Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 69Рубрики 51Авторы 6526Ключевые слова 15190 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ ВИНИТИ Web of Science EBSCO Ulrichsweb DOAJ ERIH PLUS
CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский городской психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Издается с 1996 года

Периодичность: 4 выпуска в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Возможности и перспективы использования психосоциального подхода к проблеме развития в условиях средней школы 269

Ильин В.А., доктор психологических наук, профессор кафедры психологии, социальной медицины и реабилитационных технологий Российского государственного социального университета, Москва, Россия, va0405@mail.ru
Сипягин Д.В., аспирант МГППУ, Москва, Россия, sipiagin@yandex.ru

Аннотация

В статье проводится анализ методологической и методической базы оценки психосоциального развития в контексте овладения индивидом учебными знаниями и навыками, при непосредственном учете специфики организации современной системы образования. Представлены теоретико-экспериментальные данные, характеризующие качественное влияние структурных компонент психосоциальной идентичности личности на особенности поведения индивида в социальной среде. Раскрываются содержательные особенности проявления результатов разрешения первых четырех кризисов эпигенетического цикла и на их основе делается попытка конструирования профиля психосоциального развития, отражающего поведенческие и ценностные компоненты реализации социально-психологической активности субъекта.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

... Прежде всего стоит отметить, что каждая предшествующая стадия является своеобразным «краеугольным камнем» для последующих: доверие служит базисом автономии, автономия – инициативы, инициатива – компетентности. Однако, и это принципиально важно, данная связь не носит линейный и абсолютный характер. Позитивное разрешение предшествующего кризиса лишь создает определенный задел и повышает вероятность позитивного же разрешения последующего, но не гарантирует его. Так, например, у ребенка с уже сформированным базовым доверием второй психосоциальный кризис может получить выраженное негативное разрешение в результате резкой смены референтных фигур, связанной, например, со смертью или, в менее остром и трагическом варианте, с разводом родителей. Аналогично обстоит дело и в случае негативного разрешения кризиса предшествующей стадии или стадий, которое может быть компенсировано появлением в непосредственном окружении ребенка качественных референтных фигур. В этой связи особенно важным представляется замечание Э. Эриксона о роли учителя в начальной школе: «Развитие чувства неполноценности, переживания, что из тебя никогда ничего хорошего не выйдет, – вот та опасность, которая может быть сведена к минимуму педагогом, знающим, как подчеркнуть то, что ребенок может сделать, и способным распознать психиатрическую проблему» [9; 136]. Для того чтобы реализовывать на практике не только эту, по сути дела психокоррекционную, но и собственно развивающую функцию, педагог, очевидно, должен владеть и методами инструментальной диагностики психосоциального развития учащихся (проведение такого рода обследования все-таки, скорее, задача школьного психолога), и иметь отчетливое представление о наиболее типичных проявлениях разрешения каждого из базисных психосоциальных кризисов в социальном взаимодействии, а также о типичных поведенческих паттернах, соответствующих тому или иному «раскладу» их совокупных результатов на индивидуальном уровне. ...

Литература
  1. Антонова Н.В. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии // Вопросы психологии. 1996. № 1.
  2. Белинская Е.П. Временные аспекты Я-концепции и идентичности // Мир психологии. 1999. № 3.
  3. Белинская Е.П., Улановский М. В. Стратегии совладающего поведения и характеристика взаимодействия в системе «педагог-учащийся» // Социальнопсихологические проблемы образования: вопросы теории и практики. Вып. 3. М., 2005.
  4. Ильин В.А. Концепция психосоциального баланса как методологическая баз разработки социально-психологических основ образовательной политики // Социально-психологические проблемы образования: вопросы теории и практики. Вып. 3. М., 2005.
  5. Ильин В.А. Исследование особенностей психосоциального развития российских студентов в контексте реформирования высшей школы // Социальнопсихологические проблемы образования: вопросы теории и практики. Вып. 4. Ч. 2. М., 2006.
  6. Кондратьев М.Ю. Подросток в замкнутом круге общения. М.–Воронеж, 1992.
  7. Кондратьев М.Ю. Типологические особенности психосоциального развития подростков // Вопросы психологии. 1997. № 3.
  8. Мак-Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика. М., 2001.
  9. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.
  10. Domino G., Affonso D.A. Personality Measure of Erikson,s Life Stages: The Inventory of Psychosocial Blance // Journal of Personality Assesmtnt, 1990, 54(3&4).
  11. Erikson E. Toys and reasons: Stages in the ritualization of experience. N. Y.: W.W. Norton, 1977.
  12. Erikson E. Identity and life cycle: A reissue. N. Y.: W.W. Norton, 1979.
 
Webometrics
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2016 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-55675 от 09 октября 2013 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика