Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8279Ключевые слова 20372 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Особенности поролевой идентичности у подростков с делинквентным поведением: подходы к диагностике и коррекции 851

Сыроквашина К.В., кандидат психологических наук, старший научный сотрудник , ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского» Минздрава России, Москва, Россия, syrokvashina@mail.ru

Аннотация

Рассматриваются вопросы специфики полоролевой идентичности у подростков с делинквентным поведением. Представлены результаты эмпирического исследования особенностей полоролевой идентичности у мальчиков и девочек с делинквентным поведением. При анализе результатов показаны слабая интериоризация полоролевых образов в структуру полоролевого самосознания у делинквентных мальчиков, конфликтность полоролевой идентичности у девочек с делинквентным поведением. На основе выявленных особенностей разработаны мишени и предложены подходы к психокоррекционной работе с данным контингентом подростков.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

... Ряд зарубежных исследователей при изучении различных форм отклоняющегося поведения привлекают полоролевые свойства в качестве факторов влияния на девиантные поведенческие проявления.

Объясняя причины девиантного и агрессивного поведения среди мужчин, а также трудности при их психологическом сопровождении в местах заключения, одни авторы обращаются к понятию гипермаскулинности [18, 19, 21]. Другие исследователи обращаются к феномену полоролевого конфликта, вынося его в качестве фактора, связанного, в частности, с такой формой отклоняющегося поведения, как употребление алкоголя и наркотиков у молодежи [20].

Особенно тревожной тенденцией является рост преступлений, совершаемых лицами женского пола. Объясняя рост агрессивных действий среди женщин и девочек, ряд авторов привлекает теорию ролей, подчеркивая имеющийся в обществе кризис ролевого поведения в виде смещения традиционных ролей и использования женщинами маскулинных стереотипов поведения [15]. Другими исследователями предлагалась типология половой идентичности девиантных подростков на основе идеи полоролевого конфликта [9], разрабатывались концепции полоролевого смещения у девочек с агрессивным поведением [17]. Вместе с тем данная проблема на настоящий момент остается недостаточно изученной.

Однако важность исследования определяется не только недостаточной изученностью вклада полоролевой сферы в становление самосознания в подростковом возрасте при отклонениях в поведении, но и необходимостью разработки психокоррекционных программ, направленных на область самосознания, в том числе и в полоролевом контексте, с целью расширения поведенческого репертуара и предотвращения реализации привычных неконструктивных стратегий.

В соответствии с этим целью настоящего исследования является определение особенностей когнитивной и эмоциональной составляющих полоролевой идентичности у мальчиков и девочек подросткового возраста с делинквентным поведением по сравнению с их сверстниками с просоциальным поведением и разработка мишеней и подходов для психологической коррекции полоролевой сферы самосознания.

В исследовании приняли участие четыре группы подростков, всего 136 человек. В основную экспериментальную группу вошли 54 девочки подросткового возраста с делинквентным поведением, воспитанницы специального закрытого учебно-воспитательного учреждения №1 г. Покров и воспитательной колонии г. Рязань, и 22 мальчика, воспитанники специальной закрытой школы г. Шексна. Контрольные группы составили соответственно 35 девочек и 25 мальчиков, учеников московских школ.

Когнитивный компонент полоролевой идентичности исследовался при помощи методики измерения маскулинности и фемининности «МиФ» [1, 5], направленной на диагностику особенностей полоролевой идентичности и позволяющей выявить пропорцию маскулинности-фемининности полоролевых образов, а также структуру связей между ними путем анализа корреляционных связей (коэффициент корреляции Спирмена). ...

Литература
  1. Бессонова Т. Л. Психологические особенности полоролевого самосознания и самопринятия личности студента педагогического вуза. Дисс. … канд. психол. наук. М., 1994.
  2. Вачков И. В. Основы технологии группового тренинга. М., 2000.
  3. Вачков И. В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. М., 2003.
  4. Горьковая И. А. Личность подростка-правонарушителя. СПб., 2005.
  5. Дворянчиков Н. В. Полоролевая идентичность у лиц с девиантным сексуальным поведением. Дисс… канд. психол. наук. М., 1998.
  6. Дозорцева Е. Г. К проблеме аномального личностного развития подростков с делинквентным и криминальным поведением // Российский психиатрический журн., 1999. № 3.
  7. Дозорцева Е. Г. Аномальное развитие личности у подростков с противоправным поведением. М., 2004.
  8. Ениколопов С. Н., Дворянчиков Н. В. Концепции и перспективы исследования пола в клинической психологии // Психологический журн. 2001. № 3. Т. 22.
  9. Исаев Д. Н., Каган В. Е. Девиантное поведение и половые роли у девочек-подростков // Психопатические расстройства у подростков. Л., 1987.
  10. Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я. Л. Морено. М.: Когито-центр, 2007.
  11. Лидерс А. Г. Психологический тренинг с подростками. М., 2001.
  12. Питцеле П. Подростки изнутри. Интрапсихическая психодрама // Психодрама: вдохновение и техника / Под ред. П. Холмса и М. Карп. М., 1997.
  13. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / Под ред. М. Р. Битяновой. СПб., 2003.
  14. Эткинд А. М. Цветовой тест отношений // Практикум по психодиагностике. Психодиагностические материалы. М.: Издво МГУ, 1988.
  15. Adler F. Sisters in Crime. N.Y.: McGraw-Hill, 1975.
  16. Bem S. L. Sex role adaptability: one consequence of psychological androgyny // Journ. of Pers. and Soc. Psychology. 1975. V. 31.
  17. Hardy A., Howitt D. Fighting in adolescent females: gender role conflict or gender role transition? // Psychology Postgraduate Affairs Group Annual Conference, Derby, 1998.
  18. Kilianski S. E. Explaining heterosexual men’s attitudes toward women and gay men: The theory of exclusively masculine identity // Psychology of Men & Masculinity. 2003. Jan. V. 4(1).
  19. Kupers T. A. Toxic masculinity as a barrier to mental health treatment in prison // Journ. of Clin. Psychology. 2005. № 61.
  20. Monk D., Ricciardelli L. A. Three dimensions of the male gender role as correlates of alcohol and cannabis involvement in young Australian men // Psychology of Men and Masculinity. 2003. Jan. V. 4(1).
  21. Parrott D. J., Zeichner A. Effects of hypermasculinity oh physical aggression against women // Psychology of Men and Masculinity. 2003. Jan. V. 4(1).
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика