Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8245Ключевые слова 20238 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Образовательная среда урока в школах разных типов 2571

Поливанова Н.И., кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник ПИ РАО, Москва, Россия
Ермакова И.В., кандидат психологических наук, начальник лаборатории «Социально-психологические проблемы образования» МГППУ, Москва, Россия, ermak@uetranet.ru

Аннотация

Исследование выявило наиболее существенные характеристики урока в образовательных средах разного типа. Анализ экспериментального наблюдения организации уроков в различных школах показал четкое количественное развитие и качественные особенности параметров, свойственных двум типам сред и характеризующих их как развивающую и репродуктивную. Показано, что школьники в развивающих образовательных средах демонстрируют более высокий уровень развития теоретического мышления.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Образовательная среда школы является сложным по структуре целостным образованием, включающим разноплановые компоненты (в том числе имеющие психологическую природу), например такие, как внутренняя направленность школы, психологический климат, социально-психологическая структура коллектива, психологическая организация передачи знаний, психологические характеристики учащихся и учителей. Мы остановимся на результатах наблюдения и анализа особенностей образовательной среды школы, проявляющихся непосредственно на уроках. Эти особенности должны выражаться и в общей педагогической направленности учителя (формы и методы передачи учителем содержания учебного материала), и в специфике психологической организации им процесса усвоения учащимися знаний на уроке (организация, контроль и регулирование процесса взаимодействия с учащимися), и в личностных отношениях с детьми (влияние личности учителя на учащихся, учет индивидуальных особенностей детей, создание мотивации учения). На наш взгляд, именно то, как образовательная среда реализуется в учебной работе учителя и детей на уроках и, главное, в их взаимодействии, является одним из основных факторов (наряду с внутренней направленностью школы и др.) образовательной среды, определяющих эффективность психического развития учащихся каждой конкретной школы.

В ранее осуществленном исследовании [6] на основании особенностей внутренней направленности школы, ее концепции, психологического климата и ряда других факторов были выделены некоторые типы школ, характеризующиеся целостным проявлением специфической образовательной среды (например, «развивающая», «гуманистическая» или «авторитарная» образовательная среда). Однако внутри отдельных типов школ в процессе урока, как правило, наблюдаются различные варианты функционирования образовательной среды, которые определяются, по нашему мнению, не только вариативностью реализации концепции школы отдельными педагогами или индивидуальными особенностями определенных учителей. В частности, серьезное влияние может оказать то, насколько педагог учитывает возрастные особенности детей или какова специфика преподаваемого им предмета (по степени формализации, эмоциональности и гуманистичности содержания). В настоящем исследовании мы сравниваем психологические особенности организации уроков в школах разной направленности, в разных возрастных группах учащихся (V и IX классы), а также на разных предметах (математических, естественных и гуманитарных).

Литература
  1. Зверева В. М. Диагностика и экспертиза педагогической деятельности аттестуемых учителей. М., 1998.
  2. Зеленова М. Е. Особенности самовосприятия и восприятия своих учеников учителями начальных классов с разным типом педагогического взаимодействия // Психологическая наука и образование. 1999. № 1.
  3. Кальней В. А. Шишов С. Е. Технология мониторинга качества обучения в системе «учитель — ученик». М., 1999.
  4. Рубцов В. В., Поливанова Н. И., Ермакова И. В. Образовательная среда школы и интеллектуальное развитие детей // Экспериментальные площадки в московском образовании. Вып. 2. МИПКРО (в печати).
  5. Скок Г. Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность. М., 1998.
  6. Улановская И. М., Поливанова Н. И., Ермакова И. В. Что такое образовательная среда школы и как ее выявить? // Вопросы психологии. 1998. № 6.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

Яндекс.Метрика