Психологическая наука и образование
2007. Том 12. № 2. С. 93–101
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Особенности когнитивной децентрации у младших школьников с задержкой психического развития
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: младший школьный возраст, когнитивное развитие, децентрация, ЗПР, психическое развитие, развитие, дети с ограниченными возможностями развития, дети с особенностями развития
Рубрика издания: Клиническая и специальная психология
Для цитаты: Глоба Н.В. Особенности когнитивной децентрации у младших школьников с задержкой психического развития // Психологическая наука и образование. 2007. Том 12. № 2. С. 93–101.
Полный текст
Проблема децентрации, впервые обозначенная Ж. Пиаже, широко рассматривается как в зарубежной (Hughes, 1975; Selman, 1980 и др.), так и отечественной психологии (Пашукова, 2001; Эльконин, 1999 и др.). Однако в известной нам литературе практически нет конкретных исследований, посвященных изучению когнитивной децентрации у детей с задержкой психического развития (ЗПР). Анализ этого вопроса имеет, с нашей точки зрения, существенное значение, поскольку становление способности к когнитивной децентрации - одна из важнейших линий формирования личности, обеспечивающая нравственное развитие и развитие эмпатии.
Именно умение децентрироваться позволяет человеку понять позицию другого, представить себя на его месте и увидеть ситуацию не только со своей собственной, но и с другой точки зрения.
Целью нашего исследования являлось сравнительное изучение когнитивной децен- трации у детей младшего школьного возраста с ЗПР и нормально развивающихся учащихся массовой школы того же возраста.
В исследовании приняли участие две группы испытуемых, учащихся 1-2 класса:
1) дети с ЗПР - учащиеся специальных (коррекционных) школ и классов для детей с задержкой психического развития - 43 человека (33 мальчика, 10 девочек): из них 30 первоклассников в возрасте 7-9 лет и 13 учащихся второго класса в возрасте 8-9 лет;
2) нормально развивающиеся дети - 37 человек (28 мальчиков и 9 девочек)[2]: из них 23 первоклассника в возрасте 7-8 лет и 14 учащихся второго класса в возрасте 7-9 лет.
В дальнейшем для удобства будем обозначать группы как «группа детей с ЗПР», «учащиеся массовой школы» соответственно.
В исследовании использовался комплекс методических средств. Кратко охарактеризуем каждую методику и покажем некторые процедурные аспекты ее применения в нашем случае.
1. Задача М. Хьюза (1975) с «полисменом» (модификация Я. Понарошка, 1991) - задание «Мысленные прятки» («Кто где спрятался?»). Методика направлена на диагностику способности к когнитивной децент- рации. В данном случае исследовалась способность ребенка представить, будет ли виден данный предмет с разных точек зрения. Первоначально на этапе пробного исследования мы установили, что успешность выполнения данного задания как у младших школьников с ЗПР, так и у их нормально развивающихся сверстников не зависит от того, дается ли оно в материальном или графическом плане. Это дало возможность при проведении основного этапа исследования использовать только графический план.
Перед началом проведения эксперимента испытуемым показывали так называемый «крест Хьюза», маленьких кукол, а затем рисунок, на котором был нарисован крест, обозначающий домик, и кружки, обозначающие детей, и сообщали о том, что дети решили поиграть в прятки. После подробного объяснения соответствия материального и графического планов «крест Хьюза» и куклы убирались, далее эксперимент проводился на условных графических изображениях. Сначала детям предлагался ряд тренировочных заданий, после этого проводился основной эксперимент с последовательно усложняющимися заданиями.
Порядок предъявления заданий был следующим:
1) первыми ребенку предъявляли картинки с условным изображением одного водящего и двух прячущихся;
2) затем предъявляли картинки с тремя прячущимися и спрашивали, кого увидит водящий, стоящий на разных картинках в разных позициях, и в какую комнату можно спрятать наблюдаемого с позиции водящего игрока, чтобы он его не увидел;
3) последнее задание состояло в том, что ребенка просили спрятать прячущегося от двух водящих, чего можно достичь только в том случае, если учитываются и координируются различные точки зрения.
2. Задача «Лев» (С.Д. Забрамная, 2005). Это задание направлено на диагностику когнитивной децентрации, способности представить, как будет выглядеть один и тот же объект с разных точек зрения. Перед ребенком клали картинку, на которой изображены дети, срисовывающие льва: девочка, рисующая его в анфас, и мальчик - в профиль. Справа клали получившиеся рисунки. Ребенку рассказывали содержание картинки и задавали вопросы: «Кто нарисовал этот рисунок? А это чей рисунок?»
3. Задача Ж. Пиаже «Левая-правая сторона». Данное задание направлено на изучение способности к когнитивной де- центрации, умение представить себя на месте другого человека и рассматривать ситуацию с его точки зрения. Испытуемого просили сначала показать левую и правую руку экспериментатора, а затем показать свою левую и правую руки. Неправильными считались только «зеркальные» ответы[3].
4. Задача А. Бине-Ж. Пиаже о «трех братьях» (модификация В. А. Недоспасо- вой, 1972). Тест направлен на изучение способности к когнитивной децентрации, умение встать на точку зрения, позицию других. Детям, имеющим родных братьев и (или) сестер, давалась задача о «реальных братьях». Ребенка спрашивали, сколько братьев и сестер в его семье, сколько братьев (сестер) у него, сколько братьев (сестер) у А (брата), сколько братьев (сестер) у В (сестры)[4].
Задачу об условно допускаемых (названных) братьях: «Вас три брата (сестры). Коля (Маша), Петя (Аня) и ты. Сколько братьев (сестер) у тебя? У Коли (Маши)? У Пети (Ани)?» предлагалось решить всем испытуемым.
Все задания проводились с каждым испытуемым индивидуально в один прием. По всем заданиям учитывались успеш- ность/неуспешность решения, по задаче «о трех братьях» также учитывались особенности выполнения.
При выборе методов изучения когнитивной децентрации мы исходили из предположения, что умение встать на точку зрения другого может по-разному проявляться в разных задачах. В целом использованные нами способы были направлены на изучение актуализации способности к когнитивной децентрации в задачах разного типа (как вербальных, так и невербальных), кроме того, различающихся по уровню сложности.
По некоторым литературным данным (Мизина, 2000; Фридман, 1999; Hughes, 1975), задача М. Хьюза (и подобные ей задачи), в которой от ребенка требуется представить, будет ли виден один и тот же предмет с разных точек зрения, успешно решается большинством нормально развивающихся детей дошкольного возраста. Способность же представить перспективу другого человека, понять, как выглядит предмет с его точки зрения, формируется только к концу дошкольного - началу младшего школьного возраста (Забрамная, 2005; Мизина, 2000; Недоспасова, 1972). Что касается задач «о трех братьях» и «левая-правая сторона», то, по данным Ж. Пиаже, в них феномен центрации проявляется наиболее рельефно; способность встать на точку зрения другого, что касается его ле- вой-правой стороны, и представить семью с позиции ее членов появляется у большинства нормально развивающихся детей (при отсутствии целенаправленного обучения) в младшем школьном возрасте (Недоспасова, 1972; Пиаже, 1999 и др.).
При анализе результатов исследования достоверность различий определялась по t-критерию Стьюдента. Анализировались только достоверные различия с уровнем значимости не менее 5%.
В связи с отсутствием значимых гендерных различий результаты по всем пробам представлены по классам.
Анализ результатов, полученных по модифицированной задаче М. Хьюза, показал, что с этим заданием справились практически все испытуемые как из первой, так и из второй группы (табл. 1).
Что касается детей, не решивших эту задачу, то они не смогли выполнить только по-
Таблица 1
Распределение испытуемых по показателю успешности решения модифицированной задачи М. Хьюза (число, %)
Задача М. Хьюза |
Выборка |
|||||
Дети с ЗПР, класс |
Учащиеся массовой школы, класс |
|||||
первый |
второй |
Всего |
первый |
второй |
Всего |
|
Решена |
97 |
100 |
98 |
96 |
100 |
97 |
Не решена |
3 |
0 |
2 |
4 |
0 |
3 |
следнее, самое сложное задание, требующее учета и координации двух различных точек зрения. Возрастных различий также обнаружено не было.
Таким образом, в младшем школьном возрасте у детей с ЗПР, так же как и у учащихся массовой школы, в достаточной степени сформирована способность определить, будет ли виден один и тот же предмет с разных точек зрения.
Этот факт, с нашей точки зрения, может быть объяснен тем, что возможность актуализации способности к когнитивной децент- рации в задачах подобного типа у большинства учащихся массовой школы появляется к среднему-старшему дошкольному возрасту (Доналдсон, 1985; Фридман, 1999; Ma- sangkay et al., 1974 и др.). Поэтому к семи-, девятилетнему возрасту указанная способность оказалась сформированной и у детей с задержкой психического развития.
Перейдем теперь к рассмотрению результатов успешности решения детьми задачи «Лев» (табл. 2).
Из табл. 2 видно, что и по данному показателю результаты испытуемых с ЗПР практически полностью совпадают с результатами учащихся массовой школы.
Большинство детей в обеих группах смогли решить данную задачу. Возрастных различий выявлено не было.
Полученные данные позволяют говорить о том, что большинство младших школьников с ЗПР, так же как и большинство их нормально развивающихся сверстников, способны не только определить, будет ли виден данный предмет с разных позиций, но и представить себе, как он будет выглядеть с разных точек зрения, в зависимости от положения, занимаемого им по отношению к наблюдателю.
Таким образом, результаты выполнения задания свидетельствует о том, что указанная способность у детей с ЗПР сформирована на уровне, соответствующем возрастной норме. Этот факт соответствует литературным данным, согласно которым это задание доступно не только учащимся массовой школы 6-7 лет, но и детям с ЗПР этого возраста (Забрамная, 2005).
Более сложная картина выявилась при изучении способности детей представить левую и правую сторону с позиции другого человека (задача Ж. Пиаже) - табл. 3.
Данные таблицы свидетельствуют о том, что по этому показателю дети с ЗПР
Таблица 2
Распределение испытуемых по показателю успешности решения задачи «Лев» (число, %)
Задача «Лев» |
Выборка |
|||||
Дети с ЗПР, класс |
Учащиеся массовой школы, класс |
|||||
первый |
второй |
Всего |
первый |
второй |
Всего |
|
Решена |
83 |
62 |
77 |
70 |
79 |
73 |
Не решена |
17 |
38 |
23 |
30 |
21 |
27 |
Таблица 3
Распределение испытуемых по показателю успешности решения задачи на определение «левой и правой стороны» (кол-во, в %)
Задача «Левая- правая сторона» |
Выборка |
|||||
Дети с ЗПР, класс |
Учащиеся массовой школы, класс |
|||||
первый |
второй |
Всего |
первый |
второй |
Всего |
|
Решена |
30 |
82 |
57 |
76 |
85 |
80 |
Не решена |
70 |
18 |
43 |
24 |
15 |
20 |
в целом по выборке не отличаются от учащихся массовой школы. Различия между группами обнаруживаются только в первом классе (р=0,95), между учащимися 2 класса различий нет. Из табл. 3 также видно, что если у нормально развивающихся детей эта способность в основном сформирована уже в первом классе, то у детей с ЗПР она активно развивается от первого ко второму году школьного обучения (р=0,95).
Полученные данные дают основания для двух предположений:
1) развитие способности встать на точку зрения другого человека в представлении о левой и правой стороне определяется культурно-педагогическим возрастом детей с ЗПР: возможно, что коррекционно-развивающая работа, проводимая в специальных (коррекционных) школах и классах для детей с ЗПР, оказывает определенное влияние на развитие указанной способности;
2) полученный результат может быть обусловлен «биологическим созреванием, которое у детей данной группы происходит несколько позже, чем у нормально развивающихся. Проверка этих предположений - задача дальнейших исследований.
Результаты по показателю успешности решения задач о «трех братьях» представлены в табл. 4.
Рассмотрим количественные данные. Результаты, представленные в таблице, свидетельствуют, что по успешности решения обеих задач дети с ЗПР не отличаются от нормально развивающихся сверстников. Обращает на себя внимание тот факт, что в группе учащихся массовой школы от 1 ко 2 классу значительно уменьшается число детей, не способных представить себя на месте условного брата (сестры) (р=0,999). В группе детей с ЗПР такой тенденции не выявлено: число первоклассников и учащихся 2 класса, не решивших задачу об «условных братьях», примерно одинаково. С этим, по-видимому, связано то, что различия между детьми с ЗПР и нормально развивающимися обнаруживаются только
Таблица 4
Распределение испытуемых по показателю успешности решения задачи о «трех братьях» (число, %)
Задачи о «трех братьях» |
Выборка |
||||||
Дети с ЗПР, класс |
Учащиеся массовой школы, класс |
||||||
первый |
второй |
Всего |
первый |
второй |
Всего |
||
Задача о «реальных братьях» |
Решена |
74 |
57 |
71 |
85 |
100 |
90 |
Не решена |
26 |
43 |
29 |
15 |
0 |
10 |
|
Задача об «условных братьях» |
Решена |
63 |
54 |
60 |
61 |
100 |
76 |
Не решена |
37 |
46 |
40 |
39 |
0 |
24 |
97
во 2 классе (р=0,99), между первоклассниками обеих групп различий нет.
Таким образом, на основании численного анализа можно сделать вывод о том, что способность представить семью с позиции разных ее членов у большинства младших школьников обеих групп сформирована в достаточной степени. Вместе с тем у нормально развивающихся детей в отношении условной семьи эта способность активно развивается от первого ко второму классу, у детей с ЗПР такой тенденции не наблюдается.
Результаты качественного анализа задачи о «реальных братьях» дают основания предположить, что у половины детей с ЗПР, не справившихся с этим заданием, трудности связаны с недостаточной сфор- мированностью понятия «брат» (как сына тех же родителей, находящегося в реципрокных отношениях с другими братьями и сестрами), что, в свою очередь, по-види- мому, обусловленно особенностями семейной ситуации (нестабильностью состава семьи и т.п.). В пользу этого предположения свидетельствует тот факт, что дети с ЗПР часто говорили не об отсутствии братьев и сестер у кого-либо из их братьев (сестер), а о наличии каких-либо других, не имеющихся у самого ребенка братьев (сестер), а также друзей, соседей, супругов, детей, других родственников. У учащихся массовой школы не было ни одного подобного ответа. Здесь трудности в решении этой задачи были связаны с невозможностью встать на точку зрения одного из своих сиблингов, т.е. правильно указать, сколько братьев у кого-либо из их братьев.
Качественный анализ результатов, полученных по задаче об «условных братьях», свидетельствует о том, что у значительной части детей обеих групп невозможность выполнить задание была связана не столько с проявлением эгоцентрической позиции, сколько с трудностями вхождения в условную, воображаемую ситуацию.
Так, например, если ребенку предлагалось представить, что в его условной семье три брата: Коля, Петя и он сам, то на вопрос 98“
«Сколько у тебя братьев?» ребенок правильно отвечал: «У меня два брата - Петя и Коля». На вопрос же «Сколько братьев у Коли, Пети?» он отвечал: «У Коли - Андрюша, Сережа, Ваня, Артем. У Пети - Женя, Саша, Вася». Кроме того, некоторые дети сразу после предложения экспериментатора представить, что в их воображаемой семье три брата, которых зовут Коля и Петя, не могли правильно указать число и (или) имена условных братьев: они либо придумывали их новое число и новые имена, либо говорили о наличии или отсутствии реальных братьев (сестер).
Следует отметить, что подобные эпизодические трудности при ответе на эти вопросы испытывали и многие решившие задачу о «трех братьях» испытуемые обеих групп, однако они преодолевались с помощью повторения инструкции, дополнительного обсуждения с ребенком имен условных братьев (сестер) и т.п.
Результаты свидетельствуют о наличии в обеих группах статистически значимых различий между успешностью решения модифицированной задачи М. Хьюза, с одной стороны, и успешностью выполнения задач «Лев» С.Д. Забрамной (р=0,99 и 0,99 соответственно), «Левая-правая» сторона (р=0,999 и 0,95), задачи «об условных бра- тьях»(р=0,999 и 0,99 соответственно) - с другой.
Обобщая результаты, полученные по методикам, направленным на диагностику когнитивной децентрации, можно говорить, что значительная часть детей обеих групп справилась с тремя заданиями (задание М. Хьюза, задача «Лев», тест об «условных братьях») - табл. 5.
Статистически значимых различий между группами в целом по этому показателю не обнаруживается. При этом обращает на себя внимание тот факт, что у нормально развивающихся младших школьников от 1 ко 2 классу происходит закономерное увеличение способности к когнитивной децентрации (по результатам 3 задач (р=0,999)) в целом и способности представить себя на месте условного брата (сестры) - в частности. В группе детей с ЗПР,
Таблица 5
Распределение испытуемых по успешности решения трех задач (число, %)
Степень решения задач |
Выборка |
|||||
Дети с ЗПР, класс |
Учащиеся массовой школы, класс |
|||||
первый |
второй |
Всего |
первый |
второй |
Всего |
|
Решены: все |
57 |
23 |
47 |
35 |
86 |
54 |
2 |
33 |
69 |
44 |
52 |
14 |
38 |
1 |
10 |
8 |
9 |
13 |
0 |
8 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
наоборот, от 1 ко 2 классу уменьшается число испытуемых, способных к децентра- ции (по результатам 3 задач (р=0,95)), положительную динамику обнаруживает только способность к решению задачи на определение «правой и левой стороны».
Этот факт можно объяснить некоторым отставанием в психическом развитии детей с ЗПР от нормально развивающихся младших школьников. Возможно, что закономерное увеличение способности к когнитивной децентрации у детей с ЗПР в младшем школьном возрасте тоже происходит, но по причине отставания это случается позже; поэтому в рамках данного исследования, охватывающего узкий возрастной диапазон, оно не обнаруживается. Этот вопрос требует дальнейшего исследования.
Изучение связи между показателями успешности решения задач проводилось с помощью корреляционного анализа. В качестве показателя связи использовался коэффициент корреляции «ц». Результаты представлены в табл. 6 и 7.
Данные таблиц свидетельствуют об отсутствии связи между показателями успешности решения задач, направленных на диагностику когнитивной децентрации, как в группе детей с ЗПР, так и в группе учащихся массовой школы. Этот факт во многом обусловлен неоднородностью данных по успешности решения задач (по каждому испытуемому). Как уже упоминалось выше, только у половины испытуемых как первой, так и второй группы, данные по успешности решения трех задач однородны, тогда как у значительной части детей проявление способности к когнитивной децентрации носит «неустойчивый» характер: указанная способность у одного и того же ребенка проявляется в одних задачах и не обнаруживается в других.
