Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Диагностическое обследование психического развития пятилетних детей: результаты и выводы 4881

Бурлакова И.А., кандидат психологических наук, профессор, заведующая кафедрой дошкольной педагогики и психологии факультета психологии образования, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, iaburlakova@mail.ru
Смирнова Е.О., доктор психологических наук, руководитель Центра психолого-педагогической экспертизы игрушек, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, smirneo@mail.ru

Аннотация

Описано уникальное обследование психологических особенностей пятилетних детей, проведенное в 2003 г. на базе детских дошкольных учреждений Москвы. Обследование проводилось по нескольким направлениям: диагностика коммуникативной, познавательной, волевой, деятельностной сфер психического развития пятилетних детей. Дано краткое описание использованного в обследовании пакета методик. Количественный и качественный анализ результатов обследования позволил выявить современную картину уровня психического развития пятилетних детей. В заключение намечены конкретные пути создания и усовершенствования условий для оптимального развития детей дошкольного возраста.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Весной 2003 г. по заказу МКО силами МГППУ было проведено психологическое обследование пятилетних детей, посещающих детские сады Москвы. Это был своего рода массовый эксперимент, в котором участвовали, с одной стороны, около 11 тыс. детей, а с другой — практически вся психологическая служба ДОУ и медико-психологических центров столицы. «Испытуемыми» в данном эксперименте были не только пятилетние дети, но и сама психологическая служба в дошкольном образовании. Учитывая масштаб и уникальность этого обследования, важно обсудить его замысел, процедуру, результаты и уроки. Именно этой задаче посвящена настоящая статья.

Целью данной работы были апробация комплекта диагностических методов и получение результатов, отражающих уровень психического развития пятилетних детей. Этот возраст в настоящее время является последней, старшей ступенью дошкольного периода развития. Именно поэтому, по исходному замыслу проекта, своевременное выявление особенностей развития (и его возможных деформаций) в пятилетнем возрасте, когда у ребенка «в запасе» еще целый год дошкольного детства, может способствовать более эффективной и целенаправленной психолого-педагогической работе как в дошкольном учреждении, так и в семье.

С учетом возрастных особенностей пятилетних детей были определены следующие направления психологической диагностики:

  • коммуникативная сфера — уровень общения ребенка со взрослым (форма общения), социальная компетентность в общении со сверстниками;
  • познавательная сфера — восприятие, образное и логическое мышление, способность ориентироваться на существенные признаки;
  • произвольность — способность опосредовать свои действия правилом.

Уровень развития речи не выделялся в отдельный предмет диагностики, поскольку речь неизбежно включена в другие виды деятельности и выступает, с одной стороны, как средство общения (при выявлении внеситуативных форм общения), с другой — как средство мышления (при решении мыслительных задач и их словесном описании). Регулятивная функция речи выявляется при выполнении речевых инструкций взрослого.

 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика