Субъективные модели групповой учебно-профессиональной задачи (на материале военных специальностей)

766

Аннотация

Авторы изучали процессы коллективно-распределенной деятельности в воинских коллективах. Исследование проводилось в воинских частях Военно-Морского Флота России. Использовались психологические тесты, анкетирование и экспертные оценки. Было показано, что субъекты учебной деятельности строят субъективные модели, отражающие ход реализации этой деятельности. Наиболее существенным компонентом этой модели является восприятие учебного задания. Параметры субъективных моделей связаны с объективными характеристиками учебной ситуации.

Общая информация

Рубрика издания: Психология профессиональной деятельности

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Рубцов В.В., Кондаков И.М., Селиков Ю.Н. Субъективные модели групповой учебно-профессиональной задачи (на материале военных специальностей) // Психологическая наука и образование. 2003. Том 8. № 3.

Фрагмент статьи

В отечественной психологии различные взаимодействия в социальных группах рассматриваются в аспекте принципа деятельности (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев и др.). В соответствии с этим принципом считается, что в процессе и на базе социально значимой совместной деятельности рождается социально-психологическое единство и из номинальной группы возникает действенная социально-психологическая общность. Совместная деятельность — это, во-первых, совместные воздействия на общий предмет этой деятельности (в частности, на предмет труда), во-вторых, воздействия участников совместной деятельности друг на друга. Она имеет следующие характеристики: наличие единой цели для участников, включенных в нее, и побуждения работать вместе; объединение, совмещение или сопряжение индивидуальных деятельностей (и индивидов); разделение единого процесса деятельности на отдельные функционально связанные операции и их распределение между участниками; координация индивидуальных деятельностей участников; наличие единого совокупного продукта для всех участников; наличие единого пространства и одновременно выполнения индивидуальных деятельностей разными людьми [4].

Процессы социально-психологического взаимодействия включены практически во все этапы организации совместной деятельности (Г. М. Андреева, А. Л. Журавлев, Р. Л. Кричевский). В многочисленных эмпирических исследованиях выявлены основные особенности взаимодействия членов социальной группы друг с другом, в том числе основанные на межличностном восприятии и групповой идентификации [2]. При этом был сделан основной вывод: чтобы оказались возможными процессы идентификации, необходимо создание особых условий, одним из важнейших при этом является участие в совместной деятельности.

В отечественной социальной психологии разрабатываются несколько концепций социально-психологического взаимодействия, в которых процессам межличностного восприятия и групповой идентификации отводится разная роль в групповой динамике.

Так, в рамках стратометрической концепции коллектива, предложенной А. В. Петровским и его сотрудниками [6; 7], реализуется принцип деятельности, позволяющий проблемы малой социальной группы рассмотреть в системе целостных социальных связей. Согласно данной теории деятельностного опосредствования межличностных отношений в коллективе взаимоотношения в коллективе образуют три качественно особые страты. Первую, основную, страту составляют отношения к содержанию совместной деятельности, прежде всего отношения мотивационного плана. Вторая включает межличностные связи, опосредствованные содержанием деятельности. В отличие от первого, предметно-мотивационного слоя элементы данной страты составляют собственно межличностные связи, специфика которых состоит в генетической и функциональной опосредствованности содержанием групповой деятельности. Непосредственные межличностные связи образуют третий слой внутригрупповой активности.

Литература

  1. Алексеев Н. А. Психолого-педагогические проблемы развивающего дифференцированного обучения. Челябинск, 1995.
  2. Бодалев А. А. Субъективная значимость другого человека и определяющие ее факторы // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1985. № 2.
  3. Вопросы психологии коллектива школьников и студентов: Сб. науч. тр. КГПИ. Курск, 1972.
  4. Журавлев А. Л. Совместная деятельность как объект социально-психологического исследования // Совместная деятельность: методология, теория, практика / Под ред. А. Л. Журавлева, П. Н. Шихирева, Е. В. Шороховой. М., 1988.
  5. Коломинский Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах. (Общение и возрастные особенности). Минск, 1976.
  6. Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982.
  7. Петровский А. В. Вопросы истории и теории психологии: Избранные труды. М., 1984.
  8. Рубцов В. В. Организация и развитие совместных учебных действий у учащихся в процессе обучения. М., 1987.
  9. Рубцов В. В. Роль кооперации в развитии интеллекта детей // Вопросы психологии. 1980. № 4.
  10. Рубцов В. В. Совместная деятельность как проблема генетической психологии // Психологический журнал. 1989. № 3.
  11. Сарычев С. В. К вопросу о социально-психологических основах стрессоустойчивости группы // Социально-психологические основы организованности коллектива школьников и студентов. Курск, 1987.
  12. Сарычев С. В. Надежность группы в напряженных и экстремальных ситуациях совместной деятельности: Дис…. канд. психол. наук. Курск, 1993.
  13. Сарычев С. В. Экспериментальное исследование надежности группы в напряженных и экстремальных ситуациях совместной деятельности // Социально-психологические аспекты оптимизации жизнедеятельности молодежных групп в изменяющихся социально-экономических условиях: Сборник научных трудов памяти проф. Л. И. Уманского. Курск, 2000.
  14. Силаков А. С. Организованность группы как фактор, влияющий на динамику адекватности осознания статусной структуры индивидами с полярным статусом // Социально-психологические аспекты оптимизации жизнедеятельности молодежных групп в изменяющихся социально-экономических условиях. Курск, 2000.
  15. Уманский Л. И. Поэтапное развитие группы как коллектива // Коллектив и личность / Под ред. К. К. Платонова. М., 1975.
  16. Чернышев А. С. Социально-психологические основы организованности первичного коллектива (на материалах исследования молодежных групп и коллективов): Дис…. д-ра психол. наук. М., 1980.
  17. Чернышев А. С. Организованность первичного коллектива в напряженных ситуациях совместной деятельности // Социально-психологические аспекты организованности первичного коллектива школьников и студентов. Курск, 1984.
  18. Чернышев А. С. Организованность как свойство совместной деятельности // Социальная психология и общественная практика. М., 1985.
  19. Чернышев А. С. Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций. М., 1999.

Информация об авторах

Рубцов Виталий Владимирович, доктор психологических наук, профессор, академик РАО, профессор кафедры ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства», президент, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), президент Федерации психологов образования России, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2050-8587, e-mail: rubtsovvv@mgppu.ru

Кондаков Игорь Михайлович, кандидат психологических наук, заведующий лабораторией математических моделей Московского городского психолого-педагогического университета, Москва, Россия, e-mail: ikondakow@mtu-net.ru

Селиков Юрий Николаевич, кандидат психологических наук, Старший преподаватель кафедры психологии уголовного розыска , Институт переподготовки и последипломного образования сотрудников ФСБ, Санкт-Петербург, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 1502
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 766
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 1