Можно предложить несколько объяснений факта отсутствия связи между показателями успешности задач, направленных на диагностику когнитивной децентрации. Первое: можно предположить, что способность к когнитивной децентрации является одномерным образованием, которое про-
Таблица 6
Связь между показателями методик, направленных на диагностику когнитивной децентрации (дети с ЗПР)
Методики |
Прятки |
Лев |
Задача об «условных братьях» |
Задача о «реальных братьях» |
«Левая- правая сторона» |
Прятки |
— |
—0,077 |
0,243 |
0 |
0 |
Лев |
-0,077 |
— |
0,015 |
—0,048 |
0,005 |
Задача об «условных братьях» |
0,243 |
0,015 |
— |
0,188 |
0,229 |
Задача о «реальных братьях» |
0 |
—0,048 |
0,188 |
— |
—0,420 |
«Левая-правая сторона» |
0 |
0,005 |
0,229 |
—0,420 |
— |
99
Таблица 7
Связь между показателями методик, направленных на диагностику когнитивной децентрации (учащиеся массовой школы)
Методики |
Прятки |
Лев |
Задача об «условных братьях» |
Задача о «реальных братьях» |
«Левая- правая сторона» |
Прятки |
— |
—0,107 |
—0,099 |
0 |
—0,132 |
Лев |
-0,107 |
— |
0,080 |
—0,264 |
0,090 |
Задача об «условных братьях» |
—0,099 |
0,080 |
— |
0,218 |
0,275 |
Задача о «реальных братьях» |
0 |
0,264 |
0,218 |
— |
—0,097 |
«Левая-правая сторона» |
—0,132 |
0,090 |
0,275 |
—0,097 |
— |
является по-разному в зависимости от типа, условий задачи. Другое объяснение может состоять в том, что данные задания направлены на диагностику разных аспектов, «способностей», входящих в структуру когнитивной децентрации, которые в рассматриваемом нами возрасте, возможно, еще не связаны между собой. Мы полагаем, что проверка этих предположений в дальнейшем позволит получить данные об особенностях строения когнитивной децентрации как одномерного/многомерного образования когнитивной сферы.
Выводы
1. Для большинства младших школьников с ЗПР, так же как и для большинства их сверстников с нормальным развитием, характерно наличие способности к когнитивной децентрации. По этому показателю дети с ЗПР не отличаются от нормально развивающихся младших школьников.
Однако дети с ЗПР отличаются от нормально развивающихся по динамике развития когнитивной децентрации. У испытуемых с ЗПР (от 1 ко 2 классу) не происходит закономерного увеличения способности к децентрации в целом (по результатам 3 предложенных всем испытуемым заданий), и способности представить себя на месте условного брата (сестры) - в частности. Положительную динамику обнаруживает только способность к решению задачи на определение «правой и левой стороны». Этот факт, по нашему предположению, может быть объяснен некоторым отставанием в психическом развитии детей с ЗПР.
2. Как в группе младших школьников с ЗПР, так и в группе учащихся массовой школы показатели успешности решения задач, направленных на диагностику когнитивной децентрации, не связаны между собой. Этот факт дает основания для двух предположений:
1) когнитивная децентрация представляет собой одномерное образование, проявление которого зависит от типа, условий задачи;
2) данные задания направлены на диагностику разных аспектов, «способностей», входящих в структуру когнитивной децентрации как многомерного образования, которые в младшем школьном возрасте не связаны между собой.
3) Невозможность решить задачу о «реальных братьях» у определенного числа младших школьников с ЗПР обусловлена не проявлением эгоцентрической позиции, а недостаточной сформированностью понятия «брат» как сына тех же родителей, находящегося в реципрокных отношениях с другими братьями и сестрами.
Обобщая полученные данные, можно сказать, что у младших школьников с ЗПР существуют как общие с нормально развивающимися детьми этого возраста, так и некоторые специфические особенности когнитивной децентрации. Последние, по нашему предположению, могут быть обусловлены как отставанием в психическом развитии, так и спецификой семейной ситуации.
Литература
- Доналдсон М. Мыслительная деятельность детей. М., 1985.
- Забрамная С.Д. Практический материал для психолого-педагогического обследования детей. М., 2005.
- Мизина Н.А. Формирование психологических механизмов пространственной децентрации у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. Казань, 2000.
- Недоспасова В.А. Психологический механизм преодоления центрации в мышлении детей дошкольного возраста: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1972.
- Пашукова Т.И. Эгоцентризм: феноменология, закономерности формирования и коррекции. Кировоград, 2001.
- Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М., 1999.
- Понарошка Я. Мир с точки зрения другого. Ростов н/Д., 1991.
- Эльконин Д. Б. Психология игры. М., 1999.
- Hughes M. Egocentrism in pre-school children. Edinburgh. 1975
- Selman R.L. The growth of interpersonal understanding. San Diego: Academic Press. 1980.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2814
В прошлом месяце: 14
В текущем месяце: 9
Скачиваний
Всего: 1709
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 2