Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8428Ключевые слова 20536 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Уровни педагогического мастерства учителя математики 815

Каплунович И.Я., кандидат психологических наук, доцент , Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (НФ) , Великий Новгород, Россия, i-kapl@mail.ru

Аннотация

Вопросы профессионализма учителя, формирования и диагностики уровня его педагогических возможностей – тема данного исследования. Автор выделяет четыре уровня владения педагогическим мастерством, которые дают возможность педагогам видеть перспективу и направление своего педагогического роста, а также оценить уровень собственного профессионализма.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Вопросы профессионализма учителя, формирования и диагностики уровня его педагогических возможностей не теряют своей актуальности. Особую остроту они приобрели в связи
с проблемой аттестации педагогических кадров. Процесс идет, оценки учителю выставляются, но до сих пор нет четких показателей и критериев определения уровня его профессионального мастерства. Оценка квалификации педагога в связи с этим носит субъективный характер. Это приводит к тому, что, во-первых, учитель часто не удовлетворен итогами экспертизы, во-вторых, не всегда оценивается по достоинству и высокие категории получают не лучшие специалисты, в-третьих, сам педагог дезориентирован и не знает, чем следует заниматься, над чем работать, какие способности и умения развивать, чтобы повысить свой профессиональный уровень.

Справедливости ради следует отметить, что в науке есть некоторые критерии и методики диагностики мастерства учителя. В отечественной психологии они разработаны и описаны в трудах Ф. Н. Гоноболина, Н. В. Кузьминой, А. К. Марковой и др. [5, 7, 8]. Приведены они даже в вузовских учебниках [2, 9], но по неизвестным причинам в практике аттестационных комиссий обычно не используются.

Это приводит к тому, что при аттестации педагогические способности довольно часто проверяются наличием конкретных знаний, при этом чисто учительская, обучающая деятельность подменяется предметной, на пример математической. В результате в ряде регионов преподавателям предлагают в прямом смысле сдавать экзамены по психологии, педагогике, методике преподавание предмета, учителям математики — решать задачи, а учителям словесности — писать диктанты и т. д.

Совершается грубейшая психологическая ошибка. Известно даже первокурснику педагогического вуза, что способности — это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, являющиеся условием успешного выполнения определенных видов деятельности и не сводящиеся к знаниям, умениям и навыкам [9, с. 216; 10, с.439; 12, с. 16]. Поэтому проверять уровень педагогического мастерства и соответствующих способностей наличием конкретных знаний бессмысленно. От знания до умения, от знаний до их использования на практике — «дистанция огромного размера».

Литература
  1. Болтянский В. Г., ВоловичМ.Б., Семушин А. Д. Геометрия, VII класс. М., 1977.
  2. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М. В. Гамезо и др. М., 1984.
  3. Геометрия в современной математике и математическом образовании // Математика в школе. 1993. № 4.
  4. Глейзер Г. Д. Каким быть школьному курсу геометрии // Математика в школе. 1991. № 4.
  5. Гоноболин Ф. Н. Книга об учителе. М., 1965.
  6. Колмогоров А. Н. Современная математика и математика в современной школе // Математика в школе. 1971. № 6.
  7. Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М., 1990.
  8. Маркова А. К. Психология труда учителя. М., 1993.
  9. Немов Р. С. Психология: В 3 кн Кн. 2: Психология образования. IV 1996.
  10. Общая психология / Под ред. А. В. Петровского. М., 1986. С. 439.
  11. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 1946.
  12. Теплов Б. М. Избранные труды: В 2 т. Т. 1. М., 1985. С. 16.
  13. Чечет В. В. Педагогика для всех: Афоризмы и мысли. Мн., 1984.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика