Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 97Рубрики 51Авторы 8224Ключевые слова 20166 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Исследование особенностей эмоционально-образного предвосхищения в дошкольном возрасте при решении познавательных заданий 932

Подзорова Е.Л., педагог-психолог, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, elena7772@yandex.ru

Аннотация

Описаны результаты исследования влияния эмоционального образа на поведение дошкольника при выборе задания познавательного характера. В исследовании приняли участие дети младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. Методика основывалась на моделировании ситуации неуспеха/успеха при выполнении познавательного задания. Выявлены возрастные особенности эмоционально-образного предвосхищения, возникающего при восприятии определенного предмета, включенного в эмоционально значимую для ребенка ситуацию. Также показано, что при изменении эмоциональной валентности ситуации может меняться и отношение ребенка к предмету. Установлено, что возрастом возникновения и развития способности к эмоционально-образному предвосхищению является средний дошкольный возраст. Также этот возраст наиболее благоприятен для нивелирования отрицательных эмоциональных переживаний посредством изменения смысла ситуации.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

... При этом ведущую роль здесь играют эмоциональные процессы, признается первичность эмоций в оценке воспринимаемого и переводе его в образную форму (Т. Ф. Базылевич, С. Д. Смирнов). Таким образом, складывается представление об образе как о единице, в которой находят свое отражение идеи единства эмоциональных и познавательных процессов – идеи целостного подхода в психологии.

Наиболее ярким представителем этого подхода можно считать А.В. Запорожца, который, прежде всего, стремился к объединению и совместному изучению всех сфер человека: познавательной, эмоциональной, поведенческой. Не случайно, что именно ему принадлежит положение о существовании особого рода образов, отражающих подлинное единство этих сфер. На основе многочисленных экспериментальных данных (Я. З. Неверович, А. Д. Кошелева, Л. П. Стрелкова, Л. А. Абрамян и др.) по развитию различных сторон эмоциональной сферы дошкольников А. В. Запорожец установил, что эмоциональное познание проявляется в возможности субъекта к отражению действительности «в форме эмоциональных образов» [6, с. 272].

Эмоциональный образ определяется как «аффективно-гностический комплекс», содержанием которого являются отражения внутренних состояний субъекта, изменений, вызванных жизненно важными для него предметами и явлениями, а также и самих этих предметов и явлений. Во внешней картине мира, представленной в такого рода образах, выделены признаки, репрезентирующие субъекту ту ценность, тот смысл, который для него имеют окружающие лица, предметы и события [5],[7], [8].

С развитием отечественной психологии к эмоциональным образам обращались в связи с изучением проблем индивидуальности как объективной и субъективной реальности (М. С. Каган, А. М. Эткинд). Изучая данную проблему, Л. Я. Дорфман выявил специфику эмоционального образа по отношению к другим когнитивным образам, а также и к эмоциональным переживаниям. Так, эмоциональные образы являются по форме образами, но по содержанию являются отражающими в себе «психологический слой организации, строения, структуры эмоциональных переживаний» [3, с. 83]. При сопоставлении эмоциональных образов с эмоциональными переживаниями выясняется, что первые являются «одной из форм существования вторых в сфере когнитивных (представленческих) образов» [там же].

Анализ литературы [3], [5], [6], [7], [8] показал, что у ребенка дошкольного возраста при возникновении эмоций в той или иной ситуации может возникать эмоциональный образ этой ситуации. Мы предположили, что, в свою очередь, это может приводить к тому, что отдельные составляющие этой ситуации (определенные воспринимаемые ребенком внешние объекты) включаются в эмоциональный образ данной ситуации и выполняют предвосхищающую функцию. Кроме того, вполне вероятно, что у детей разных периодов дошкольного возраста подобные процессы происходят с разной степенью насыщенности и внешней выраженности. Наше экспериментальное исследование было направлено на проверку этого предположения.

Здесь важно отметить, что в исследованиях, проведенных под руководством А. В. Запорожца, процессы эмоционально-образного предвосхищения изучались на основе деятельности по восприятию художественного произведения, мы же поставили своей целью показать особенности этого процесса в такой присущей ребенкудошкольнику деятельности, как познавательная (выполнение заданий).

В эксперименте участвовало 148 детей от трех до семи лет, посещающих детские сады Москвы. Исследование проводилось индивидуально с каждым ребенком с 2004 по 2006. ...

Литература
  1. Ахметзянова А. И. Особенности антиципационной деятельности при общем недоразвитии речи у детей дошкольного возраста. Дис. ... канд. психол. наук. М., 2004.
  2. Базылевич Т. Ф. Информационный эквивалент образа будущего результата в типологии индивидуальности // Психический образ: строение, механизмы, функционирование и развитие. 2-е международные научные Ломовские чтения. М., 1994.
  3. Дорфман Л. Я. Особенности соотношений эмоциональных переживаний и образов в структуре индивидуального эмоционального стиля // Психический образ: строение, механизмы, функционирование и развитие. 2-е международные научные Ломовские чтения. М., 1994.
  4. Жадаева Е. Л. Исследование влияния ситуационных факторов на эмоциональное предвосхищение у детей дошкольного возраста при решении познавательных задач // Психологическая наука и образование. 2006. № 3.
  5. Запорожец А. В. Психология действия. М.: Московский психологосоциальный институт; Воронеж, 2000.
  6. Запорожец А. В. Избранные психологические труды: В 2х т. Т.1. Психическое развитие ребенка. М., 1986.
  7. Запорожец А. В. Избранные психологические труды: В 2х т. Т 2. Развитие произвольных движений. М., 1986.
  8. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста: психологические исследования / Под ред. А. В. Запорожца, Я. Неверович. Научно-исследовательский ин-т дошкольного воспитания Академии пед. наук СССР. М., 1986.
  9. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 1998.
  10. Рябова Т. В., Менделевич В. Д. Творческое мышление и антиципация у больных шизофренией и психически здоровых // Вопросы психологии. 2002. №1.
  11. Сергеева В. А. Роль образного опосредствования в межличностном взаимодействии и его активизация у юношей и девушек с трудностями социально-психологической адаптации. Дис. ... канд. психол. наук. М., 2004.
  12. Смирнов С. Д. Психология образа: проблема активности психического отражения. М., 1985.
  13. Сонин В. А. Психический образ и адаптация личности // Психический образ: строение, механизмы, функционирование и развитие. 2-е международные научные Ломовские чтения. М., 1994.
  14. Тихонова Э. В. Из истории русской психологической мысли конца 19 – начала 20 века: А. И. Введенский о психологии восприятия // Психология перед вызовом будущего: Материалы научной конференции, приуроченной к 40-летнему юбилею факультета психологии МГУ. 23–24 ноября 2006 г. М., 2006.
  15. Шиян И. Б. Предвосхищающий образ в структуре диалектического мышления дошкольников // Вопросы психологии. 1999. № 3.
  16. Эльконин Д. Б., Эльконинова Л. И. Знаковое опосредствование, волшебная сказка и субъективность действия // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 1993. № 2.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

Яндекс.Метрика