Уровневый подход в изучении психомоторики детей с речевой патологией

2848

Аннотация

В статье описываются нарушения психомоторики у детей со стертой дизартрией, а также тесты, используемые для оценки состояния психомоторики детей дошкольного возраста со стертой дизартрией с позиции уровневого подхода организации движений. Особенности психомоторики больных детей обусловлена несформированностью согласованной деятельности отдельных уровней. Учет качественного своеобразия нарушений двигательной сферы детей со стертой дизартрией позволяет определить основные направления коррекционного воздействия.

Общая информация

Ключевые слова: стертая дизартрия, нарушения речедвигательной сферы, уровневая теория организации движений, синкинезии, моторная недостаточность

Рубрика издания: Клиническая и специальная психология

Для цитаты: Лопатина Л.В. Уровневый подход в изучении психомоторики детей с речевой патологией // Психологическая наука и образование. 2003. Том 8. № 2.

Фрагмент статьи

Двигательная система выполняет важную роль в развитии ребенка. В отличие от иных анализаторных систем двигательная имеет «вкрапления» во все другие. Движения, мышечные импульсы, сопутствуя любому другому ощущению, составляют своего рода компонент ощущения, которое существенно усиливается действием двигательных импульсов.

В синдроме имеющихся нарушений у детей со стертой дизартрией (речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического компонента речевой функциональной системы и возникающая вследствие невыраженного, микроорганического поражения головного мозга) наряду с речевой симптоматикой отмечается целый ряд неречевых симптомов, в частности нарушения психомоторики.

В специальной литературе, посвященной проблеме стертой дизартрии, описываются и анализируются нарушения ручной моторики, речедвигательной сферы. Вопросы общего моторного развития, характер формирования двигательных навыков у этих детей освещены фрагментарно. Чаще всего лишь констатируется факт недостаточности общей моторики, отмечаются нарушения объема, точности, координации выполняемых движений.

У детей со стертой дизартрией иногда выявляются отклонения в развитии ряда установочных рефлексов и локомоций. Анализ анамнестических данных свидетельствует о том, что некоторые дети с этой формой речевой патологии не могут удерживать голову в вертикальном положении до 5-7-месячного возраста, устойчиво сидеть без опоры до 8-9 месяцев, а иногда и до года, овладевают ходьбой лишь в возрасте 2 лет.

У части детей со стертой дизартрией «даже при своевременном начале ходьбы отмечались различные особенности: либо излишне долго наблюдались явления пропульсии, ходьба «рывками», перемежающаяся с бегом, либо овладевший уже навыками ходьбы ребенок предпочитал ползать, либо он был излишне осторожен и ходил очень медленно, либо нагружал при ходьбе только передние отделы стопы, длительное время продолжая ходить на носках» [9]. Аналогичные сведения, свидетельствующие об отставании моторных функции у детей со стертой дизартрией, встречаются в исследованиях Г. В. Гуровец и С. И. Маевской, но только в отношении сложных локомоций [4]. У детей с этой формой речевой патологии в более старшем возрасте моторная неловкость проявляется в быстро наступающем уставании во время ходьбы, в неумении бегать, прыгать на одной и двух ногах, держать ложку в руке, выполнять действия с мячом и т. п. [4, 6]. Моторную неловкость, быструю утомляемость в ряде случаев объясняют наличием легкого двухстороннего или одностороннего (правого или левого) гемипареза обоих конечностей [5]

Литература

  1. Бернштейн Н. А. О построении движении М., 1947.
  2. Бондаревский Е. Я. Возрастные особенности развития функции равновесия у детей школьного возраста // Развитии двигательных качеств школьников. М,. 1967.
  3. Гуревич М. О., Озерецкий Н. И. Психомоторика. М.. 1930. Т 1—2.
  4. Гуровец Г. В., Маевская С. И. К вопросу диагностики стертых форм псевдобульбарной дизартрии // Вопросы логопедии. М, 1978.
  5. Карелина И. Б. Логопедическая работа с детьми с минимальными дизартрическими расстройствами: Автореф.дис…. канд.пед.наук. М., 2000.
  6. Лопатина Л. В. Приемы обследования детей со стертой формой дизартрии и дифференциация их обучения // Дефектология. 1986. N°2.
  7. Мартынова Р. И. Основные формы расстройств речи у детей (дислалия и дизартрия) в сравнительном плане с позиций комплексного подхода: Автореф. дис…. канд.пед.наук. М., 1971.
  8. Серебровская М. В. Методика массового исследования моторики // Методы изучения детей и подростков. 4.1. М., 1979.
  9. Сизова Э. Я., Макарова Э. К. О механизме бокового сигматизма // Психические и речевые нарушения у детей. Вопросы реабилитации Л., 1979.
  10. Соботович Е. Ф., Чернопольская А. Ф. Проявления стертых дизартрии и методы их диагностики//Дефектология. 1974. № 4.

Информация об авторах

Лопатина Л.В., кандидат педагогических наук, зав. кафедрой Российского государственного педагогического университета

Метрики

Просмотров

Всего: 2929
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 8

Скачиваний

Всего: 2848
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 15