Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 71Рубрики 51Авторы 6678Ключевые слова 15614 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ ВИНИТИ Web of Science EBSCO Ulrichsweb DOAJ ERIH PLUS
CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Издается с 1996 года

Периодичность: 4 выпуска в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Роль временной перспективы в личностном и профессиональном самоопределении подростков 635

Кузнецова О.В., Москва, Россия

Аннотация

Рассматривается представление о временной перспективе в различных отечественных и зарубежных психологических школах и направлениях. Эмпирическая часть статьи посвящена анализу представлений о психологическом времени личности и о собственной временной перспективе подростков, оказавшихся в ситуации выбора профиля обучения. В статье проанализирована специфика представлений подростков о временной перспективе, а также рассмотрены пять различных стратегий профессионального самоопределения.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Исследование выполнено под руководством доктора психологических наук, профессора Л.Ф. Обуховой

...Подростки сами начинают строить свою временную перспективу, планировать своё будущее, но часто эта деятельность носит несистематический характер и осуществляется неосознанно. Проблематично для старшеклассников и совмещение ближней и дальней перспективы.

Впервые с проблемой построения своей жизненной перспективы учащиеся сталкиваются при определении профиля обучения. Выбирая профильный класс, подростки задумываются о своём будущем, структурируют свою жизнь, и успех выбора во многом зависит от того, насколько подростки смогут соотнести во времени свои устремления, жизненные ценности, профессиональные склонности и интересы. Оказываясь в ситуации выбора профильного класса, подростки «проверяют» свою временную компетентность. Исследование отношения подростков к прошлому, настоящему и будущему, изучение их временной компетентности – важный аспект психологического сопровождения предпрофильной подготовки. Одно из приоритетных направлений работы психолога, работающего с подростками, – помощь при выстраивании временной перспективы. Мы предполагаем, что при целостном восприятии своего психологического прошлого, настоящего и будущего, умении (способности) жить в настоящем и планировать своё будущее подростки смогут успешно построить свою жизненную перспективу и успешно пройти первый этап профессионального и личностного самоопределения – сделать выбор профильного класса.

Для изучения восприятия подростками психологического времени личности, их отношения к прошлому, настоящему и будущему учащимся было предложено написать эссе на тему притчи «Три мудреца». Притча несёт в себе несколько пластов знаний, она всегда многозначна. Каждый человек сможет раскрыть для себя свой смысл. Часто в притчах просматривается недосказанность, незавершённость, что побуждает подростков к размышлению. Учащимся восьмых классов одной из столичных гимназий был предъявлен текст притчи, в которой рассказывалось о трёх мудрецах, спорящих о том, что для человека важнее – его прошлое, настоящее или будущее. ...

Литература
  1. Абульханова-Славская К. А. Личностная регуляция времени // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб., 2001.
  2. Андреева Г. М. Социальная идентичность: временные и средовые компоненты // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб., 2001.
  3. Березина Т. Н. Пространственно-временные характеристики мысленных образов и их связь с особенностями личности // Психологический журнал. Т.19. 1998. № 4.
  4. Бороздина Л. В., Спиридонова И. А. Возрастные изменения временной трансспективы субъекта // Психологический журнал Т.19. 1998. № 2.
  5. Гинзбург М. Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. 1994. № 3.
  6. Гинзбург М. Р. Психологическое содержание жизненного поля личности старшего подростка // Мир психологии и психология в мире. 1995. № 3.
  7. Гинзбург М. Р. Использование метафоры изменения при работе со старшими подростками // Психологическая наука и образование. 1997. № 1.
  8. Головаха Е. И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодёжи. Киев, 1988.
  9. Леонтьев Д. А. О времени: иллюзия ответов // Экзистенциальная традиция: философия, психология, психотерапия. 2004 (4). № 1. Ростов_на Дону, 2004.
  10. Кроник А. А., Головаха Е. И. Психологический возраст личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб., 2001.
  11. Осухова Н. Поверить в себя. Особенности личностно_профессионального самоопределения старшеклассников // Школьный психолог. 2003. № 4.
  12. Руководство практического психолога. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте // Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1995.
  13. Стрелков Ю. К. Время в психологическом анализе // Журнал практического психолога. 2000. № 5–6.
  14. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.
 
Webometrics
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2016 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика