Анализ материнских трудностей (на материале младшего школьного возраста)

875

Аннотация

Данная работа посвящена систематизации проблем, которые испытывают родители в отношениях с детьми, и изучению их действительных психологических оснований. В статье приводится классификация «жалоб» родителей детей разных возрастов (от 5 до 11 лет), обратившихся за психологической помощью. Анализ показал, что наиболее проблемным для родителей является младший школьный возраст, когда главные трудности родителей связаны с учебной деятельностью ребенка. В связи с этим описывается экспериментальное исследование психологических причин трудностей родителей младших школьников. На основе результатов естественного эксперимента и анкетирования родителей выделяются 8 типов проблемных форм взаимодействия матери и ребенка. Анализируются главные психологические причины материнских трудностей в отношении к ребенку.

Общая информация

Ключевые слова: родительские жалобы, межличностный конфликт, родительская позиция, эмоциональное принятие, детско-родительское взаимодействие, детско-родительские отношения, личностное и предметное начала в отношении к ребенку

Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Смирнова Е.О., Кошкарова Т.А. Анализ материнских трудностей (на материале младшего школьного возраста) // Психологическая наука и образование. 2005. Том 10. № 3. С. 5–15.

Фрагмент статьи

Сфера детско-родительских отношений является не только одной из самых значимых, но и, пожалуй, самой трудной сферой жизни человека. Острота переживаний родительских трудностей и проблем выражается, в частности, в количестве «жалоб» (преимущественно материнских), адресованных практическим психологам. Изобилие и разнообразие материнских «жалоб» дают богатый материал для психологического анализа типичных трудностей в отношениях родителя со своим ребенком. Основной задачей нашей работы является систематизация проблем, с которыми сталкиваются родители в отношениях с детьми, и изучение их действительных психологических оснований.

Типология родительских трудностей

В качестве метода для решения первой задачи мы использовали анализ карт детей, родители которых обратились за помощью к детскому психологу Центра психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков в 1998–2001 гг. В ходе свободного интервью, при отсутствии какой-либо внешней заданной структуры (как, например, в анкете) можно лучше увидеть истинные мотивы обращения родителей.

Всего было проанализировано 300 карт детей в возрасте от 5 до 11 лет (по 100 из каждой возрастной группы): дошкольный возраст (5–6 лет), младший школьный возраст (7–9 лет), предподростковый возраст (10–11 лет). Карты были выбраны в случайном порядке. Оказалось, что 2/3 обследуемых были мальчики во всех возрастных группах.

Литература

  1. Захарова Е.И. Исследование особенностей эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия // Психолог в детском саду. 1998. №1.
  2. Смирнова Е.О., Быкова М.В. (Соколова М.В.). Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения // Вопросы психологии. 2000. №3.
  3. Смирнова Е.О., Соколова М.В. Структура родительского отношения и его динамика в онтогенезе ребенка // Психология детско-родительских отношений. М., 2000.

Информация об авторах

Смирнова Елена Олеговна, доктор психологических наук, профессор, начальник отдела, отдел психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек, Центра прикладных психолого-педагогических исследований, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия

Кошкарова Татьяна А, кандидат психологических наук, врач-психотерапевт, Центр психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 2369
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 875
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 1