Психологическая наука и образование
2003. Том 8. № 4
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Диагностическое обследование психического развития пятилетних детей: результаты и выводы
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: коммуникативная компетентность, дошкольный возраст, игровая деятельность, произвольность, ситуативно-деловое общение, наглядно-образное мышление
Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)
Для цитаты: Бурлакова И.А., Смирнова Е.О. Диагностическое обследование психического развития пятилетних детей: результаты и выводы // Психологическая наука и образование. 2003. Том 8. № 4.
Фрагмент статьи
Весной 2003 г. по заказу МКО силами МГППУ было проведено психологическое обследование пятилетних детей, посещающих детские сады Москвы. Это был своего рода массовый эксперимент, в котором участвовали, с одной стороны, около 11 тыс. детей, а с другой — практически вся психологическая служба ДОУ и медико-психологических центров столицы. «Испытуемыми» в данном эксперименте были не только пятилетние дети, но и сама психологическая служба в дошкольном образовании. Учитывая масштаб и уникальность этого обследования, важно обсудить его замысел, процедуру, результаты и уроки. Именно этой задаче посвящена настоящая статья.
Целью данной работы были апробация комплекта диагностических методов и получение результатов, отражающих уровень психического развития пятилетних детей. Этот возраст в настоящее время является последней, старшей ступенью дошкольного периода развития. Именно поэтому, по исходному замыслу проекта, своевременное выявление особенностей развития (и его возможных деформаций) в пятилетнем возрасте, когда у ребенка «в запасе» еще целый год дошкольного детства, может способствовать более эффективной и целенаправленной психолого-педагогической работе как в дошкольном учреждении, так и в семье.
С учетом возрастных особенностей пятилетних детей были определены следующие направления психологической диагностики:
- коммуникативная сфера — уровень общения ребенка со взрослым (форма общения), социальная компетентность в общении со сверстниками;
- познавательная сфера — восприятие, образное и логическое мышление, способность ориентироваться на существенные признаки;
- произвольность — способность опосредовать свои действия правилом.
Уровень развития речи не выделялся в отдельный предмет диагностики, поскольку речь неизбежно включена в другие виды деятельности и выступает, с одной стороны, как средство общения (при выявлении внеситуативных форм общения), с другой — как средство мышления (при решении мыслительных задач и их словесном описании). Регулятивная функция речи выявляется при выполнении речевых инструкций взрослого.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2557
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 2
Скачиваний
Всего: 5286
В прошлом месяце: 16
В текущем месяце: 15