Психологическая наука и образование
2005. Том 10. № 1. С. 9–15
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Психолого-педагогические затруднения воспитателей в развитии связной монологической речи дошкольников
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: связная монологическая речь, профессиональная компетентность, инновационный поиск, аналитическая деятельность, традиционный подход в обучении, стандартизация поведения, эмоциональный барьер, психологическая защита, вариативные программы дошкольного образования
Рубрика издания: Психология образования
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Шорохова О.А. Психолого-педагогические затруднения воспитателей в развитии связной монологической речи дошкольников // Психологическая наука и образование. 2005. Том 10. № 1. С. 9–15.
Фрагмент статьи
Связная монологическая речь определяется как сложноорганизованное и развернутое речевое высказывание, которое имеет мотив и замысел, характеризуется единством структуры, общей логикой содержания, адекватным лексико-грамматическим и звуковым оформлением изложения. Источником становления коммуникативной компетентности ребенка служит речевая среда. Организатором и активным участником речевой среды в учебно-воспитательном процессе дошкольного учреждения является воспитатель. Его образ служит для ребенка языковым авторитетом.
Современное состояние дошкольного образования характеризуется вариативностью программ воспитания и обучения, многообразием видов дошкольных учреждений, свободой творчества воспитателя. Вследствие этого повышаются требования к профессиональной компетенции педагога, качественному выполнению им профессиональных функций.
В условиях вариативности образования воспитателю необходимо обладать критичным мышлением для выбора оптимальных технологий реализации программного содержания, ориентироваться в постоянно изменяющемся потоке научной информации, уметь организовывать психологически обоснованный образовательный процесс, а также осознавать и преодолевать встречающиеся трудности в реализации подходов вариативных программ по речевому развитию.
Анкетирование практических работников дошкольных учреждений выявило ряд факторов, свидетельствующих о субъективном переживании ими напряженных психических состояний, препятствующих творческой самореализации, стремлению к самосовершенствованию в условиях новой реальности. Возрастной диапазон принимавших участие в опросе — от 18 до 40 лет, стаж работы педагогов — до 15 лет. 38% дошкольных работников имеют высшее педагогическое образование, у 62% воспитателей средне-специальное образование.
Литература
- Бородич А.М. Методика развития речи детей. М., 1974.
- Брудный А. К проблеме понимания текста // Исследование рече-мыслительной деятельности. Алма-Ата, 1974.
- Венгер Л. Как ускорить процесс понимания сказки// Дошкольное воспитание. 1991. № 5.
- Венгер Л. О чем рассказывает сказка // Дошкольное воспитание. 1994. № 5.
- Гальперин П.Я. Психология как объективная наука / Под ред. А.И. Подольского. М., 1998.
- Гербова В.В. Занятия по развитию речи с детьми 2–4 лет. М., 1993.
- Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. Ребенок и книга. СПб., 1999.
- Запорожец А.В. Психология восприятия ребенком-дошкольником литературного произведения // Труды Всероссийской научной конференции по дошкольному воспитанию. М., 1949.
- Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание / Под ред. В.П. Зинченко, В.Г. Мещерякова. М., 1996.
- Карпинская Н.С. Развитие художественных способностей дошкольников в процессе игры-драматизации // Известия Академии пед. наук РСФСР. 1950. Вып. 100.
- Короткова Э.П. Беседа как средство развития речи у детей дошкольного возраста. М., 1977.
- Леонтьев А.А. Внутренняя речь и процессы грамматического порождения высказывания// Вопросы порождения речи и обучения языку. М., 1967.
- Лурия А.Р. Язык и сознание / Под ред. Е.Д. Хомской. Ростов н/Д, 1998.
- Никифорова О.И. Психология восприятия художественной литературы. М., 1972.
- Подымов Н.А. Психологические барьеры в педагогической деятельности. М., 1998.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Т.1. М., 1989.
- Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. М., 1997.
- Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания // Известия Академии пед. наук РСФСР. 1947. Вып. 11.
- Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. М., 1994.
- Эльконин Д.Б. Психологическое развитие в детских возрастах. М., 1997.