Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8245Ключевые слова 20236 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Психологическое воздействие и профессиональная установка педагога на эмпатийный способ взаимодействия 1431

Атаханов Р., доктор психологических наук, профессор Тюменского государственного университета, Тюмень, Россия
Бобкова М.Г., кандидат психологических наук, доцентТобольского государственного университета им. Д.И. Менделеева, margen27@mail.ru

Аннотация

Продуктивность взаимодействия педагога с учащимися обусловлена сформированностью системы профессионально значимых качеств педагога. Одним из таких качеств является эмпатия. Как профессиональная установка педагога эмпатия влияет на характер его взаимодействия с учащимися и определяет суть эмпатийного способа взаимодействия. Показана необходимость исследования механизмов эмпатийного способа взаимодействия и формирования соответствующей профессиональной установки педагога. Выявлены типы профессиональной установки педагогов на эмпатийный способ взаимодействия и приведены их характеристики. Описаны особенности взаимодействия педагога с учащимися в зависимости от типа профессиональной установки, а также механизмы эмпатийного способа взаимодействия.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

... В педагогической деятельности соединяются стремление педагога к самореализации и его целенаправленное взаимодействие с учащимися. Если содержанием педагогической деятельности является содействие психическому развитию ученика, то главным «инструментом» его реализации является взаимодействие с учащимися.

Действительно, педагогическое взаимодействие выступает «… как взаимное воздействие педагога и детей друг на друга, в результате чего осуществляется процесс их личностного роста и изменения» [16, с. 10].

Профессиональное становление личности приводит к формированию особых качеств, присущих представителям данной профессии. Эти качества способствуют успешному выполнению профессиональной деятельности и выработке оптимальных способов и приёмов её осуществления (Е.А. Климов [5], А.К. Маркова [12], Э.Ф. Зеер [4], Л.М. Митина [13]). Развитие и интеграция свойств личности в процессе профессионального становления приводит к формированию системы профессионально важных качеств, определяющих продуктивность взаимодействия.

На основе анализа отечественных и зарубежных концепций педагогического взаимодействия можно отметить, что эмпатия является одним из наиболее значимых профессионально важных личностных качеств педагога (Э.Ф. Зеер [4], И.М. Юсупов [20], Т.П. Гаврилова [2], Л.М. Митина [13], В.А. Петровский [15], К. Роджерс [18], Д.А. Хюстон [21]).

Изучая педагогическое взаимодействие, исследователи обращают внимание на эмпатию как на катализатор продуктивных способов взаимодействия в образовательном процессе. При этом эмпатия выступает как личностная установка учителя, которая реализуется в ходе его взаимодействия с учащимися. Личностную установку, которая направляет профессиональную деятельность учителя, А.К Маркова [12], В.Е. Клочко [6], К.М. Левитан [9] и др. определяют как профессиональную установку педагога.

Об эмпатии

Изучение специфики эмпатии в педагогическом взаимодействии сталкивается с необходимостью исследования состояний готовности педагога к определенному способу действия. Это, в свою очередь, обусловливает возникновение новых типов взаимоотношений в рамках педагогического взаимодействия.

На основе анализа отечественных и зарубежных концепций установки можно выделить ее особый вид – профессиональную установку как форму проявления психологических установок в профессиональной деятельности, которые рассматриваются как стремление овладеть профессией (А.К. Маркова); готовность субъекта к исполнению обязанностей, норм, предписаний к данной профессиональной роли (К.М. Левитан); интегральное психологическое образование разной степени осознанности, выполняющее системообразующую функцию (В.Е. Клочко). ...

Литература
  1. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. 2-е изд. М., 1986.
  2. Гаврилова Т.П. Эмпатия и её связь с доминирующими потребностями личности // Проблема формирования социогенных потребностей: Тез. докл. Первая всесоюзная конференция. Тбилиси, 1974.
  3. Джавахишвили Б.В. Возрастные особенности личности студента и формирование педагогической установки: Автореф. дис. … канд. психол. наук. Тбилиси, 1988.
  4. Зеер Э.Ф. Психология личностно ориентированного профессионального образования. Екатеринбург, 2000.
  5. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях: Учеб. пособие. М., 1995.
  6. Клочко В.Е. Системная детерминация мыслительной деятельности на стадии ее инициации // Сибирский психологический журнал. Вып. 5.
  7. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Минск, 1976.
  8. Лакин Г.Ф. Биометрия. Учебное пособие для университетов и педагогических институтов. М., 1973.
  9. Левитан К.М. Личность педагога: становление и развитие. Саратов, 1990.
  10. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
  11. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.
  12. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996.
  13. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М., 2004.
  14. Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. Киев, 1990.
  15. Петровский В.А. Психология неадаптивной активности. М., 1992.
  16. Психологические особенности ориентации педагогов на личностную модель взаимодействия с детьми / Под ред. В.Г. Маралова. М., 2005.
  17. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПб., 2000.
  18. Роджерс К. Становление личности. Взгляд на психотерапию. М., 2001.
  19. Шептенко О.Б. Системная детерминация профессиональных установок в реальной жизнедеятельности (на материале педагогического труда). Дисс. … канд. психол. наук. Барнаул, 1998.
  20. Юсупов И.М. Вчувствование. Проникновение. Понимание. Казань, 1993.
  21. Houston D.A. Empathy and the Self: Cognitive and Emotional Influences on the Evaluation of Negative Affect in Others // Journal of Personality and Social Psychology. 1990. Vol. 59. № 5.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

Яндекс.Метрика