Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8245Ключевые слова 20236 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Материнские представления о ребенке и их связь с детско-родительским эмоциональным взаимодействием 917

Петрова А.А., психолог средней общеобразовательной школы №590, Россия, apet81@mail.ru

Аннотация

Статья посвящена сфере детско-родительского эмоционального взаимодействия, материнским представлениям о ребенке как фактору, оказывающему влияние на становление эмоционально-ценностного отношения к ребенку. На первом этапе исследования испытуемыми были женщины в период ожидания ребенка на базе роддома в г. Люберцы, в школах будущих мам и женских консультациях. Следующим шагом было исследование дет-ско-родительского эмоционального взаимодействия в диадах «мать-ребенок» младшего школьного и юношеского возрастов на базе московской средней общеобразовательной школы № 590. Целью данного исследования был анализ содержания материнских представлений о ребенке, степени их адекватности и той роли, которую они играют во взаимодействии с ребенком.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Одной из важнейших проблем детского развития является непринятие матерью собственного ребенка или условное его принятие. Под принятием А.С. Спиваковская понимает признание права ребенка на присущую ему индивидуальность, непохожесть на других, в том числе непохожесть на родителей [5].

Непринятие собственного ребенка происходит по многим причинам. Одной из таких причин может быть тяжело протекающая или нежеланная беременность. Другими причинами негативного отношения могут явиться болезнь или увечие ребенка, его непохожесть на других, низкие способности, особенности характера и темперамента. Данные факты натолкнули нас на мысль о том, что неудовлетворенность матери, а следовательно, и особенности ее отношения к нему, возможно, обусловливаются степенью соответствия ребенка ее идеальным образам и представлениям.

В качестве гипотезы мы предположили, что существует взаимосвязь между материнскими представлениями о ребенке и особенностями эмоционального взаимодействия с ним. Кроме того, должна быть возрастная динамика в отношениях этих факторов.

Таким образом, целью нашего исследования стали фиксация содержания представлений о ребенке, степени их совпадения с реальностью, а также выявление акта взаимовлияния материнских представлений о ребенке с особенностями взаимодействия с ним.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  1. теоретический анализ понятий «образ» и «представление» и эмоциональное взаимодействие в психологии;
  2. разработка диагностических средств для выявления содержания представлений о ребенке;
  3. исследование степени совпадения идеальных материнских представлений о ребенке с его реальными характерологическими особенностями;
  4. анализ особенностей эмоционального взаимодействия в ситуациях совпадения и рассогласования идеальных представлений с реальностью;
  5. изучение различий в эмоциональном взаимодействии с детьми у матерей с адекватными и матерей с неадекватными представлениями о ребенке;
  6. исследование возрастной динамики изменений эмоционального взаимодействия в связи с изменением представлений о ребенке.
Литература
  1. Захарова Е.И. Особенности эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия // Психолог в детском саду. 2002. № 1.
  2. Методы исследования в психологии: квазиэксперимент / Под ред. Т.В. Корниловой. М., 1998.
  3. Никитина Т.И. Влияние эмоционального взаимодействия с матерью на психическое развитие ребенка в раннем возрасте: Дипломная работа. МГУ, 1999.
  4. Спиваковская А.С. Как быть родителями. М., 1986.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

Яндекс.Метрика