Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8428Ключевые слова 20536 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Уровневый подход в изучении психомоторики детей с речевой патологией 2648

Лопатина Л.В., кандидат педагогических наук, зав. кафедрой Российского государственного педагогического университета

Аннотация

В статье описываются нарушения психомоторики у детей со стертой дизартрией, а также тесты, используемые для оценки состояния психомоторики детей дошкольного возраста со стертой дизартрией с позиции уровневого подхода организации движений. Особенности психомоторики больных детей обусловлена несформированностью согласованной деятельности отдельных уровней. Учет качественного своеобразия нарушений двигательной сферы детей со стертой дизартрией позволяет определить основные направления коррекционного воздействия.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Двигательная система выполняет важную роль в развитии ребенка. В отличие от иных анализаторных систем двигательная имеет «вкрапления» во все другие. Движения, мышечные импульсы, сопутствуя любому другому ощущению, составляют своего рода компонент ощущения, которое существенно усиливается действием двигательных импульсов.

В синдроме имеющихся нарушений у детей со стертой дизартрией (речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического компонента речевой функциональной системы и возникающая вследствие невыраженного, микроорганического поражения головного мозга) наряду с речевой симптоматикой отмечается целый ряд неречевых симптомов, в частности нарушения психомоторики.

В специальной литературе, посвященной проблеме стертой дизартрии, описываются и анализируются нарушения ручной моторики, речедвигательной сферы. Вопросы общего моторного развития, характер формирования двигательных навыков у этих детей освещены фрагментарно. Чаще всего лишь констатируется факт недостаточности общей моторики, отмечаются нарушения объема, точности, координации выполняемых движений.

У детей со стертой дизартрией иногда выявляются отклонения в развитии ряда установочных рефлексов и локомоций. Анализ анамнестических данных свидетельствует о том, что некоторые дети с этой формой речевой патологии не могут удерживать голову в вертикальном положении до 5-7-месячного возраста, устойчиво сидеть без опоры до 8-9 месяцев, а иногда и до года, овладевают ходьбой лишь в возрасте 2 лет.

У части детей со стертой дизартрией «даже при своевременном начале ходьбы отмечались различные особенности: либо излишне долго наблюдались явления пропульсии, ходьба «рывками», перемежающаяся с бегом, либо овладевший уже навыками ходьбы ребенок предпочитал ползать, либо он был излишне осторожен и ходил очень медленно, либо нагружал при ходьбе только передние отделы стопы, длительное время продолжая ходить на носках» [9]. Аналогичные сведения, свидетельствующие об отставании моторных функции у детей со стертой дизартрией, встречаются в исследованиях Г. В. Гуровец и С. И. Маевской, но только в отношении сложных локомоций [4]. У детей с этой формой речевой патологии в более старшем возрасте моторная неловкость проявляется в быстро наступающем уставании во время ходьбы, в неумении бегать, прыгать на одной и двух ногах, держать ложку в руке, выполнять действия с мячом и т. п. [4, 6]. Моторную неловкость, быструю утомляемость в ряде случаев объясняют наличием легкого двухстороннего или одностороннего (правого или левого) гемипареза обоих конечностей [5]

Литература
  1. Бернштейн Н. А. О построении движении М., 1947.
  2. Бондаревский Е. Я. Возрастные особенности развития функции равновесия у детей школьного возраста // Развитии двигательных качеств школьников. М,. 1967.
  3. Гуревич М. О., Озерецкий Н. И. Психомоторика. М.. 1930. Т 1—2.
  4. Гуровец Г. В., Маевская С. И. К вопросу диагностики стертых форм псевдобульбарной дизартрии // Вопросы логопедии. М, 1978.
  5. Карелина И. Б. Логопедическая работа с детьми с минимальными дизартрическими расстройствами: Автореф.дис…. канд.пед.наук. М., 2000.
  6. Лопатина Л. В. Приемы обследования детей со стертой формой дизартрии и дифференциация их обучения // Дефектология. 1986. N°2.
  7. Мартынова Р. И. Основные формы расстройств речи у детей (дислалия и дизартрия) в сравнительном плане с позиций комплексного подхода: Автореф. дис…. канд.пед.наук. М., 1971.
  8. Серебровская М. В. Методика массового исследования моторики // Методы изучения детей и подростков. 4.1. М., 1979.
  9. Сизова Э. Я., Макарова Э. К. О механизме бокового сигматизма // Психические и речевые нарушения у детей. Вопросы реабилитации Л., 1979.
  10. Соботович Е. Ф., Чернопольская А. Ф. Проявления стертых дизартрии и методы их диагностики//Дефектология. 1974. № 4.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика