Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Особенности когнитивной децентрации у младших школьников с задержкой психического развития 1608

Глоба Н.В., аспирантка кафедры проектирующей психологии Института психологии им. Л.С. Выготского, Российский государственный гуманитарный университет, globusnet@mail.ru

Аннотация

Исследование посвящено изучению когнитивной децентрации у младших школьников с задержкой психического развития (ЗПР). Участвовали две группы испытуемых, учащихся 1 и 2 классов: (1) 43 ребенка с ЗПР; (2) 37 нормально развивающихся учащихся. Для изучения особенностей когнитивной децентрации использовались: модифицированная задача М. Хьюза с «полисменом», задание «Лев» С. Д. Забрамной, задание Ж. Пиаже «Левая-правая сторона», модифицированная задача А. Бине - Ж. Пиаже «о трех братьях». Обнаружено, что у младших школьников с ЗПР существуют как общие с нормально развивающимися детьми этого возраста, так и некоторые специфические особенности когнитивной децентрации. По наличию способности к когнитивной децентрации дети с ЗПР не отличаются от нормально развивающихся сверстников, различия проявляются в динамике развития децентрации: у них не происходит закономерного увеличения способности к децентрации (от 1 ко 2 классу). Выявлена недостаточная сформированность у детей с ЗПР понятий, обозначающих родственные отношения («брат», сестра»), которая, по нашему предположению, может быть обусловлена как отставанием в психическом развитии, так спецификой семейной ситуации.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

... Перед началом проведения эксперимента испытуемым показывали так называемый «крест Хьюза», маленьких кукол, а затем рисунок, на котором был нарисован крест, обозначающий домик, и кружки, обозначающие детей, и сообщали о том, что дети решили поиграть в прятки. После подробного объяснения соответствия материального и графического планов «крест Хьюза» и куклы убирались, далее эксперимент проводился на условных графических изображениях. Сначала детям предлагался ряд тренировочных заданий, после этого проводился основной эксперимент с последовательно усложняющимися заданиями.

Порядок предъявления заданий был следующим:

  1. первыми ребенку предъявляли картинки с условным изображением одного водящего и двух прячущихся;
  2. затем предъявляли картинки с тремя прячущимися и спрашивали, кого увидит водящий, стоящий на разных картинках в разных позициях, и в какую комнату можно спрятать наблюдаемого с позиции водящего игрока, чтобы он его не увидел;
  3. последнее задание состояло в том, что ребенка просили спрятать прячущегося от двух водящих, чего можно достичь только в том случае, если учитываются и координируются различные точки зрения.

2. Задача «Лев» (С.Д. Забрамная, 2005).

Это задание направлено на диагностику когнитивной децентрации, способности
представить, как будет выглядеть...

Литература
  1. Доналдсон М. Мыслительная деятельность детей. М., 1985.
  2. Забрамная С.Д. Практический материал для психолого-педагогического обследования детей. М., 2005.
  3. Мизина Н.А. Формирование психологических механизмов пространственной децентрации у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. Казань, 2000.
  4. Недоспасова В.А. Психологический механизм преодоления центрации в мышлении детей дошкольного возраста: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1972.
  5. Пашукова Т.И. Эгоцентризм: феноменология, закономерности формирования и коррекции. Кировоград, 2001.
  6. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М., 1999.
  7. Понарошка Я. Мир с точки зрения другого. Ростов н/Д., 1991.
  8. Эльконин Д. Б. Психология игры. М., 1999.
  9. Hughes M. Egocentrism in pre-school children. Edinburgh. 1975
  10. Selman R.L. The growth of interpersonal understanding. San Diego: Academic Press. 1980.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика