Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 69Рубрики 51Авторы 6526Ключевые слова 15190 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ ВИНИТИ Web of Science EBSCO Ulrichsweb DOAJ ERIH PLUS
CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский городской психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Издается с 1996 года

Периодичность: 4 выпуска в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Ориентирующий образ наставника в период вхождения во взрослость 316

Красило Д.А., кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной психологии МГППУ, Москва, Россия, krassilo@online.ru

Аннотация

В статье приведены результаты исследования, целью которого являлось изучение особенностей ориентирующего образа наставника в процессе реального самоопределения. В исследовании (2001–2004) приняли участие 285 юношей и девушек — студентов I–III курсов дневного и вечернего отделений МГППУ. Проведен теоретический анализ проблемы перехода личности к саморазвитию в период вхождения во взрослость, в отношении которой был адаптирован и уточнен соответствующий понятийный аппарат: 1) реальное самоопределение, в значении качественно нового уровня процесса самоопределения, заключающегося в присвоении и субъективации средств и стратегий, направленных на совладание с фрустрирующими факторами при решении возрастных задач вхождения во взрослость; 2) ориентирующий образ наставника — образ значимого другого как проводника во взрослую жизнь, активно выделяемый субъектом в процессе реального самоопределения. В ходе исследования была разработана методика ОСОН, позволяющая проанализировать особенности социальной ситуации развития молодых людей в период вхождения во взрослость (18–25 лет) и выявить многокомпонентный образ наставника. В данной статье раскрываются основные результаты апробации методики, ее психометрические характеристики, описываются практические возможности ее применения.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Актуальность проведенного нами исследования [5], с научно-методологической точки зрения, была продиктована недостаточной разработанностью в культурно-исторической парадигме психологических механизмов перехода к взрослости и закономерностей развития в период от 18 до 25 лет.

Первая посылка нашего исследования гласит, что центральную позицию в социальной ситуации развития молодого человека в период вхождения во взрослость, по всей видимости, занимают отношения с наставником. Наставник — это значимый другой в социальной ситуации развития взрослеющего человека, и нас прежде всего интересует то, как преломляются в сознании субъекта эти новые отношения. В связи с этим, используя понятие О.А. Карабановой «ориентирующий образ» [3], мы вводим определение ориентирующего образа наставника, который характеризуется представленностью в сознании молодого человека качеств значимого другого, активно выделенных самим субъектом в прямом соотнесении этих качеств (качеств «значимого другого») с открывающимися субъекту возрастными задачами. Причем только такая субъективная, а не объективная соотнесенность с актуальными возрастными задачами характеризует образ наставника как ориентирующий.

Вторая посылка исследования заключается в том, что ориентирующий образ наставника содействует выполнению функции интериоризации, присвоения сознанием взрослеющего человека, и субъективации средств, необходимых для решения возрастных задач в процессе реального самоопределения (РС). Используя понятие «реальное самоопределение», мы отталкиваемся от идеи Л.И. Божович, которая разделяет самоопределение как новообразование юношеского возраста и подлинное самоопределение «как системное новообразование, связанное с формированием внутренней позиции взрослого человека, возникающее в онтогенезе значительно позже» [1, с. 242].

Литература
 
Webometrics
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2016 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-55675 от 09 октября 2013 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика