Исследование особенностей эмоционально-образного предвосхищения в дошкольном возрасте при решении познавательных заданий

837

Аннотация

Описаны результаты исследования влияния эмоционального образа на поведение дошкольника при выборе задания познавательного характера. В исследовании приняли участие дети младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. Методика основывалась на моделировании ситуации неуспеха/успеха при выполнении познавательного задания. Выявлены возрастные особенности эмоционально-образного предвосхищения, возникающего при восприятии определенного предмета, включенного в эмоционально значимую для ребенка ситуацию. Также показано, что при изменении эмоциональной валентности ситуации может меняться и отношение ребенка к предмету. Установлено, что возрастом возникновения и развития способности к эмоционально-образному предвосхищению является средний дошкольный возраст. Также этот возраст наиболее благоприятен для нивелирования отрицательных эмоциональных переживаний посредством изменения смысла ситуации.

Общая информация

Ключевые слова: эмоциональный образ, эмоционально-образное предвосхищение, дошкольный возраст

Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Подзорова Е.Л. Исследование особенностей эмоционально-образного предвосхищения в дошкольном возрасте при решении познавательных заданий // Психологическая наука и образование. 2007. Том 12. № 5. С. 182–192.

Фрагмент статьи

... При этом ведущую роль здесь играют эмоциональные процессы, признается первичность эмоций в оценке воспринимаемого и переводе его в образную форму (Т. Ф. Базылевич, С. Д. Смирнов). Таким образом, складывается представление об образе как о единице, в которой находят свое отражение идеи единства эмоциональных и познавательных процессов – идеи целостного подхода в психологии.

Наиболее ярким представителем этого подхода можно считать А.В. Запорожца, который, прежде всего, стремился к объединению и совместному изучению всех сфер человека: познавательной, эмоциональной, поведенческой. Не случайно, что именно ему принадлежит положение о существовании особого рода образов, отражающих подлинное единство этих сфер. На основе многочисленных экспериментальных данных (Я. З. Неверович, А. Д. Кошелева, Л. П. Стрелкова, Л. А. Абрамян и др.) по развитию различных сторон эмоциональной сферы дошкольников А. В. Запорожец установил, что эмоциональное познание проявляется в возможности субъекта к отражению действительности «в форме эмоциональных образов» [6, с. 272].

Эмоциональный образ определяется как «аффективно-гностический комплекс», содержанием которого являются отражения внутренних состояний субъекта, изменений, вызванных жизненно важными для него предметами и явлениями, а также и самих этих предметов и явлений. Во внешней картине мира, представленной в такого рода образах, выделены признаки, репрезентирующие субъекту ту ценность, тот смысл, который для него имеют окружающие лица, предметы и события [5],[7], [8].

С развитием отечественной психологии к эмоциональным образам обращались в связи с изучением проблем индивидуальности как объективной и субъективной реальности (М. С. Каган, А. М. Эткинд). Изучая данную проблему, Л. Я. Дорфман выявил специфику эмоционального образа по отношению к другим когнитивным образам, а также и к эмоциональным переживаниям. Так, эмоциональные образы являются по форме образами, но по содержанию являются отражающими в себе «психологический слой организации, строения, структуры эмоциональных переживаний» [3, с. 83]. При сопоставлении эмоциональных образов с эмоциональными переживаниями выясняется, что первые являются «одной из форм существования вторых в сфере когнитивных (представленческих) образов» [там же].

Анализ литературы [3], [5], [6], [7], [8] показал, что у ребенка дошкольного возраста при возникновении эмоций в той или иной ситуации может возникать эмоциональный образ этой ситуации. Мы предположили, что, в свою очередь, это может приводить к тому, что отдельные составляющие этой ситуации (определенные воспринимаемые ребенком внешние объекты) включаются в эмоциональный образ данной ситуации и выполняют предвосхищающую функцию. Кроме того, вполне вероятно, что у детей разных периодов дошкольного возраста подобные процессы происходят с разной степенью насыщенности и внешней выраженности. Наше экспериментальное исследование было направлено на проверку этого предположения.

Здесь важно отметить, что в исследованиях, проведенных под руководством А. В. Запорожца, процессы эмоционально-образного предвосхищения изучались на основе деятельности по восприятию художественного произведения, мы же поставили своей целью показать особенности этого процесса в такой присущей ребенкудошкольнику деятельности, как познавательная (выполнение заданий).

В эксперименте участвовало 148 детей от трех до семи лет, посещающих детские сады Москвы. Исследование проводилось индивидуально с каждым ребенком с 2004 по 2006. ...

Литература

  1. Ахметзянова А. И. Особенности антиципационной деятельности при общем недоразвитии речи у детей дошкольного возраста. Дис. ... канд. психол. наук. М., 2004.
  2. Базылевич Т. Ф. Информационный эквивалент образа будущего результата в типологии индивидуальности // Психический образ: строение, механизмы, функционирование и развитие. 2-е международные научные Ломовские чтения. М., 1994.
  3. Дорфман Л. Я. Особенности соотношений эмоциональных переживаний и образов в структуре индивидуального эмоционального стиля // Психический образ: строение, механизмы, функционирование и развитие. 2-е международные научные Ломовские чтения. М., 1994.
  4. Жадаева Е. Л. Исследование влияния ситуационных факторов на эмоциональное предвосхищение у детей дошкольного возраста при решении познавательных задач // Психологическая наука и образование. 2006. № 3.
  5. Запорожец А. В. Психология действия. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж, 2000.
  6. Запорожец А. В. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т.1. Психическое развитие ребенка. М., 1986.
  7. Запорожец А. В. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т 2. Развитие произвольных движений. М., 1986.
  8. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста: психологические исследования / Под ред. А. В. Запорожца, Я. Неверович. Научно-исследовательский ин-т дошкольного воспитания Академии пед. наук СССР. М., 1986.
  9. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 1998.
  10. Рябова Т. В., Менделевич В. Д. Творческое мышление и антиципация у больных шизофренией и психически здоровых // Вопросы психологии. 2002. №1.
  11. Сергеева В. А. Роль образного опосредствования в межличностном взаимодействии и его активизация у юношей и девушек с трудностями социально-психологической адаптации. Дис. ... канд. психол. наук. М., 2004.
  12. Смирнов С. Д. Психология образа: проблема активности психического отражения. М., 1985.
  13. Сонин В. А. Психический образ и адаптация личности // Психический образ: строение, механизмы, функционирование и развитие. 2-е международные научные Ломовские чтения. М., 1994.
  14. Тихонова Э. В. Из истории русской психологической мысли конца 19 – начала 20 века: А. И. Введенский о психологии восприятия // Психология перед вызовом будущего: Материалы научной конференции, приуроченной к 40-летнему юбилею факультета психологии МГУ. 23–24 ноября 2006 г. М., 2006.
  15. Шиян И. Б. Предвосхищающий образ в структуре диалектического мышления дошкольников // Вопросы психологии. 1999. № 3.
  16. Эльконин Д. Б., Эльконинова Л. И. Знаковое опосредствование, волшебная сказка и субъективность действия // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 1993. № 2.

Информация об авторах

Подзорова Елена Леонидовна, педагог-психолог, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, e-mail: elena7772@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3240
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 7

Скачиваний

Всего: 837
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 3