Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8279Ключевые слова 20372 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Интерперсональные факторы эмоциональной дезадаптации у студентов младших курсов 1321

Евдокимова Я.Г., кандидат психологических наук, психолог в Центре семейной психологии «Клевер», Москва, Россия, Y.Evdokimova@kellyservices.ru

Аннотация

В статье рассматривается проблема стресса на примере его проявления у студентов-первокурсников. Одной из основных задач является изучение предикторов успешной переработки стрессогенных жизненных событий и совладания со стрессом у студентов. Материалы, представленные в данной статье, отражают основное содержание исследования интерперсональных факторов и эмоциональной дезадаптации студентов первых курсов в вузах с интенсивными учебными нагрузками накануне первой сессии. Полученные результаты позволяют сделать общий вывод о необходимости организации психологической помощи студентам-первокурсникам, обеспечивающей им совладание со стрессом.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

... Для организации такой помощи, в свою очередь, необходимы дальнейшие исследования факторов эмоциональной дезадаптации и совладания со стрессом у данного контингента. Интерперсональные факторы занимают особое место в совладающем поведении индивида и играют важную роль в преодолении стрессовых воздействий. Исследования интерперсональных отношений показывают, что социальное окружение может представлять собой ресурсы, благодаря которым эффекты стрессовых воздействий различным образом смягчаются и блокируются. Поэтому особенно актуальным является изучение влияния интерперсональных факторов (семьи, социального окружения) на процесс адаптации студентов в вузе.

Обучение на первом курсе вуза является новой стадией жизненного цикла. Часто поступление в вуз связано со сменой места жительства и влечет за собой разрушение уже сложившейся старой социальной сети. Но новая социальная сеть формируется не сразу, что ведет к дефициту социальной поддержки [11]. Студенты-первокурсники вынуждены общаться с новыми людьми, устанавливать новые социальные контакты. Даже если поступление в вуз не связано с переездом, это событие обязательно влечет за собой смену социальной роли. Новый статус студента предъявляет к молодому человеку новые требования, ставит перед ним новые задачи. К тому же студентам приходится справляться с интенсивными нагрузками, связанными с обучением.

Все это может вызвать эмоциональную дезадаптацию, спровоцировать эмоциональные расстройства и даже стать причиной суицида. Известно, что многие психические заболевания манифестируют именно в этот период, так как такие перемены в жизни являются стрессогенными и требуют больших психических затрат [12].

Задача оценки эмоционального неблагополучия студентов была поставлена в рамках комплексного исследования личностных, семейных и интерперсональных факторов переработки стресса на основе многофакторной модели эмоциональных расстройств [9]. ...

Литература
  1. Войцех В. Ф. Динамика и структура самоубийств в России // Социальная и клиническая психиатрия. 2006. Т.16. № 3.
  2. Красик Е. Д., Положий Б. С., Крюков Е. А. Нервно-психические заболевания у студентов. Томск, 1982.
  3. Крюкова Т. Л. Возрастные различия в стратегиях совладающего поведения // Методологические проблемы современной психологии: иллюзии и реальность // Материалы Сибирского психологического форума. 16–18.09.2004. Томск: ТГУ (http://psy.tsu.ru/ problems_psy.php) на 08.07.2006.
  4. Перре М., Баумана У. Клиническая психология // Учебник. СПб., 2002.
  5. Ротштейн В. Г., Богдан М. Н, Суетин М. Е. Теоретический аспект эпидемиологии тревожных и аффективных расстройств // Психиатрия и психофармакотерапия. Журн. для психиатров и врачей общей практики. 2005. Т. 07/№ 2. НЦПЗ РАМН, ПНД № 11.
  6. Северный А .А, Ануфриев А. К. Профилактика учебной дезадаптации у студентов, связанной с депрессивными расстройствами пограничного уровня // Метод. рекомендации. М, 1987.
  7. Тарабрина Н. В. Практикум по психологии посттравматического стресса. М., 2001.
  8. Тукаев Р. Д. Психическая травма и суицидальное поведение. Аналитический обзор литературы с 1986 по 2001 годы // Социальная и клиническая психиатрия. 2003. № 1.
  9. Холмогорова А. Б. Теоретические и эмпирические основания интегративной психотерапии расстройств аффективного спектра. Автореф. … дис. докт. психол. наук. М., 2006.
  10. Холмогорова А. Б., Воликова С. В. Семейный контекст расстройств аффективного спектра // Социальная и клиническая психиатрия. 2004. № 2.
  11. Холмогорова А. Б., Гаранян Н. Г., Петрова Г. А. Социальная поддержка и психическое здоровье // Психология: современные направления междисциплинарных исследований: материалы Материалы науч. конф., посвящ. памяти А. В. Брушлинского / Рос. фонд фундамент. исслед., Ин-т психологии РАН. Отв. ред. А. Л. Журавлев, Н. В. Тарабрина. М., 2003.
  12. Симпозиум «Российская молодежь: В будущее – без риска». Участники: д. м. н., проф. Войцех В., д. м. н., проф. Семикин Г. и др. (http://www.fzr.ru/231.htm) на 21.06.2006.
  13. Kanner A. D., Coyne J. C., Schaefer C., Lazarus R. S. Comparison of two modes of stress measurement: Daily hassels and upflits versus major life events. Journ. of Behavioral Medicine, 1981.
  14. Kohn P. M., Lafreniere K. D. & Gurevich M.
    The Inventory of College Students’ Recent Life Experiences: A decontaminated hassles scale for a special population. Journal of Behavioral Medicine, 1990.
  15. Lazarus R. S., Richard S. Psychological stress and the coping process. N.Y., 1966.
  16. Sommer G., Fydrich T. Soziale unterstuetzung. Materialie. 22. Dt. Ges. fuer verhaltens therapy. Tuebigen, 1989.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика