Психологическая наука и образование
2007. Том 12. № 5. С. 71–81
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Интерперсональные факторы эмоциональной дезадаптации у студентов младших курсов
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: социальная сеть, социальная поддержка, эмоциональная дезадаптация, интерперсональные факторы, психологический стресс
Рубрика издания: Психология образования
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Евдокимова Я.Г., Рихмаер Е.А. Интерперсональные факторы эмоциональной дезадаптации у студентов младших курсов // Психологическая наука и образование. 2007. Том 12. № 5. С. 71–81.
Полный текст
Период обучения в вузе связан с высоким риском манифестации психической патологии, что обусловлено разнообразными стрессовыми нагрузками [2].
В современных исследованиях стрессовые нагрузки принято разделять на макрострессоры (критические, изменяющие жизнь события) и микрострессоры (повседневные перегрузки [4].
А. Д. Кеннер с соавторами [13] отмечают, что повседневные перегрузки можно категоризировать обычными понятиями: межличностные, социальные перегрузки, ролевые перегрузки (например, двойная роль - быть студентом и зарабатывать деньги на жизнь и учебу).
Исследования совпадающего поведения (поведения, включающего в себя все преднамеренные попытки личности справиться со стрессом) молодых людей в возрасте 14-19 лет, проведенные Т. Л. Крюковой [3], показали, что тенденции копинг-поведения взрослых и юношей, в целом совпадают. В то же время взрослые отличаются более разнообразным и богатым набором стратегий совладания, а у студентов младших курсов еще не достаточно богат и разнообразен их набор, однако высок уровень стресса.
Именно это делает студентов-первокурсников группой риска по эмоциональной дезадаптации и обусловливает необходимость организации адекватной психологической помощи. Для организации такой помощи, в свою очередь, необходимы дальнейшие исследования факторов эмоциональной дезадаптации и совладания со стрессом у данного контингента.
Интерперсональные факторы занимают особое место в совладающем поведении индивида и играют важную роль в преодолении стрессовых воздействий. Исследования интерперсональных отношений показывают, что социальное окружение может представлять собой ресурсы, благодаря которым эффекты стрессовых воздействий различным образом смягчаются и блокируются. Поэтому особенно актуальным является изучение влияния интерперсональных факторов (семьи, социального окружения) на процесс адаптации студентов в вузе.
Обучение на первом курсе вуза является новой стадией жизненного цикла. Часто поступление в вуз связано со сменой места жительства и влечет за собой разрушение уже сложившейся старой социальной сети. Но новая социальная сеть формируется не сразу, что ведет к дефициту социальной поддержки [11]. Студенты-первокурсники вынуждены общаться с новыми людьми, устанавливать новые социальные контакты. Даже если поступление в вуз не связано с переездом, это событие обязательно влечет за собой смену социальной роли. Новый статус студента предъявляет к молодому человеку новые требования, ставит перед ним новые задачи. К тому же 72”
студентам приходится справляться с интенсивными нагрузками, связанными с обучением.
Все это может вызвать эмоциональную дезадаптацию, спровоцировать эмоциональные расстройства и даже стать причиной суицида. Известно, что многие психические заболевания манифестируют именно в этот период, так как такие перемены в жизни являются стрессогенными и требуют больших психических затрат [12].
Задача оценки эмоционального неблагополучия студентов была поставлена в рамках комплексного исследования личностных, семейных и интерперсональных факторов переработки стресса на основе многофакторной модели эмоциональных расстройств [9].
ЗАДАЧИ И ГИПОТЕЗЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Основные задачи нашего исследования:
• оценить уровень тревоги, депрессии и стресса у студентов 1 курса гуманитарного и технического вузов;
• сопоставить показатели эмоциональной дезадаптации у студентов вузов с различным профилем обучения;
• проанализировать гендерные различия по показателям тревоги, депрессии и стресса;
• проанализировать влияние интерперсональных факторов на уровень эмоциональной дезадаптации у студентов первого курса.
Приступая к исследованию, мы предположили следующее:
1) значительная часть студентов 1 курса (15-20 %), находясь в стадии смены жизненного цикла, демонстрируют высокие показатели эмоционального неблагополучия — депрессии, тревоги и повседневного стресса;
2) лица с низким уровнем социальной поддержки и узкой социальной сетью ха-
растеризуются более высоким уровнем эмоционального неблагополучия и повышенным уровнем стрессогенности жизни, по сравнению с лицами с высоким уровнем социальной поддержки и широкой социальной сетью;
3) показатели эмоционального неблагополучия у лиц с высоким уровнем семейных дисфункций выше, чем у лиц с низким уровнем семейных дисфункций.
ХАРАКТЕРИСТИКА ВЫБОРОК
Для реализации поставленных задач анонимно были обследованы две группы студентов первых курсов технического (100 человек) и психологического (45 человек) вузов накануне первой сессии.
По полу испытуемые распределялись следующим образом: 76 женщин и 69 мужчин. При этом, соотношение мужчин и женщин в техническом и психологическом вузах выглядит следующим образом:
• технический вуз: женщин 39 %, мужчин 61 %;
• психологический вуз: женщин 82 %, мужчин 18 %.
Возраст испытуемых от 15 до 21 года, средний - 17 лет.
В общежитии проживают 30 человек (21 %), остальные - жители Москвы.
По некоторым наблюдениям, психологический вуз выбирают молодые люди, у которых есть психологические проблемы, однако они это осознают и стремятся их разрешить. Обучение в техническом вузе характеризуется большими учебными нагрузками, высокими требованиями. Значительная часть студентов живут в общежитии, так как приезжают учиться из других городов. Таким образом, уровень стресса каждого из обследованных контингентов зависит не только от общих факторов влияния, но и от специфических воздействий.
ИНСТРУМЕНТЫ
В число основного инструментария нашего исследования вошли следующие методические средства:
• шкала тревоги Бэка, шкала депрессии Бэка [7];
• опросник недавних жизненных событий у студентов [14];
• опросник социальной поддержки F- SOZU-22 (Sommer-Fydrick), валидизиро- ванный в лаборатории клинической психологии и психотерапии МНИИ и психиатрии [9];
• «Московский интегративный опросник социальной сети» (разработан А. Б. Холмогоровой совместно с Н. Г. Гаранян и Г. А. Петровой в лаборатории клинической психологии и психотерапии МНИИ психиатрии) [11];
• опросник «Семейные эмоциональные коммуникации (СЭК)» (разработан А. Б. Холмогоровой, МНИИ психиатрии Росздрава) [9];
• опросник «Запрет на выражение чувств (ЗВЧ)» (разработан В. К. Зарецким совместно с А. Б. Холмогоровой и Н. Г. Гаранян) [9].
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Выраженность эмоционального неблагополучия у студентов-первокурсников
В табл. 1 приведено распределение уровня депрессии в исследуемой выборке (в процентном соотношении).
Таблица 1
Выраженность симптомов депрессии у студентов-первокурсников
Показатель по шкале депрессии Бэка |
Число, человек |
Процентное соотношение |
Нет депрессии (0.13) |
106 |
75 % |
Легкая депрессия (14.18) |
20 |
13 % |
Депрессия умеренной тяжести (19.28) |
12 |
8 % |
Тяжелая депрессия (29 и более) |
7 |
4 % |
Как видно из табл. 1,75 % испытуемых не отмечают в самоотчете симптомов депрессии, 25 % отмечают симптомы депрессии: 13 % легкой степени, 12 % - средней и тяжелой степени. Важно отметить, что частота симптомов депрессии в исследованной выборке выше, чем в общей популяции [5].
При анализе отдельных пунктов шкалы депрессии Бэка мы придавали особое значение показателям по пункту «Суицидальные мысли и желания».
В табл. 2 приведено распределение показателей по этому пункту шкалы депрессии Бэка у студентов-первокурсников (в процентном соотношении).
Таблица 2
Распределение показателей по пункту «Суицидальные мысли и желания»
Варианты ответа |
Число, человек |
Процентное соотношение |
0 (У меня нет мыслей о самоубийстве) |
106 |
75 % |
1 (У меня есть мысли о самоубийстве, но я не приведу их в действие) |
27 |
19 % |
2 (Я хотел бы покончить с собой) |
7 |
5 % |
3 (Я бы покончил с собой при подходящей возможности) |
1 |
1 % |
Данные табл. 2 свидетельствуют о достаточно высоком суицидальном риске в исследуемой группе. 25 % студентов отмечают в самоотчете наличие суицидальных мыслей и желаний, один сообщает о готовности совершить суицид в любой подходящий момент.
В табл. 3 приведено распределение уровня тревоги в исследуемой выборке (в процентном соотношении).
Как видно из табл. 3, студенты-первокурсники демонстрируют очень высокие показатели тревоги: лишь треть всех испытуемых не отмечает у себя симптомов тревоги, 29 % отмечают симптомы легкой тревоги, 22 % - симптомы средней интенсивности и 14 % обследованных испытывают сильную тревогу.
Таблица 3
Распределение уровня тревоги в исследуемой выборке
Показатель по шкале тревоги Бэка |
Число, человек |
Процентное соотношение |
Нет тревоги (0.5) |
48 |
35 % |
Легкая тревога (5.14) |
42 |
29 % |
Тревога средней интенсивности (14.18) |
33 |
22 % |
Высокая тревога (18 и более) |
22 |
14 % |
В задачи исследования входило сопоставление показателей эмоциональной дезадаптации и стресса у студентов вузов с различным профилем обучения.
В табл. 4 представлены соответствующие результаты.
Таблица 4
Выраженность симптомов тревоги, депрессии и уровень стресса у студентов-первокурсников технического и психологического вузов
Группы испытуемых |
Уровень тревоги (шкала тревоги Бэка) |
Уровень депрессии (шкала депрессии Бэка) |
Уровень стресса(опросник недавних жизненных событий у студентов) |
Технический вуз N=100 |
7,52 |
8,87 |
78,36 |
Психологический вуз N=45 |
10,78 t |
11,02 t |
84,16 t |
t - тенденция различий
По данным табл. 4, в группе студентов психологического вуза показатели эмоционального неблагополучия и стресса выше. Однако эти различия не достигают уровня статистической значимости, а носят характер статистической тенденции.
Другой важной задачей исследования был анализ гендерных различий по показателям тревоги, депрессии и стресса.
Данные табл. 5 свидетельствуют о том, что в группе девушек выраженность симптомов эмоционального неблагополучия выше. Однако эти различия не достигают уровня статистической значимости, а носят характер статистической тенденции. Эти различия можно объяснить гендерными стереотипами эмоционального поведения, в соответствии с которыми девушки в нашей культуре более открыто жалуются на состояние дистресса, чем юноши, о чем свидетельствуют показатели опросника ЗВЧ (табл. 6).
Таблица 5
Выраженность симптомов тревоги, депрессии и стресса у студентов и студенток первого курса
Группы испытуемых |
Уровень тревоги (шкала тревоги Бэка) |
Уровень депрессии (шкала депрессии Бэка) |
Уровень стресса(опросник недавних жизненных событий у студентов) |
Юноши N=69 |
7,34 |
8,07 |
78,61 |
Девушки N=76 |
9,65 t |
10,86 t |
81,64 |
t - тенденция различий
Таблица 6
Показатели по шкале ЗВЧ в группах юношей и девушек
|
ЗВЧ |
||||||
|
Печаль |
Радость |
Гнев |
Страх |
Общий запрет |
Суммарный показатель |
|
Все(N=145) |
Mean |
8,18 |
4,63 |
8,38 |
6,86 |
4,54 |
32,59 |
SD |
2,89 |
2,50 |
2,39 |
2,43 |
2,96 |
9,25 |
|
Женщины (N=76) |
Mean |
7,63a |
4,03a |
8,36 |
6,64 |
3,71a |
29,94а |
SD |
2,60 |
2,35 |
2,46 |
2,45 |
2,99 |
8,09 |
|
Мужчины (69) |
Mean |
8,75a |
5,28a |
8,41 |
7,09 |
5,42a |
34,9а |
SD |
3,09 |
2,52 |
2,32 |
2,41 |
2,67 |
32,59 |
M (mean) - среднее значение; SD -- стандартное отклонение; a - различия между испытуемыми женщинами и мужчинами статистически достоверны (р < 0,01) критерий Манна-Уитни
Связь особенностей интерперсональных отношений с уровнем стресса и выраженностью эмоциональной дезадаптации
Для сравнительного анализа данных и связи между уровнем социальной поддержки и состоянием эмоциональной дезадапта- группы: с высоким (от 20,58 - 31,49 % студентов), средним (от 16,7 до 20,58 - 35,43% студентов) и низким (от 0 до 16,7- 33,07% студентов) уровнем социальной поддержки.
Результаты, отраженные в табл. 7, свидетельствуют о статистически значимых различиях по уровню суицидальной готовности между испытуемыми в группах с низким и высоким уровнем социальной поддержки по опроснику Зоммер-Фюдрик. Показатели по пункту «Суицидальные мысли и желания» значительно выше в группе с низким уровнем социальной поддержки.
