Ориентирующий образ наставника в период вхождения во взрослость

891

Аннотация

В статье приведены результаты исследования, целью которого являлось изучение особенностей ориентирующего образа наставника в процессе реального самоопределения. В исследовании (2001–2004) приняли участие 285 юношей и девушек — студентов I–III курсов дневного и вечернего отделений МГППУ. Проведен теоретический анализ проблемы перехода личности к саморазвитию в период вхождения во взрослость, в отношении которой был адаптирован и уточнен соответствующий понятийный аппарат: 1) реальное самоопределение, в значении качественно нового уровня процесса самоопределения, заключающегося в присвоении и субъективации средств и стратегий, направленных на совладание с фрустрирующими факторами при решении возрастных задач вхождения во взрослость; 2) ориентирующий образ наставника — образ значимого другого как проводника во взрослую жизнь, активно выделяемый субъектом в процессе реального самоопределения. В ходе исследования была разработана методика ОСОН, позволяющая проанализировать особенности социальной ситуации развития молодых людей в период вхождения во взрослость (18–25 лет) и выявить многокомпонентный образ наставника. В данной статье раскрываются основные результаты апробации методики, ее психометрические характеристики, описываются практические возможности ее применения.

Общая информация

Ключевые слова: интериоризация, образ наставника, реальное самоопределение, задачи развития, субъективация, взрослость

Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Красило Д.А. Ориентирующий образ наставника в период вхождения во взрослость // Психологическая наука и образование. 2006. Том 11. № 1. С. 50–62.

Фрагмент статьи

Актуальность проведенного нами исследования [5], с научно-методологической точки зрения, была продиктована недостаточной разработанностью в культурно-исторической парадигме психологических механизмов перехода к взрослости и закономерностей развития в период от 18 до 25 лет.

Первая посылка нашего исследования гласит, что центральную позицию в социальной ситуации развития молодого человека в период вхождения во взрослость, по всей видимости, занимают отношения с наставником. Наставник — это значимый другой в социальной ситуации развития взрослеющего человека, и нас прежде всего интересует то, как преломляются в сознании субъекта эти новые отношения. В связи с этим, используя понятие О.А. Карабановой «ориентирующий образ» [3], мы вводим определение ориентирующего образа наставника, который характеризуется представленностью в сознании молодого человека качеств значимого другого, активно выделенных самим субъектом в прямом соотнесении этих качеств (качеств «значимого другого») с открывающимися субъекту возрастными задачами. Причем только такая субъективная, а не объективная соотнесенность с актуальными возрастными задачами характеризует образ наставника как ориентирующий.

Вторая посылка исследования заключается в том, что ориентирующий образ наставника содействует выполнению функции интериоризации, присвоения сознанием взрослеющего человека, и субъективации средств, необходимых для решения возрастных задач в процессе реального самоопределения (РС). Используя понятие «реальное самоопределение», мы отталкиваемся от идеи Л.И. Божович, которая разделяет самоопределение как новообразование юношеского возраста и подлинное самоопределение «как системное новообразование, связанное с формированием внутренней позиции взрослого человека, возникающее в онтогенезе значительно позже» [1, с. 242].

Литература

  1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности // Избр. психол. труды. М., 1995.
  2. Выготский Л.С. Педология подростка // Собр. соч.: В 6 т. Т 4. М., 1984.
  3. Карабанова О.А. Социальная ситуация развития ребенка: структура, динамика, принципы развития: Дис. … д-ра психол. наук. М., 2003.
  4. Кон И.С. Психология ранней юности. М., 1989.
  5. Красило Д.А. Ориентирующий образ наставника в процессе реального самоопределения (период вхождения во взрослость): Дис. … канд. психол. наук. М., 2005.
  6. Осницкий А.К. Психология самостоятельности. М., 1996.
  7. Перлз Ф. Гештальт-семинары. Гештальт-терапия дословно. М.,1998.
  8. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М., 2000.
  9. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1997.
  10. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994.
  11. Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Интегральная периодизация общего психического развития // Вопросы психологии. 1996. №5.
  12. Фельдштейн Д.И. Психология взросления. М., 1999.
  13. Шихи Г. Возрастные кризисы. Ступени личностного роста. СПб., 2005.
  14. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.,1996.
  15. Heymans P. Developmental Tasks: A Cultural Analysis of Human Development // Developmental Tasks: Towards a Cultural Analysis of Human Development. Dortreht; Boston; L., 1994.
  16. Levinson D. A conception of adult development // American Psychologist. 1986. № 41.
  17. Levinson D. The Seasons of a Man’s Life. N. Y., 1978.

Информация об авторах

Красило Дарья Александровна, кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной психологии имени проф. Л.Ф. Обуховой, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3759-7560, e-mail: krasiloda@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2282
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 8

Скачиваний

Всего: 891
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 5