значение, а с другой — фиксирует индивидуальное, личное отношение к произведению. Например, двое младших школьников спорят о картине И. Грабаря «Мартовский снег» (Государственная Третьяковская галерея). Одному она нравится потому, что «радостно, видно, как приходит весна, что скоро будет тепло». Другому картина совсем не нравится, так как, по его мнению, «картина нарисована небрежно, наляпана какими-то мазками». Оба малыша оценили произведение, исходя из своего личного отношения к его содержанию, но при этом апеллировали к достаточно общим, хотя и разным, представлениям и идеям о смысле и назначении искусства. Для первого важным было образное содержание картины, для второго — формальные признаки способа работы художника.

Мы будем рассматривать понимание искусства детьми с точки зрения соответствия культурной норме отношения к искусству. Культурная норма отношения к искусству есть умение и желание зрителя видеть в форме произведения мысли и чувства, соответствующие замыслу автора. Надо иметь в виду, что авторский замысел вовсе не предполагает точной словесной формулировки. Формулировка замыслу является скорее итогом или этапом осмысления практики восприятия публикой произведения искусства, нежели специальной задачей художника. В композиции цвета, линий и форм, в выборе сюжета, в использовании значений и символов художник выражает определенный взгляд на мир и искусство. При этом он опирается на ощущение (интуицию) значимости этого взгляда для других людей, для данной исторической эпохи и художественной традиции, наконец, для человечества в целом. В замысле произведения открывается способность людей жить, думать, чувствовать, любить и совершать открытия так, как это сумел вообразить художник, может быть до конца и не осознавая этого. Для культурного зрителя важно понять и отнестись к авторскому замыслу как к выражению каких-то существенных, а в пределе сущностных сторон своей собственной жизни и окружающей действительности. Результатом этого может стать как суждение о художественном образе, так и просто возглас восхищения или долгое любование произведением.

Литература
  1. Артемьева Е. Ю. Психология субъективной семантики. М., 1980.
  2. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
  3. Волков Н. Н. Восприятие картины. М., 1976.
  4. Волков Н. Н. Композиция в живописи. М., 1977.
  5. Зинченко В. П. Продуктивное восприятие // Вопросы психологии. 1971. № 6.
  6. Иванов В. П. Человеческая деятельность — познание — искусство. Киев, 1976.
  7. Ильенков Э. В. Об эстетической природе фантазии // Вопросы эстетики. Т. 6. М., 1964.
  8. Леонтьев А. Н. Психология образа // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 1979. № 2.
  9. Лосев А. Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М., 1976.
  10. Лосев А. Ф., Шестаков В. П. История эстетических категорий. М., 1965.
  11. Полуянов Ю. А. Формирование способности целостного восприятия цвета у детей // Вопросы психологии. 1980. № 1.
  12. Сперлинг Дж. Модель зрительной памяти // Инженерная психология за рубежом.
    М., 1967.
  13. Шестаков В. П. Проблемы эстетического воспитания. М., 1962.
  14. Эстетическое воспитание школьников / Под ред. А. И. Бурова, Б. Т. Лихачева. М., 1974.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика