Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 88Рубрики 51Авторы 7666Ключевые слова 18512 Online-сборники NEW! 1 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ ВИНИТИ Web of Science EBSCO Ulrichsweb DOAJ ERIH PLUS
CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Рейтинг Science Index РИНЦ
2016

1 место — направление «Психология»
1 место — направление «Народное образование. Педагогика»

16 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

3,107 —Двухлетний импакт-фактор
2,103 —Пятилетний импакт-фактор

 

Психологические аспекты обеспечения безопасности школьного сообщества в экстремальной ситуации 603

Миняев А.С., аспирант III года обучения факультета психологии образования МГППУ, заместитель директора по УВР в ГОУ средняя общеобразовательная школа № 494, 494alexey@mail.ru

Аннотация

Приводятся данные исследования, основной целью которого было изучение характеристик совместной деятельности детского сообщества, влияющих на эффективность процесса осуществления безопасности детским сообществом. Показано, что проведенный курс занятий по различным программам с последующим сопоставлением с результатами наблюдения за деятельностью трех школьных классов в экстремальной ситуации дает возможность сделать общий вывод: класс, который обучался по программе интегрированного курса ОБЖ и посещал практические занятия и психологические тренинги, более эффективно за наименьшее количество времени с наименьшим количеством травм у членов группы преодолевал учебную экстремальную ситуацию.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

... Экстремальной (чрезвычайной ситуацией), в широком смысле слова, называется обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде [5].

В современной психологической и педагогической практике существует определенное количество рекомендаций для детей по правилам поведения в экстремальной ситуации.

Но чаще всего такого рода рекомендации носят чисто «технический», инструктивный характер. В них описывается, какие действия необходимо предпринять в тех или иных обстоятельствах, чтобы обеспечить собственную безопасность, например:

  • незамедлительно сообщить о происшествии в правоохранительные органы;
  • при первой возможности покинуть место происшествия и др. [8].

Вместе с тем в таких инструкциях мало внимания уделяется психологической стороне мобилизации собственных сил и способностей ребенка к действиям в экстремальной ситуации. В связи с современной социальнопсихологической ситуацией в нашей стране не сразу были определены приоритеты в решении вопросов об удовлетворении потребности в безопасности у детей и подростков; мало внимания уделялось психологической стороне процесса создания безопасных условий для детей и подростков [2].

В настоящее время очень много внимание уделяется проблеме системной (комплексной) безопасности школы, но пока наблюдается тяготение в направлении технических средств обеспечения безопасности, причем приоритет отдается техническим средствам охраны [4]. Проведенное нами спустя две недели после событий в Беслане анкетирование детей и подростков в школе показало, что их уровень безопасности как защищенности очень низок.

Причем это относится как к отдельному ребенку, так и к школьному сообществу в целом. Низкий уровень групповой организованности приводит к неспособности сообщества адекватно реагировать на возможную угрозу экстремальной ситуации даже при наличии нескольких хорошо информированных и подготовленных школьников.

Необходимо сразу подчеркнуть, что речь идет о детских сообществах, и основной задачей в условиях возникновения экстремальной ситуации для такой группы является не противоборство факторам, создающим экстремальную ситуацию (террористы, пожар, авария), а эвакуация в безопасное место детей. Это необходимо с целью снижения риска получения ими физических травм и минимизации возможности использования ситуации захвата детей как средства воздействия на политическую и общественную жизнь страны [6].

Отсутствие интерактивной совместной деятельности детей и подростков в экстремальной ситуации, на наш взгляд, может привести к их неадекватному реагированию на данную ситуацию и, как следствие, к высокому риску травматизации, гибели детей в процессе осуществления эвакуационных мероприятий [1].

Почему члены одной группы быстрее и более слаженно преодолевают экстремальную ситуацию, а другие пасуют перед возникновением угрозы? Выбор возрастных категорий здесь не случаен. ...

Литература
  1. Абраменкова В. В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в
    детской субкультуре. М.; Воронеж, 2000.
  2. Абраменкова В. В. Сорадование и сострадание в детской картине мира. М., 1999.
  3. Баева И. А. Тренинги психологической безопасности в школе. Спб., 2002.
  4. Бурмистрова Е. В., Баева И. А., Лактионова Е. Б., Россоха Н. Г. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении. СПб., 2006.
  5. Малкина-Пых И. Г. Экстремальные ситуации. Справочник практического психолога. М., 2005.
  6. Миняев А. С. Психологические аспекты подготовки детей и подростков к действиям в экстремальной ситуации // Материалы пятой городской научнопрактической конференции молодых ученых учреждений высшего и среднего образования городского подчинения. М., 2006.
  7. Ольшанский Д. В. Психология терроризма. Спб., 2002.
  8. Рыбалкин Н. Н. Философия безопасности. М., 2006.
  9. Maslow A. Motivation and personality (3-rd ed.). N.Y., 1987.
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2018 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Индекс цитирования Яндекс.Метрика