Роль образа в актуализации смыслопорождающих систем понимания искусства детьми (на материале анализа детьми содержания произведений живописи)

524

Аннотация

Автор трактует смыслопорождающие системы понимания искусства как совокупность образов, представлений и идей, которые определяют содержание интерпретации и оценки зрителем произведений живописи или графики. Интерпретация и оценка произведений живописи являются не единственными, но очень важными аспектами практики школьного эстетического воспитания.

Общая информация

Ключевые слова: культурная норма, целостное восприятие, понимание искусства, понимание авторской позиции

Рубрика издания: Междисциплинарные исследования

Для цитаты: Гуружапов В.А. Роль образа в актуализации смыслопорождающих систем понимания искусства детьми (на материале анализа детьми содержания произведений живописи) // Психологическая наука и образование. 2000. Том 5. № 3.

Фрагмент статьи

Смыслопорождающими системами понимания искусства мы называем совокупность образов, представлений и идей, которые определяют содержание интерпретации и оценки зрителем произведений живописи или графики. Интерпретация и оценка являются не единственным, но очень важным для практики эстетического воспитания аспектом понимания искусства.

Под интерпретацией обычно понимается относительно нейтральная характеристика содержания произведения искусства, данная человеком, а под оценкой — определение значимости этого содержания для себя и других людей. Взаимосвязь интерпретации и оценки приводит к тому, что всякое понимание искусства, выраженное вслух или обозначенное действием, с одной стороны, претендует на некоторое общее значение, а с другой — фиксирует индивидуальное, личное отношение к произведению. Например, двое младших школьников спорят о картине И. Грабаря «Мартовский снег» (Государственная Третьяковская галерея). Одному она нравится потому, что «радостно, видно, как приходит весна, что скоро будет тепло». Другому картина совсем не нравится, так как, по его мнению, «картина нарисована небрежно, наляпана какими-то мазками». Оба малыша оценили произведение, исходя из своего личного отношения к его содержанию, но при этом апеллировали к достаточно общим, хотя и разным, представлениям и идеям о смысле и назначении искусства. Для первого важным было образное содержание картины, для второго — формальные признаки способа работы художника.

Мы будем рассматривать понимание искусства детьми с точки зрения соответствия культурной норме отношения к искусству. Культурная норма отношения к искусству есть умение и желание зрителя видеть в форме произведения мысли и чувства, соответствующие замыслу автора. Надо иметь в виду, что авторский замысел вовсе не предполагает точной словесной формулировки. Формулировка замыслу является скорее итогом или этапом осмысления практики восприятия публикой произведения искусства, нежели специальной задачей художника. В композиции цвета, линий и форм, в выборе сюжета, в использовании значений и символов художник выражает определенный взгляд на мир и искусство. При этом он опирается на ощущение (интуицию) значимости этого взгляда для других людей, для данной исторической эпохи и художественной традиции, наконец, для человечества в целом. В замысле произведения открывается способность людей жить, думать, чувствовать, любить и совершать открытия так, как это сумел вообразить художник, может быть до конца и не осознавая этого. Для культурного зрителя важно понять и отнестись к авторскому замыслу как к выражению каких-то существенных, а в пределе сущностных сторон своей собственной жизни и окружающей действительности. Результатом этого может стать как суждение о художественном образе, так и просто возглас восхищения или долгое любование произведением.

Литература

  1. Артемьева Е. Ю. Психология субъективной семантики. М., 1980.
  2. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
  3. Волков Н. Н. Восприятие картины. М., 1976.
  4. Волков Н. Н. Композиция в живописи. М., 1977.
  5. Зинченко В. П. Продуктивное восприятие // Вопросы психологии. 1971. № 6.
  6. Иванов В. П. Человеческая деятельность — познание — искусство. Киев, 1976.
  7. Ильенков Э. В. Об эстетической природе фантазии // Вопросы эстетики. Т. 6. М., 1964.
  8. Леонтьев А. Н. Психология образа // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 1979. № 2.
  9. Лосев А. Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М., 1976.
  10. Лосев А. Ф., Шестаков В. П. История эстетических категорий. М., 1965.
  11. Полуянов Ю. А. Формирование способности целостного восприятия цвета у детей // Вопросы психологии. 1980. № 1.
  12. Сперлинг Дж. Модель зрительной памяти // Инженерная психология за рубежом.
    М., 1967.
  13. Шестаков В. П. Проблемы эстетического воспитания. М., 1962.
  14. Эстетическое воспитание школьников / Под ред. А. И. Бурова, Б. Т. Лихачева. М., 1974.

Информация об авторах

Гуружапов Виктор Александрович, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогической психологии факультета психологии образования, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 1394
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 524
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 2