Таблица 7
Показатели по пункту «Суицидальные мысли и желания» у испытуемых с различным уровнем социальной поддержки по опроснику Зоммер-Фюдрик
Группы испытуемых |
Низкий уровень социальной поддержки (N=42) |
Средний уровень социальной поддержки (N=45) |
Высокий уровень социальной поддержки (N=40) |
Параметр |
|||
Количество положительных ответов по шкале суицидальности |
26,19 % |
28,8 % |
15 % |
Mean |
0, 38a |
0,31 |
0,15a |
SD |
0,7 |
0,51 |
0,36 |
M (mean) – среднее; SD – стандартное отклонение; a – различия между испытуемыми с низким и
высоким уровнем социальной поддержки по опроснику ЗоммерФюдрик статистически достоверны
(p < 0.,01; p < 0.,05) критерий Манна-Уитни
Для сравнительного анализа данных и связи между размером социальной сети и состоянием эмоциональной дезадаптации испытуемые были поделены на три группы в зависимости от размера сети: с узкой (от 0 до 7,67 - 33 % студентов), средней (от 7,67 до 11,33 - 34 % студентов) и широкой (от 11,33 - 33 % студентов) социальной сетью.
Результаты, отраженные в табл. 8, свидетельствуют о статистически значимых различиях по уровню суицидальной готовности между испытуемыми в группах с узкой и широкой социальной сетью. Показатели по пункту суицидальной готовности значительно выше в группе с узкой социальной сетью.
Таблица 8
Показатели по пункту «Суицидальные мысли и желания» у испытуемых с различным уровнем социальной поддержки по опроснику социальной сети
Группы испытуемых Параметр |
Узкая социальная сеть^=33) |
Средний размер социальной сети (N=34) |
Широкая социальная сеть (N=33) |
Количество положительных ответов по шкале суицидальности |
36,36 % |
23,53 % |
18,18 % |
Mean |
0,42a |
0,26 |
0,21a |
SD |
0,61 |
0,51 |
0,48 |
M (mean) - среднее; SD -- стандартное отклонение; a - различия между испытуемыми с низким и высоким уровнем социальной поддержки по опроснику социальной сети статистически достоверны (p < 0.,01; p < 0.,05) критерий Манна-Уитни
Для сравнительного анализа данных и связи между выраженностью семейных дисфункций и состоянием эмоциональной дезадаптации, а также уровнем стресса испытуемые были поделены на три группы в зависимости от уровня выраженности семейных дисфункций: низкий (от 0 до 45 - 32,37 % студентов), средний (от 45 до 55 - 33,81 % студентов) и высокий (от 55 - 33,81 % студентов).
Данные табл. 9 отражают статистически значимые различия по уровню депрессии между испытуемыми в группах с низким и средним, низким и высоким уровнем семейных дисфункций по опроснику СЭК. Показатели по шкале депрессии значимо выше в группе со средним и высоким уровнем семейных дисфункций по опроснику СЭК.
Таблица 9
Уровень депрессии и тревоги (тревога, депрессия БЭК) у испытуемых с различным уровнем выраженности семейных дисфункций по опроснику СЭК
Группы испытуемых |
Низкий уровень семейных дисфункций (N=45) |
Средний уровень семейных дисфункций (N=47) |
Высокий уровень семейных дисфункций (N=47) |
|
Параметры |
||||
Уровень депрессии |
Нет |
91,1 % |
70,2 % |
59,6 % |
Легкая |
4,4 % |
17 % |
21,3 % |
|
Умеренная |
2,2 % |
12,8 % |
10,6 % |
|
Тяжелая |
2,3 % |
0 % |
8,5 % |
|
Mean |
6,4a,b |
10,1a |
12,6b |
|
SD |
6,6 |
8,8 |
9,8 |
|
Уровень тревоги |
Нет |
55,5% |
36,1% |
8,5% |
Легкая |
26,7% |
17 % |
31,9% |
|
Средняя |
8,9% |
27,7% |
36,2% |
|
Высокая |
8,9% |
19,2% |
23,4% |
|
Mean |
6,7 |
8,6 |
10,9 |
|
SD |
9,8 |
9 |
8 |
M (mean) - среднее; SD - стандартное отклонение; а - различия между испытуемыми по с низким и средним уровнем показателей по опроснику СЭК статистически достоверны (p<0.01; p<0.05) критерий Манна-Уитни; b - различия между испытуемыми с низким и высоким уровнем показателей по опроснику СЭК статистически достоверны (p < 0.,01; p < 0.,05) критерий Манна-Уитни.
Мы проанализировали выраженность уровня суицидальных мыслей и желаний в зависимости от уровня семейных дисфункций по опроснику СЭК.
Результаты, отраженные в табл. 10, свидетельствуют о статистически значимых различиях по уровню суицидальной готовности между испытуемыми в группах с низким и высоким уровнем семейных дисфункций. Показатели по пункту «Суицидальные мысли и желания» значительно выше в группе с высоким уровнем семейных дисфункций по опроснику СЭК.
Таблица 10
Показатели по пункту «Суицидальные мысли и желания» у испытуемых с различным уровнем показателей по опроснику СЭК
Группы испытуемых |
Низкий уровень семейных дисфункций (N=45) |
Средний уровень семейных дисфункций (N=47) |
Высокий уровень семейных дисфункций (N=47) |
Параметр |
|||
Количество положительных ответов по шкале суицидальности |
13,33 % |
21,27 % |
40,43% |
Mean |
0,8a |
0,3 |
0,47a |
SD |
0.49 |
0.66 |
|
M (mean) - среднее; SD - стандартное отклонение; a - различия между испытуемыми с низким и высоким уровнем показателей по опроснику СЭК статистически достоверны (р < 0,01; р <0.,05) критерий Манна-Уитни
Данные табл. 11 отражают статистически значимые различия по уровню академического и общего стресса между испытуемыми в группах с низким и высоким уровнем показателей по опроснику СЭК и статистически значимые различия по уровню академического стресса в группах со средним и высоким уровнем показателей по опроснику СЭК. Показатели по шкалам академического и общего стресса значительно выше в группе с высоким уровнем по опроснику СЭК.
Таблица 11
Показатель повседневного стресса у испытуемых с различным уровнем семейных дисфункций по опроснику СЭК
Группы испытуемых |
Низкий уровень семейных дисфункций (N=45) |
Средний уровень семейных дисфункций (N=47) |
Высокий уровень семейных дисфункций (N=47) |
|||
Параметры |
||||||
Уровень стресса |
Mean |
SD |
Mean |
SD |
Mean |
SD |
Показатель общего стресса |
74,76a |
20 |
79,77 |
20,72 |
87,4a |
22,24 |
Интерперсональный стресс |
37,04 |
11,45 |
40,09 |
11,48 |
41,73 |
12,79 |
Академический стресс |
26,38a |
7,18 |
27,56b |
7,55 |
32,51ab |
9,65 |
M (mean) - среднее; SD — стандартное отклонение; a - различия между испытуемыми с низким и высоким уровнем показателей по опроснику СЭК статистически достоверны (р < 0.01; p < 0.05) критерий Манна-Уитни; b - различия между испытуемыми со средним и высоким уровнем показателей по опроснику СЭК статистически достоверны (р < 0.01; р < 0.05) критерий Манна-Уитни.
ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
Данные исследования свидетельствуют о высоком уровне эмоционального неблагополучия у студентов первых курсов. Важно отметить, что уровень эмоционального неблагополучия у студентов-первокурсников выше, чем в общей популяции. Показатели психического неблагополучия студентов-психологов выше таковых у студентов технического вуза. Возможно, это связано с тем, что наше исследование проводилось с помощью опросников-самоотчетов, а студенты-психологи лучше осознают свои проблемы и готовы заявить о них, в отличие от студентов технического вуза. Следовательно, уровень эмоционального неблагополучия в условиях экзаменационного стресса у студентов технического вуза может быть таким же или даже выше, чем у студентов-психологов, однако они не отдают себе в этом отчет. Важно отметить, что эти различия также могут быть обусловлены тем, что в исследуемой выборке технического вуза: женщин 39 %, мужчин 61 %, а в психологическом вузе: женщин 82 %, мужчин 18 %. Таким образом, среди студентов-психологов больше женщин, а среди студентов-технарей - мужчин. Можно предположить, что более высокие показатели психического неблагополучия у студентов-психологов в сравнении со студентами технического вуза во многом обусловлены различиями по полу.
Гендерные различия по эмоциональному неблагополучию можно объяснить гендерными стереотипами эмоционального поведения, в соответствии с которыми девушки в нашей культуре более открыто жалуются на состояние дистресса, чем юноши, о чем свидетельствуют показатели опросника ЗВЧ.
Таким образом, можно сделать вывод об эмоциональном неблагополучии значительной части студентов-первокурсников в условиях экзаменационного стресса и необходимости организации им психологической помощи.
Возникает вопрос о факторах совладания со стрессом, связанных с характером межличностных отношений, прежде всего уровнем социальной поддержки и особенностями семейных отношений. Данные исследования достоверно свидетельствуют о связи между уровнем эмоционального неблагополучия (высоким уровнем депрессии, тревоги, стресса) у студентов-первокурсников перед первой сессией с особенностями эмоциональной коммуникации в семьях студентов (высокими показателями по факторам критики, индуцирования тревоги, фиксации на негативных переживаниях, сверхвключенности). При этом испытуемых с недостаточным уровнем социальной поддержки, дисфункциональным стилем эмоциональной коммуникации в семьях характеризуют высокие показатели по уровню суицидальной готовности.
Необходимо проводить дальнейшие исследования предикторов успешной переработки стрессогенных жизненных событий, так как выявление факторов эмоционального неблагополучия позволит уточнить мишени психотерапевтических интервенций и профилактики возникновения депрессивных и тревожных состояний, а также теснейшим образом связанного с этими состояниями суицидального риска.
Литература
- Войцех В. Ф. Динамика и структура самоубийств в России // Социальная и клиническая психиатрия. 2006. Т.16. № 3.
- Красик Е. Д., Положий Б. С., Крюков Е. А. Нервно-психические заболевания у студентов. Томск, 1982.
- Крюкова Т. Л. Возрастные различия в стратегиях совладающего поведения // Методологические проблемы современной психологии: иллюзии и реальность // Материалы Сибирского психологического форума. 16–18.09.2004. Томск: ТГУ (http://psy.tsu.ru/ problems_psy.php) на 08.07.2006.
- Перре М., Баумана У. Клиническая психология // Учебник. СПб., 2002.
- Ротштейн В. Г., Богдан М. Н, Суетин М. Е. Теоретический аспект эпидемиологии тревожных и аффективных расстройств // Психиатрия и психофармакотерапия. Журн. для психиатров и врачей общей практики. 2005. Т. 07/№ 2. НЦПЗ РАМН, ПНД № 11.
- Северный А .А, Ануфриев А. К. Профилактика учебной дезадаптации у студентов, связанной с депрессивными расстройствами пограничного уровня // Метод. рекомендации. М, 1987.
- Тарабрина Н. В. Практикум по психологии посттравматического стресса. М., 2001.
- Тукаев Р. Д. Психическая травма и суицидальное поведение. Аналитический обзор литературы с 1986 по 2001 годы // Социальная и клиническая психиатрия. 2003. № 1.
- Холмогорова А. Б. Теоретические и эмпирические основания интегративной психотерапии расстройств аффективного спектра. Автореф. … дис. докт. психол. наук. М., 2006.
- Холмогорова А. Б., Воликова С. В. Семейный контекст расстройств аффективного спектра // Социальная и клиническая психиатрия. 2004. № 2.
- Холмогорова А. Б., Гаранян Н. Г., Петрова Г. А. Социальная поддержка и психическое здоровье // Психология: современные направления междисциплинарных исследований: материалы Материалы науч. конф., посвящ. памяти А. В. Брушлинского / Рос. фонд фундамент. исслед., Ин-т психологии РАН. Отв. ред. А. Л. Журавлев, Н. В. Тарабрина. М., 2003.
- Симпозиум «Российская молодежь: В будущее – без риска». Участники: д. м. н., проф. Войцех В., д. м. н., проф. Семикин Г. и др. (http://www.fzr.ru/231.htm) на 21.06.2006.
- Kanner A. D., Coyne J. C., Schaefer C., Lazarus R. S. Comparison of two modes of stress measurement: Daily hassels and upflits versus major life events. Journ. of Behavioral Medicine, 1981.
- Kohn P. M., Lafreniere K. D. & Gurevich M.
The Inventory of College Students’ Recent Life Experiences: A decontaminated hassles scale for a special population. Journal of Behavioral Medicine, 1990. - Lazarus R. S., Richard S. Psychological stress and the coping process. N.Y., 1966.
- Sommer G., Fydrich T. Soziale unterstuetzung. Materialie. 22. Dt. Ges. fuer verhaltens therapy. Tuebigen, 1989.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2915
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 13
Скачиваний
Всего: 1147
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 2