Психологическая наука и образование
2006. Том 11. № 2. С. 55–69
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Исследование игровой деятельности cтарших дошкольников
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: сюжет, сюжетно-ролевая игра, старший дошкольный возраст, психология дошкольника
Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Репина О.К. Исследование игровой деятельности cтарших дошкольников // Психологическая наука и образование. 2006. Том 11. № 2. С. 55–69.
Фрагмент статьи
<...>
Мы, вслед за Д.Б. Элькониным, рассматриваем игровую деятельность как источник формирования предпосылок к освоению операциональной структуры, но, в отличие от него, предполагаем, что важным условием преодоления интеллектуальной центрации является не столько освоение ролевой структуры игры, сколько способность к построению игрового сюжета.
Под сюжетом обычно понимают цепь событий, воссозданную в литературном произведении, – жизнь персонажей в ее пространственно-временных изменениях, в сменяющих друг друга положениях и обстоятельствах.
Для нас сюжет – это некоторая структура, состоящая из определенных типов событий, связанных между собой. Элементарный сюжет, согласно В. Проппу, включает в себя следующие типы событий: завязку, кульминацию, развязку.
Способность к построению сюжетной игры особенно ярко проявляется на границе дошкольного и младшего школьного возрастов. В это время игра дошкольника достигает своего пика, и уровень ее развития должен быть наиболее диагностичен. Большинство отечественных психологов исследуют игру как кооперированную деятельность детей. По мнению Д.Б. Эльконина, коренным образом изменить позицию ребенка в отношении к окружающему миру и сформировать основные возрастные новообразования позволяет коллективный характер игры [12]. Но нас в данном исследовании интересует не процесс игровой деятельности, который носит коллективный характер, а результат ее освоения, который должен быть индивидуален для каждого дошкольника. По аналогии с учебной деятельностью, которая вначале также является коллективной, а затем становится индивидуальной, можно проследить индивидуальный уровень освоения учебной деятельности каждым ребенком.
В отечественной психологии проблеме исследования детской игры посвящено большое число работ.
Д.Б. Эльконин различал в игре сюжет игры – ту сферу действительности, которая воспроизводится в игре, и содержание игры – содержание деятельности людей, которое воспроизводится ребенком в ходе развертывания сюжета.
<...>
Литература
- Астахова И.В., Погожина И.Н. О взаимосвязи уровней развития логических операций классификации, сериации и сохранения у детей дошкольного возраста // Вестн. Моск. унта. Сер. 14. Психология. 2003. № 3.
- Давыдов В.В.Теория развивающего обучения. М., 1996.
- Доналдсон М. Мыслительная деятельность детей: Пер. с англ. /Под ред. В.И. Лубовско-го. М., 1985.
- Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду. М., 1997.
- Обухова Л.Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. М., 1981.
- Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. М., 1998.
- Пиаже Ж. Психология интеллекта. СПб., 2003.
- Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении. М., 1988.
- Смирнова Е.О., Гударева О.В. Игра и произвольность у современных дошкольников // Вопросы психологии. 2004. № 1.
- Шведовская А.А. Игра как диагностическое средство в психологическом консультировании // Вопросы психологии. 2003. № 1.
- Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 2000.
- Эльконинова Л.И. О единице сюжетно-ролевой игры // Вопросы психологии. 2004. № 1.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 3316
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 8
Скачиваний
Всего: 4311
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 7