Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8279Ключевые слова 20372 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Особенности детско-родительского взаимодействия и структуры семьи интеллектуально одаренных детей 1018

Якимова Т.В., кандидат психологических наук, доцент кафедры нейро- и патопсихологии развития, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, tyackimova@yandex.ru

Аннотация

Представлены результаты исследования особенностей детско-родительского взаимодействия и структурно-функциональных характеристик семей,воспитывающих интеллектуально одаренных подростков. Показано, что эти особенности достоверно отличаются от характеристик семей, в которых растут нормативно развивающиеся дети. При этом для каждой группы одаренных детей («высокая норма» с признаками благополучного и невротического развития, «особо одаренные» с признаками относительно благополучного развития и с проявлениями диссинхронии – 4 группы) описана своя специфическая семейная ситуация, позволяющая понять психологический смысл и путь развития каждого из четырех типов детской одаренности. В исследовании приняли участие 79 подростков (ученики ГОУ школы-пансионата «Интеллектуал») и их матери (всего 158 человек).

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

...Во-первых, семья является мощным поддерживающим ресурсом для одаренного ребенка.

Во-вторых, многими авторами подчеркивается неоднозначность влияния семьи на развитие личности интеллектуально одаренного ребенка, которая заключается в том, что огромная поддержка и участие семьи в его жизни сочетается со столь же грандиозными и часто однобокими ожиданиями от него, что, независимо от его исходных данных, может являться благоприятными условиями для акцентуированного или «специализированного» развития личности. Наиболее исследованными оказываются нарушенные формы детско-родительского взаимодействия (гиперопека, повышенные требования, чрезмерная зависимость и пр.), что может создавать впечатление о их наибольшей распространенности в семьях, воспитывающих интеллектуально одаренных детей.

В нашей работе мы постарались учесть неоднородность категории одаренных детей и понять специфическую роль семьи в развитии ребенка из каждой группы. Данная статья представляет ту часть исследования, в которой проверялась одна из гипотез: высокий уровень семейной сплоченности, характерный для семей интеллектуально одаренных детей, в разных группах будет принимать различные формы – от единства интересов, взаимной поддержки и сотрудничества до эмоциональной зависимости и слабой дифференцированности членов семьи друг от друга, – создавая специфическую ситуацию развития личности одаренного ребенка.

В своей работе мы использовали следующие методы формирования групп испытуемых и исследования семьи: метод экспертов (отзывы преподавателей и воспитателей); метод анализа результатов деятельности (результаты участия в олимпиадах и качество проектной деятельности); метод тестов (невербальный тест интеллекта, В. Серебрякофф); методы анкетирования и беседы; опросники ВРР («Взаимодействие родителя и ребенка», И. М. Марковская) и FACES-3 («Шкала семейной адаптации и сплоченности», Д. Х. Олсон, Дж. Портнер, И. Лави, М. Перре). ...

Литература
  1. Богоявленская Д. Б. Рабочая концепция одаренности»: причины и цели // Материалы Российской конференции «Одаренные дети: теория и практика». М., 2001.
  2. Ландау Э. Одаренность требует мужества. Психологическое сопровождение одаренного ребенка. М., 2002.
  3. Ларионова Л. И. Интеллектуальная одаренность и культурно-исторические факторы ее развития. Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. Иркутск, 2002.
  4. Одаренный ребенок // Под ред. О. М. Дьяченко. М., 1997.
  5. Психология одаренности детей и подростков. / Под ред. Н. С. Лейтеса. М., 1996.
  6. Шумакова Н. Б. Влияние представлений родителей об обучении на развитие одаренности у детей // Вопросы психологии. 2004. № 2.
  7. Щебланова Е. И. Психологическая диагностика одаренности школьников: проблемы, методы, результаты исследований и практики. М.-Воронеж, 2004.
  8. Юркевич В. С. Работа психолога с одаренными детьми и подростками // Одаренный ребенок. 2004. № 2.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика