Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8060Ключевые слова 19701 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Развитие Я-концепции младшего подростка (11–12 лет) 1843

Владимирова Ю.Н., аспирант факультета психологии образования МГППУ, педагог-психолог гимназии №1563, Москва, Россия, juli675@mail.ru

Аннотация

Представлены результаты лонгитюдного исследования развития Я-концепции подростка (11–12 лет) на рубеже обучения от 5 к 6 классу. Анализируются содержательные характеристики развития Я-концепции современного подростка.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

... Подростку было предложено ответить на вопрос «Кто Я?», описать себя и оценить себя. Результаты исследования показали, что в 6 классе выражено предпочтение по значимости у детей таких категорий, как «самооценка, качества личности и характера» и «умения, интересы, способности». Эти данные подтверждают, что именно отношение к себе, начиная с 6-го класса, является основным компонентом «образа Я».

Н. Н. Толстых отмечает потребность во «встрече» с собственным «образом Я» у учащихся 4–5 классов [10]. Исследования эмоционально-ценностного отношения к себе, проведенные А. М. Прихожан [10], показывают, что младшие подростки (10–11 лет) характеризуются общим позитивным представлением о себе (принятие себя). Негативные оценки окружающих воспринимаются как ситуативные и не оказывают значительного влияния на отношение к себе. Подчеркивается, что в 11–12 лет обнаруживается острая потребность в самооценке и в то же время неумение оценить себя. И. В. Дубровина также отмечает, что 11 лет –это период, когда появляется желание понять, лучше узнать себя и появляется потребность в самооценке [7]. Однако большее внимание в упомянутом выше исследовании отводится старшему подростку 13–14 лет (8-й, 9-й, 10-й классы), так как в 6–7-м классах по анализу не выявлены существенные отличия в самооценке учащихся [10, с. 76].

Г. А. Цукерман в 1998 г. подняла вопрос о психологическом содержании возрастного периода 10–12 лет. Она обратила внимание на отсутствие достаточных знаний об этом периоде развития и предположила, что это связано с приписыванием этому возрастному интервалу тех же характеристик, которые отличают детей 8–10 лет. При этом было обращено внимание, что многие исследователи отмечают наличие здесь всех зачатков отрочества. Также было отмечено, что большинство сведений о данном возрасте на то время было собрано в американских исследованиях [11]. Данная работа стала толчком для более интенсивного изучения возрастного интервала 10–12 лет в последние десятилетия.

К. Н. Поливанова, Л. Б. Слугина изучали динамику отношения к себе особенности содержания «Я» у третьеклассников на 11-м году жизни (к 5-му классу). Они выделяют, что «Я» младшего подростка, объективное и целостное на 10-м году жизни, вначале «рассыпается» по различным ситуациям на 11-м году, а затем собирается посредством упорядочивания на оси времени. Целостное Я превращается во множество ситуационно зависимых» [5, с. 155].

В исследовании Т. Л. Богатыревой [3] сделан акцент на том, что творческое сотрудничество сверстников в период 10–12 лет является базовым компонентом развития Я-концепции, т. е. именно здесь создаются определенные условия, которые способствуют ее развитию. Исследователь также выделяет тенденцию к расширению в этом возрастном периоде (к 6 классу) представления о себе. Но эти данные не раскрывают возрастные содержательные характеристики развития Я-концепции младшего подростка. ...

Литература
  1. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.
  2. Владимирова Ю. Н. Новичок в средней школе. Программа адаптационных встреч для пятиклассников // Школьный психолог. 2004. № 9.
  3. Богатырева Т. Л. «Удачное переживание» в творческом сотрудничестве сверстников как базовый компонент развития Я-концепции в младшем подростковом возрасте (10–12 лет) // Психологическая наука и образование. 2005. № 1.
  4. Драгунова Т. В. О некоторых психологических особенностях подростков // Вопросы психологии личности школьника. М., 1961.
  5. Поливанова К. Н. Психология возрастных кризисов. М., 2000.
  6. Прихожан А. М. Психология сиротства. СПб., 2005.
  7. Практическая психология образования / Под ред. И. В. Дубровиной. М., 2000.
  8. Сидоренко Е. В. Терапия и тренинг в концепции Альфреда Адлера. СПб.: Речь, 2002.
  9. Фельдштейн Д. И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: Избранные труды. 2-е изд. М., 2004.
  10. Формирование личности в переходный период: От подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1987.
  11. Цукерман Г. А. Десяти-двенадцатилетние школьники: «Ничья земля в возрастной психологии» // Вопросы психологии. 1998. № 3.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Яндекс.Метрика