Психологическая наука и образование
2003. Том 8. № 3
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Субъективные модели групповой учебно-профессиональной задачи (на материале военных специальностей)
Аннотация
Общая информация
Рубрика издания: Психология профессиональной деятельности
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Рубцов В.В., Кондаков И.М., Селиков Ю.Н. Субъективные модели групповой учебно-профессиональной задачи (на материале военных специальностей) // Психологическая наука и образование. 2003. Том 8. № 3.
Фрагмент статьи
В отечественной психологии различные взаимодействия в социальных группах рассматриваются в аспекте принципа деятельности (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев и др.). В соответствии с этим принципом считается, что в процессе и на базе социально значимой совместной деятельности рождается социально-психологическое единство и из номинальной группы возникает действенная социально-психологическая общность. Совместная деятельность — это, во-первых, совместные воздействия на общий предмет этой деятельности (в частности, на предмет труда), во-вторых, воздействия участников совместной деятельности друг на друга. Она имеет следующие характеристики: наличие единой цели для участников, включенных в нее, и побуждения работать вместе; объединение, совмещение или сопряжение индивидуальных деятельностей (и индивидов); разделение единого процесса деятельности на отдельные функционально связанные операции и их распределение между участниками; координация индивидуальных деятельностей участников; наличие единого совокупного продукта для всех участников; наличие единого пространства и одновременно выполнения индивидуальных деятельностей разными людьми [4].
Процессы социально-психологического взаимодействия включены практически во все этапы организации совместной деятельности (Г. М. Андреева, А. Л. Журавлев, Р. Л. Кричевский). В многочисленных эмпирических исследованиях выявлены основные особенности взаимодействия членов социальной группы друг с другом, в том числе основанные на межличностном восприятии и групповой идентификации [2]. При этом был сделан основной вывод: чтобы оказались возможными процессы идентификации, необходимо создание особых условий, одним из важнейших при этом является участие в совместной деятельности.
В отечественной социальной психологии разрабатываются несколько концепций социально-психологического взаимодействия, в которых процессам межличностного восприятия и групповой идентификации отводится разная роль в групповой динамике.
Так, в рамках стратометрической концепции коллектива, предложенной А. В. Петровским и его сотрудниками [6; 7], реализуется принцип деятельности, позволяющий проблемы малой социальной группы рассмотреть в системе целостных социальных связей. Согласно данной теории деятельностного опосредствования межличностных отношений в коллективе взаимоотношения в коллективе образуют три качественно особые страты. Первую, основную, страту составляют отношения к содержанию совместной деятельности, прежде всего отношения мотивационного плана. Вторая включает межличностные связи, опосредствованные содержанием деятельности. В отличие от первого, предметно-мотивационного слоя элементы данной страты составляют собственно межличностные связи, специфика которых состоит в генетической и функциональной опосредствованности содержанием групповой деятельности. Непосредственные межличностные связи образуют третий слой внутригрупповой активности.
Литература
-
Алексеев Н. А. Психолого-педагогические проблемы развивающего дифференцированного обучения. Челябинск, 1995.
-
Бодалев А. А. Субъективная значимость другого человека и определяющие ее факторы // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1985. № 2.
-
Вопросы психологии коллектива школьников и студентов: Сб. науч. тр. КГПИ. Курск, 1972.
-
Журавлев А. Л. Совместная деятельность как объект социально-психологического исследования // Совместная деятельность: методология, теория, практика / Под ред. А. Л. Журавлева, П. Н. Шихирева, Е. В. Шороховой. М., 1988.
-
Коломинский Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах. (Общение и возрастные особенности). Минск, 1976.
-
Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982.
-
Петровский А. В. Вопросы истории и теории психологии: Избранные труды. М., 1984.
-
Рубцов В. В. Организация и развитие совместных учебных действий у учащихся в процессе обучения. М., 1987.
-
Рубцов В. В. Роль кооперации в развитии интеллекта детей // Вопросы психологии. 1980. № 4.
-
Рубцов В. В. Совместная деятельность как проблема генетической психологии // Психологический журнал. 1989. № 3.
-
Сарычев С. В. К вопросу о социально-психологических основах стрессоустойчивости группы // Социально-психологические основы организованности коллектива школьников и студентов. Курск, 1987.
-
Сарычев С. В. Надежность группы в напряженных и экстремальных ситуациях совместной деятельности: Дис…. канд. психол. наук. Курск, 1993.
-
Сарычев С. В. Экспериментальное исследование надежности группы в напряженных и экстремальных ситуациях совместной деятельности // Социально-психологические аспекты оптимизации жизнедеятельности молодежных групп в изменяющихся социально-экономических условиях: Сборник научных трудов памяти проф. Л. И. Уманского. Курск, 2000.
-
Силаков А. С. Организованность группы как фактор, влияющий на динамику адекватности осознания статусной структуры индивидами с полярным статусом // Социально-психологические аспекты оптимизации жизнедеятельности молодежных групп в изменяющихся социально-экономических условиях. Курск, 2000.
-
Уманский Л. И. Поэтапное развитие группы как коллектива // Коллектив и личность / Под ред. К. К. Платонова. М., 1975.
-
Чернышев А. С. Социально-психологические основы организованности первичного коллектива (на материалах исследования молодежных групп и коллективов): Дис…. д-ра психол. наук. М., 1980.
-
Чернышев А. С. Организованность первичного коллектива в напряженных ситуациях совместной деятельности // Социально-психологические аспекты организованности первичного коллектива школьников и студентов. Курск, 1984.
-
Чернышев А. С. Организованность как свойство совместной деятельности // Социальная психология и общественная практика. М., 1985.
-
Чернышев А. С. Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций. М., 1999.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1495
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1
Скачиваний
Всего: 765
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 1