Психологическая наука и образование
2003. Том 8. № 2
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Уровневый подход в изучении психомоторики детей с речевой патологией
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: стертая дизартрия, нарушения речедвигательной сферы, уровневая теория организации движений, синкинезии, моторная недостаточность
Рубрика издания: Клиническая и специальная психология
Для цитаты: Лопатина Л.В. Уровневый подход в изучении психомоторики детей с речевой патологией // Психологическая наука и образование. 2003. Том 8. № 2.
Фрагмент статьи
Двигательная система выполняет важную роль в развитии ребенка. В отличие от иных анализаторных систем двигательная имеет «вкрапления» во все другие. Движения, мышечные импульсы, сопутствуя любому другому ощущению, составляют своего рода компонент ощущения, которое существенно усиливается действием двигательных импульсов.
В синдроме имеющихся нарушений у детей со стертой дизартрией (речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического компонента речевой функциональной системы и возникающая вследствие невыраженного, микроорганического поражения головного мозга) наряду с речевой симптоматикой отмечается целый ряд неречевых симптомов, в частности нарушения психомоторики.
В специальной литературе, посвященной проблеме стертой дизартрии, описываются и анализируются нарушения ручной моторики, речедвигательной сферы. Вопросы общего моторного развития, характер формирования двигательных навыков у этих детей освещены фрагментарно. Чаще всего лишь констатируется факт недостаточности общей моторики, отмечаются нарушения объема, точности, координации выполняемых движений.
У детей со стертой дизартрией иногда выявляются отклонения в развитии ряда установочных рефлексов и локомоций. Анализ анамнестических данных свидетельствует о том, что некоторые дети с этой формой речевой патологии не могут удерживать голову в вертикальном положении до 5-7-месячного возраста, устойчиво сидеть без опоры до 8-9 месяцев, а иногда и до года, овладевают ходьбой лишь в возрасте 2 лет.
У части детей со стертой дизартрией «даже при своевременном начале ходьбы отмечались различные особенности: либо излишне долго наблюдались явления пропульсии, ходьба «рывками», перемежающаяся с бегом, либо овладевший уже навыками ходьбы ребенок предпочитал ползать, либо он был излишне осторожен и ходил очень медленно, либо нагружал при ходьбе только передние отделы стопы, длительное время продолжая ходить на носках» [9]. Аналогичные сведения, свидетельствующие об отставании моторных функции у детей со стертой дизартрией, встречаются в исследованиях Г. В. Гуровец и С. И. Маевской, но только в отношении сложных локомоций [4]. У детей с этой формой речевой патологии в более старшем возрасте моторная неловкость проявляется в быстро наступающем уставании во время ходьбы, в неумении бегать, прыгать на одной и двух ногах, держать ложку в руке, выполнять действия с мячом и т. п. [4, 6]. Моторную неловкость, быструю утомляемость в ряде случаев объясняют наличием легкого двухстороннего или одностороннего (правого или левого) гемипареза обоих конечностей [5]
Литература
-
Бернштейн Н. А. О построении движении М., 1947.
-
Бондаревский Е. Я. Возрастные особенности развития функции равновесия у детей школьного возраста // Развитии двигательных качеств школьников. М,. 1967.
-
Гуревич М. О., Озерецкий Н. И. Психомоторика. М.. 1930. Т 1—2.
-
Гуровец Г. В., Маевская С. И. К вопросу диагностики стертых форм псевдобульбарной дизартрии // Вопросы логопедии. М, 1978.
-
Карелина И. Б. Логопедическая работа с детьми с минимальными дизартрическими расстройствами: Автореф.дис…. канд.пед.наук. М., 2000.
-
Лопатина Л. В. Приемы обследования детей со стертой формой дизартрии и дифференциация их обучения // Дефектология. 1986. N°2.
-
Мартынова Р. И. Основные формы расстройств речи у детей (дислалия и дизартрия) в сравнительном плане с позиций комплексного подхода: Автореф. дис…. канд.пед.наук. М., 1971.
-
Серебровская М. В. Методика массового исследования моторики // Методы изучения детей и подростков. 4.1. М., 1979.
-
Сизова Э. Я., Макарова Э. К. О механизме бокового сигматизма // Психические и речевые нарушения у детей. Вопросы реабилитации Л., 1979.
-
Соботович Е. Ф., Чернопольская А. Ф. Проявления стертых дизартрии и методы их диагностики//Дефектология. 1974. № 4.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2906
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 1
Скачиваний
Всего: 2808
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 1