Психологическая наука и образование
2007. Том 12. № 5. С. 92–99
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Психологические аспекты обеспечения безопасности школьного сообщества в экстремальной ситуации
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: школьное сообщество, экстремальная ситуация, интерактивная совместная деятельность, обеспечение процесса безопасности детским сообществом, учебная экстремальная ситуация, преодоление учебной ситуации школьным сообществом
Рубрика издания: Психология кризисных ситуаций
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Миняев А.С. Психологические аспекты обеспечения безопасности школьного сообщества в экстремальной ситуации // Психологическая наука и образование. 2007. Том 12. № 5. С. 92–99.
Фрагмент статьи
... Экстремальной (чрезвычайной ситуацией), в широком смысле слова, называется обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде [5].
В современной психологической и педагогической практике существует определенное количество рекомендаций для детей по правилам поведения в экстремальной ситуации.
Но чаще всего такого рода рекомендации носят чисто «технический», инструктивный характер. В них описывается, какие действия необходимо предпринять в тех или иных обстоятельствах, чтобы обеспечить собственную безопасность, например:
- незамедлительно сообщить о происшествии в правоохранительные органы;
- при первой возможности покинуть место происшествия и др. [8].
Вместе с тем в таких инструкциях мало внимания уделяется психологической стороне мобилизации собственных сил и способностей ребенка к действиям в экстремальной ситуации. В связи с современной социальнопсихологической ситуацией в нашей стране не сразу были определены приоритеты в решении вопросов об удовлетворении потребности в безопасности у детей и подростков; мало внимания уделялось психологической стороне процесса создания безопасных условий для детей и подростков [2].
В настоящее время очень много внимание уделяется проблеме системной (комплексной) безопасности школы, но пока наблюдается тяготение в направлении технических средств обеспечения безопасности, причем приоритет отдается техническим средствам охраны [4]. Проведенное нами спустя две недели после событий в Беслане анкетирование детей и подростков в школе показало, что их уровень безопасности как защищенности очень низок.
Причем это относится как к отдельному ребенку, так и к школьному сообществу в целом. Низкий уровень групповой организованности приводит к неспособности сообщества адекватно реагировать на возможную угрозу экстремальной ситуации даже при наличии нескольких хорошо информированных и подготовленных школьников.
Необходимо сразу подчеркнуть, что речь идет о детских сообществах, и основной задачей в условиях возникновения экстремальной ситуации для такой группы является не противоборство факторам, создающим экстремальную ситуацию (террористы, пожар, авария), а эвакуация в безопасное место детей. Это необходимо с целью снижения риска получения ими физических травм и минимизации возможности использования ситуации захвата детей как средства воздействия на политическую и общественную жизнь страны [6].
Отсутствие интерактивной совместной деятельности детей и подростков в экстремальной ситуации, на наш взгляд, может привести к их неадекватному реагированию на данную ситуацию и, как следствие, к высокому риску травматизации, гибели детей в процессе осуществления эвакуационных мероприятий [1].
Почему члены одной группы быстрее и более слаженно преодолевают экстремальную ситуацию, а другие пасуют перед возникновением угрозы? Выбор возрастных категорий здесь не случаен. ...
Литература
- Абраменкова В. В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в
детской субкультуре. М.; Воронеж, 2000. - Абраменкова В. В. Сорадование и сострадание в детской картине мира. М., 1999.
- Баева И. А. Тренинги психологической безопасности в школе. Спб., 2002.
- Бурмистрова Е. В., Баева И. А., Лактионова Е. Б., Россоха Н. Г. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении. СПб., 2006.
- Малкина-Пых И. Г. Экстремальные ситуации. Справочник практического психолога. М., 2005.
- Миняев А. С. Психологические аспекты подготовки детей и подростков к действиям в экстремальной ситуации // Материалы пятой городской научно-практической конференции молодых ученых учреждений высшего и среднего образования городского подчинения. М., 2006.
- Ольшанский Д. В. Психология терроризма. Спб., 2002.
- Рыбалкин Н. Н. Философия безопасности. М., 2006.
- Maslow A. Motivation and personality (3-rd ed.). N.Y., 1987.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2391
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 0
Скачиваний
Всего: 583
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 2