Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8020Ключевые слова 19596 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Психологические метаморфозы одной метафоры 716

Баянова Л.Ф., доктор психологических наук, доцент, заведующая кафедрой педагогической психологии, Институт психологии и образования, ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», Казань, Россия, LFBayanova@kpfu.ru

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

В 1885 г. Г. Эббингауз обнаружил ряд весьма важных психологических закономерностей, которые впоследствии получили широкую известность как эббингаузовские «кривые научения». Данные кривые, которые, по существу, являются моделями — аналогами процесса выработки навыка, отражают ту закономерность, что многократные повторения приводят к улучшению качества выполнения задачи. В определенный момент рост качества достигает уровня, на котором фиксируется некоторое постоянство параметра, — происходит «выход на плато» (асимптоту). Момент «выхода на плато» можно назвать научением. В определенной мере кривые Эббингауза отражают известную народную мудрость: «Повторение — мать учения». Безусловно, в этой пословице заложен глубокий дидактический смысл, отражающий роль упражнений в механизме научения. Оказывается, помимо дидактического смысла в данной метафоре содержится еще весьма интересное содержание.

Проводя эксперименты с детьми младшего школьного возраста, мы обнаружили некоторые тенденции, принимающие характер определенной закономерности. Эксперименты проводились с детьми 5-6, 8 и 9 лет. В общей сложности нами исследованы три выборки испытуемых дошкольного и младшего школьного возраста. Объем отдельной выборки состоял из 50 испытуемых. Детям предлагалось 10 заданий на решение однотипных задач на обобщение. В каждом задании предъявлялось 20 геометрических фигур, 5 из которых имели общие признаки, а оставшиеся 15 выступали в качестве «фоновых». Время, за которое ребенку предлагалось отыскать фигуры, подлежащие объединению, и произвести соответствующее обобщение, фиксировалось. Напомним, что предлагаемые задачи были однотипными, т. е. если в одной серии ребенок производил обобщение с треугольниками, то в другой — с квадратами или ромбами. При изменении последовательности предъявления заданий мы обнаружили неизменность результатов по фиксируемому времени выполнения, что подтверждает однотипность задач эксперимента.

Литература
  1. Баянова Л. Ф., Ярославова А. И. Диссипативные структуры в интеллекте их характеристики // Ежегодник Российского психологического общества. М., 2002. Т. 9. Вып. 2.
  2. Баянова Л. Ф. О моделировании самоорганизации в когнитивной психологии // Синергия культуры: Труды Все российской конференции. Саратов 2002.
  3. Брушлинский А. В. Психология мышления и кибернетика. М., 1970.
  4. Венда В. Ф. Проблемы психологического анализа и моделирования динамики познавательного процесса // Психологические исследования познавательных процессов и личности. М 1983.
  5. Дьяченко О. М. Проблема развития способностей: до и после Л. С. Выготского // Вопросы психологии. 1996 № 5.
  6. Крылов В. Ю. Психосинергетика как возможная новая парадигма психологи ческой науки // Психологический журнал. 1998. Т.19. № 3.
  7. Медведева Н. Б. Динамика логистической функции // Соросовский образовательный журнал. 2000. № 8.
  8. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. М., 1989.
  9. Совайленко В. К. О содержании математического образования и качестве учебников (мнение учителя) // Педагогика. 2002. № 3.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Яндекс.Метрика