Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 69Рубрики 51Авторы 6570Ключевые слова 15333 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ ВИНИТИ Web of Science EBSCO Ulrichsweb DOAJ ERIH PLUS
CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Издается с 1996 года

Периодичность: 4 выпуска в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Психолого-педагогические затруднения воспитателей в развитии связной монологической речи дошкольников 465

Шорохова О.А., кандидат психологических наук, докторант Курского государственного университета, Россия, olga1503@yandex.ru

Аннотация

В дошкольном возрасте значительно увеличиваются речевые возможности детей, от правильного использования которых существенно зависит своевременное овладение связной монологической речью. Современные условия дошкольного образования определяются многообразием вариативных программ. Анализ реализации образовательных программ в дошкольных учреждениях выявил ряд психолого-педагогических затруднений воспитателей, препятствующих освоению детьми связной монологической речи в сензитивном периоде. Основными из них являются эмоциональные и коммуникативные барьеры в общении, недостаточное осознание закономерностей речевого развития дошкольников, использование репродуктивных приемов обучения.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Связная монологическая речь определяется как сложноорганизованное и развернутое речевое высказывание, которое имеет мотив и замысел, характеризуется единством структуры, общей логикой содержания, адекватным лексико-грамматическим и звуковым оформлением изложения. Источником становления коммуникативной компетентности ребенка служит речевая среда. Организатором и активным участником речевой среды в учебно-воспитательном процессе дошкольного учреждения является воспитатель. Его образ служит для ребенка языковым авторитетом.

Современное состояние дошкольного образования характеризуется вариативностью программ воспитания и обучения, многообразием видов дошкольных учреждений, свободой творчества воспитателя. Вследствие этого повышаются требования к профессиональной компетенции педагога, качественному выполнению им профессиональных функций.

В условиях вариативности образования воспитателю необходимо обладать критичным мышлением для выбора оптимальных технологий реализации программного содержания, ориентироваться в постоянно изменяющемся потоке научной информации, уметь организовывать психологически обоснованный образовательный процесс, а также осознавать и преодолевать встречающиеся трудности в реализации подходов вариативных программ по речевому развитию.

Анкетирование практических работников дошкольных учреждений выявило ряд факторов, свидетельствующих о субъективном переживании ими напряженных психических состояний, препятствующих творческой самореализации, стремлению к самосовершенствованию в условиях новой реальности. Возрастной диапазон принимавших участие в опросе — от 18 до 40 лет, стаж работы педагогов — до 15 лет. 38% дошкольных работников имеют высшее педагогическое образование, у 62% воспитателей средне-специальное образование.

Литература
  1. Бородич А.М. Методика развития речи детей. М., 1974.
  2. Брудный А. К проблеме понимания текста // Исследование рече-мыслительной деятельности. Алма-Ата, 1974.
  3. Венгер Л. Как ускорить процесс понимания сказки// Дошкольное воспитание. 1991. № 5.
  4. Венгер Л. О чем рассказывает сказка // Дошкольное воспитание. 1994. № 5.
  5. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука / Под ред. А.И. Подольского. М., 1998.
  6. Гербова В.В. Занятия по развитию речи с детьми 2–4 лет. М., 1993.
  7. Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. Ребенок и книга. СПб., 1999.
  8. Запорожец А.В. Психология восприятия ребенком-дошкольником литературного произведения // Труды Всероссийской научной конференции по дошкольному воспитанию. М., 1949.
  9. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание / Под ред. В.П. Зинченко, В.Г. Мещерякова. М., 1996.
  10. Карпинская Н.С. Развитие художественных способностей дошкольников в процессе игры-драматизации // Известия Академии пед. наук РСФСР. 1950. Вып. 100.
  11. Короткова Э.П. Беседа как средство развития речи у детей дошкольного возраста. М., 1977.
  12. Леонтьев А.А. Внутренняя речь и процессы грамматического порождения высказывания// Вопросы порождения речи и обучения языку. М., 1967.
  13. Лурия А.Р. Язык и сознание / Под ред. Е.Д. Хомской. Ростов н/Д, 1998.
  14. Никифорова О.И. Психология восприятия художественной литературы. М., 1972.
  15. Подымов Н.А. Психологические барьеры в педагогической деятельности. М., 1998.
  16. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Т.1. М., 1989.
  17. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. М., 1997.
  18. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания // Известия Академии пед. наук РСФСР. 1947. Вып. 11.
  19. Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. М., 1994.
  20. Эльконин Д.Б. Психологическое развитие в детских возрастах. М., 1997.
 
Webometrics
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2016 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика