Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Анализ материнских трудностей
(на материале младшего школьного возраста) 997

Смирнова Е.О., доктор психологических наук, руководитель Центра психолого-педагогической экспертизы игрушек, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, smirneo@mail.ru
Кошкарова Т.А., кандидат психологических наук, врач-психотерапевт Центра психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков, Россия

Аннотация

Данная работа посвящена систематизации проблем, которые испытывают родители в отношениях с детьми, и изучению их действительных психологических оснований. В статье приводится классификация «жалоб» родителей детей разных возрастов (от 5 до 11 лет), обратившихся за психологической помощью. Анализ показал, что наиболее проблемным для родителей является младший школьный возраст, когда главные трудности родителей связаны с учебной деятельностью ребенка. В связи с этим описывается экспериментальное исследование психологических причин трудностей родителей младших школьников. На основе результатов естественного эксперимента и анкетирования родителей выделяются 8 типов проблемных форм взаимодействия матери и ребенка. Анализируются главные психологические причины материнских трудностей в отношении к ребенку.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Сфера детско-родительских отношений является не только одной из самых значимых, но и, пожалуй, самой трудной сферой жизни человека. Острота переживаний родительских трудностей и проблем выражается, в частности, в количестве «жалоб» (преимущественно материнских), адресованных практическим психологам. Изобилие и разнообразие материнских «жалоб» дают богатый материал для психологического анализа типичных трудностей в отношениях родителя со своим ребенком. Основной задачей нашей работы является систематизация проблем, с которыми сталкиваются родители в отношениях с детьми, и изучение их действительных психологических оснований.

Типология родительских трудностей

В качестве метода для решения первой задачи мы использовали анализ карт детей, родители которых обратились за помощью к детскому психологу Центра психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков в 1998–2001 гг. В ходе свободного интервью, при отсутствии какой-либо внешней заданной структуры (как, например, в анкете) можно лучше увидеть истинные мотивы обращения родителей.

Всего было проанализировано 300 карт детей в возрасте от 5 до 11 лет (по 100 из каждой возрастной группы): дошкольный возраст (5–6 лет), младший школьный возраст (7–9 лет), предподростковый возраст (10–11 лет). Карты были выбраны в случайном порядке. Оказалось, что 2/3 обследуемых были мальчики во всех возрастных группах.

Литература
  1. Захарова Е.И. Исследование особенностей эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия // Психолог в детском саду. 1998. №1.
  2. Смирнова Е.О., Быкова М.В. (Соколова М.В.). Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения // Вопросы психологии. 2000. №3.
  3. Смирнова Е.О., Соколова М.В. Структура родительского отношения и его динамика в онтогенезе ребенка // Психология детско-родительских отношений. М., 2000.
Статьи по теме

Социальная психология  |  Бочавер А.А., Хломов К.Д., Корнеев А.А., Жилинская А.В.

Как подростки слышат советы родителей о будущем?

CrossRef doi:10.17759/sps.2019100212

Психотерапия и психокоррекция  |  Бурменская Г.В., Алмазова О.В., Карабанова О.А., Захарова Е.И., Долгих А.Г., Молчанов С.В., Садовникова Т.Ю.

Эмоционально-смысловое отношение девушек к материнству

CrossRef doi:10.17759/cpp.2018260404

 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика