Развитие Я-концепции младшего подростка (11–12 лет)

2107

Аннотация

Представлены результаты лонгитюдного исследования развития Я-концепции подростка (11–12 лет) на рубеже обучения от 5 к 6 классу. Анализируются содержательные характеристики развития Я-концепции современного подростка.

Общая информация

Ключевые слова: Я-концепция, младший подростковый возраст, когнитивный компонент, эмоциональный компонент, поведенческий компонент, переживание потребности в самопознании

Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Владимирова Ю.Н. Развитие Я-концепции младшего подростка (11–12 лет) // Психологическая наука и образование. 2007. Том 12. № 5. С. 127–137.

Полный текст

ВВЕДЕНИЕ

Т. В. Драгунова в исследовании 60-х гг. отмечает следующее:

«высказывания подростков (5-6-х классов) свидетельствуют о том, что в их субъективном переживании их отношение к себе изменилось по сравнению с прежним» [4, с. 133]; дети в 10-12 лет «еще мало думают о себе; они по преимуществу размышляют о школе, о событиях, происшедших за день ...» [4, с.135]. «Характер высказываний подростков с несомненностью обнаруживает, что они целиком поглощены окружающей жизнью .»[4, с. 141].

Д. И. Фельдштейн рассматривает 10-12­летнего подростка как человека, для которого важно добиться со стороны других уважения и доверия. Он называет эту стадию «локально-капризной» и отмечает, что в этом возрасте преобладают ситуативно обусловленные эмоции, наиболее низка самооценка, нередко выражено непринятие себя (34 % мальчиков и 26 % девочек дают себе полностью отрицательные характеристики) [9, с. 330].

Наряду с неуправляемым поведением, как указывает Дж. Липсиц, между 10­12 годами отмечается удивительная гибкость, пластичность и готовность в этом возрасте к переменам и открытость к сотрудничеству [11].

Данные 80-х гг., представленные в работе коллектива психологов (А. Д. Андреева, Н. И. Гуткина, И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых и др. [10, с. 72] по изучению развития когнитивной стороны Я-кон- цепции и содержания «образа Я» с 6 по 10 классы, показывают, что в 12 лет у подростков возникает интерес к собственному внутреннему миру. Подростку было предложено ответить на вопрос «Кто Я?», описать себя и оценить себя. Результаты исследования показали, что в 6 классе выражено предпочтение по значимости у детей таких категорий, как «самооценка, качества личности и характера» и «умения, интересы, способности». Эти данные подтверждают, что именно отношение к себе, начиная с 6-го класса, является основным компонентом «образа Я». Н. Н. Толстых отмечает потребность во «встрече» с собственным «образом Я» у учащихся 4­5 классов [10]. Исследования эмоционально-ценностного отношения к себе, проведенные А. М. Прихожан [10], показывают, что младшие подростки (10-11 лет) характеризуются общим позитивным представлением о себе (принятие себя). Негативные оценки окружающих воспринимаются как ситуативные и не оказывают значительного влияния на отношение к себе. Подчеркивается, что в 11-12 лет обнаруживается острая потребность в самооценке и в то же время неумение оценить себя. И. В. Дубровина также отмечает, что 11 лет - это период, когда появляется желание понять, лучше узнать себя и появляется потребность в самооценке [7]. Однако большее внимание в упомянутом выше исследовании отводится старшему подростку 13-14 лет (8-й, 9-й, 10-й классы), так как в 6-7-м классах по анализу не выявлены существенные отличия в самооценке учащихся [10, с. 76].

Г. А. Цукерман в 1998 г. подняла вопрос о психологическом содержании возрастного периода 10-12 лет. Она обратила вни- 128

мание на отсутствие достаточных знаний об этом периоде развития и предположила, что это связано с приписыванием этому возрастному интервалу тех же характеристик, которые отличают детей 8-10 лет. При этом было обращено внимание, что многие исследователи отмечают наличие здесь всех зачатков отрочества. Также было отмечено, что большинство сведений о данном возрасте на то время было собрано в американских исследованиях [11]. Данная работа стала толчком для более интенсивного изучения возрастного интервала

10-    12 лет в последние десятилетия.

К. Н. Поливанова, Л. Б. Слугина изучали динамику отношения к себе особенности содержания «Я» у третьеклассников на

11-     м году жизни (к 5-му классу). Они выделяют, что «Я» младшего подростка, объективное и целостное на 10-м году жизни, вначале «рассыпается» по различным ситуациям на 11-м году, а затем собирается посредством упорядочивания на оси времени. Целостное Я превращается во множество ситуационно зависимых» [5, с. 155].

В исследовании Т. Л. Богатыревой [3] сделан акцент на том, что творческое сотрудничество сверстников в период 10­12 лет является базовым компонентом развития Я-концепции, т. е. именно здесь создаются определенные условия, которые способствуют ее развитию. Исследователь также выделяет тенденцию к расширению в этом возрастном периоде (к 6 классу) представления о себе. Но эти данные не раскрывают возрастные содержательные характеристики развития Я-концепции младшего подростка.

Настоящая статья посвящена изучению содержательной стороны развития Я-концепции 11-12-летнего подростка.

Для выявления содержательной характеристики развития Я-концепции на протяжении возрастного интервала 11-12 лет
нами в 2006 г. проведено исследование детей-подростков. В работе использовались лонгитюдный метод, четыре основных методики, контент-анализ и статистическая обработка данных (в течение обучения учащихся в 5-м классе (11-12 лет) и через полгода, в 6-м классе (11-13 лет)). Выборку составили 94 учащихся (из них 53 мальчика и 41 девочка) из двух московских школ.

Для изучения развития Я-концепции подростка 11-12 лет были выбраны когнитивные, эмоциональные и поведенческие характеристики личности ребенка, выделенные на основе предложенной Р. Бернсом [1] структуры Я-концепции.

Изучение когнитивного компонента проводилось при использовании методики «Кто Я? - 20 суждений» Кун-Партланд [6], которая позволяет выявить: а) уровень самопрезентации; б) содержательные характеристики Я-концепции.

Эмоциональный компонент изучался по методике «Шкала Я-концепции для детей» Пирса-Хариса в адаптированном варианте А. М. Прихожан [6] и методике «Оцените себя» Р. Корсини [8, с. 32-38].

Первая методика позволяет выявить эмоционально-ценностное содержание в оценке Я-концепции (по шкалам, выделенным в методике, таким как тревожность; счастье и удовлетворенность; общая удовлетворенность собой; внешность и физическая привлекательность; уверенность в себе). Вторая раскрывает особенности самооценки подростка (в методике представлены пять оценок по шкале от 0 до 100 %: оценка успешности личности в целом по сравнению с другими; как оценивают другие; оценка собственного максимума; самооценка через пять лет; оценка уровня, на котором хотелось бы находиться уже сейчас).

Поведенческий компонент развития Я- концепции рассмотрен по методике «Шкала Я-концепции для детей» Пирса-Хариса в адаптированном варианте А. М. Прихожан [6], которая позволяет раскрыть: а) особенности общения, б) оценку собственного поведения, г) школьную успешность (выделенные в методике по шкалам).

РЕЗУЛЬТАТЫ

Развитие когнитивного компонента Я-концепции

 1. Уровень самопрезентации. При рассмотрении картины самоописания нами было представлено среднее количество суждений в каждом из классов, условно обозначенных как «уровень самопрезента- ции» (табл. 1).

Таблица 1

Уровень самопрезентации испытуемых 5–6 классов (среднее количество суждений х и среднее квадратичное отклонение – σσ)

Пол

Класс

5

6

х

о

х

о

Мальчики

15,25

5,54

15,42

5,59

Девочки

17,39

5,78

16,37

5,58

По всей выборке

16,18

5,54

15,83

5,29

Из данных следует, что в целом по выборке выявлен средний уровень самопрезентации. Внутри возрастной группы как в 5-х, так и в 6-х классах у мальчиков и девочек по средним значениям не обнаруживается достоверно значимых различий. Это демонстрирует сходство картины самопрезентации у подростков 5-х и 6-х классов всей выборки.

В динамике развития представления о себе от 5-го к 6-му классу достоверных отличий нет.

2.   Содержательные характеристики Я-концепции представлены через систему категорий - групп высказываний о сферах действительности, различных сторонах внутренней жизни, используемых при са-моописании (представлений о себе), данные представлены в процентах по общему числу высказываний (табл. 2).

Таблица 2

Показатели категорий

 

№ п/п

Категории высказываний

Мальчики

Девочки

Вся выборка

Класс

5

6

5

6

5

6

Численность учащихся

53

53

41

41

94

94

1

Формально-биографические

2,45

1,83

1,79

1,78

2,11

1,72

2

Самооценка, качества личности, характера

29,08

30,11

31,26

29,69

29,62

28,59

3

Умения, интересы, способности

31,41

27,29

35,55

29,81

32,82

27,06

4

Описание «Я» с переносным значением

0,98

0,25

0

0,15

0,51

0,19

5

Описания «физического Я»

4,17

4,16

2,91

2,96

3,52

3,45

6

Половая идентификация

3,19

2,93

3,59

3,28

3,32

2,94

7

Возрастные характеристики

1,11

0,85

0,55

0,15

0,83

0,51

8

Описания «социального Я»

26,38

32,31

21,99

31,45

23,93

30,39

9

Общечеловеческие ценности

0,24

0,12

0,83

0,29

0,51

0,19

130

 

По содержательной картине самоописания 11-12-летние подростки демонстрируют предпочтение к трем основным категориям:

1)   социальное «Я», в которое включены высказывания о школе, семье, друзьях, профессиях, об образовании и т. п.; предпочтение выделяется и к таким характеристикам «Я»;

2)   умения, интересы, способности;

3)   самооценка, качества личности и характера.

Эти категории по всей выборке и в 5-м и 6-м классах набирают больший процент от общего числа высказываний, который колеблется от 23 % до 32 %. Однако различия показателей по всем категориям недостоверны.

Категории самоописания, маловыражен- ные в процентном показателе, такие как описание физического «Я» (характеристика внешности, телесных данных), возрастная характеристика (ощущение себя человеком определенного возраста), половая принадлежность (переживание и ощущение своей половой принадлежности, влюбленность), отражают потенциальное содержание характеристик Я-концепции подростка 11-13 лет.

Малым процентом отличаются также характеристики негативного самоописания по категориям «самооценка способностей и интересов»; описание «Я» с переносным значением. В основном они колеблются от 1 % до 3 % по всей выборке.

В динамике развития содержательной стороны представления о себе от 5-го к 6-му классу достоверных отличий нет.

Развитие эмоционального компонента Я-концепции

1.   Эмоционально-ценностное содержание в оценке Я-концепции. При рассмотрении средних показателей значимых различий не выявлено как в динамике от 5-го к 6-му классу, так и в межполовых характеристиках.

Однако статистически значимые различия (на уровне значимости р < 0,05) выявлены через анализ уровневых показателей при оценке Я-концепции по нескольким шкалам, характеризующим эмоциональный компонент развития Я-концепции как в динамике возраста 11-12 лет, так и между показателями мальчиков и девочек (табл. 3).

Таблица 3

Показатели эмоционального компонента Я-концепции

Шкалы

Уровни по шкалам

Группы испытуемых

В цело!

бо

л по вы- рке

 

Мальчики

Девочки

 

 

Классы

5

6

5

6

5

6

Численность участников

53

41

94

Тревожность

Высокий уровень эмоционального благополучия

74.8

87.9

73.6

72.9

74.2

80.4

Средний уровень тревоги и беспокойства

24.1*

7.7*

26.4

27.1*

25.2

17.4

Высокий уровень тревожности

1.11

4.3

0

0

0.6

2.2

Внешность, физическая привлекательность

Низкая самооценка внешности, физических качеств

4.88

7.5

0

3,47

2.5

5.4

Средняя самооценка

34.1*

34.3*

13,2*

10.4*

23.6

22.4

Высокая самооценка

61.1**

58.2**

86,8**

86.1**

73.9

72.2

Счастье, удовлетворенность

Ощущение неудовлетворенности жизненной ситуацией

1.11

0

0

0

0.6

0

Реалистичное отношение к жизненной ситуации

9.4

16.9

0

4.2

4.7

10.5

Полное ощущение удовлетворенности жизнью

89.5

83.1

100

95.8

94.7

89.5

Уверенность в себе

Неуверенность в себе

0

1.92

0

0

0

0.96

Уверенность в себе, реалистичная самооценка

60.1

40.3

55.6

52.1

57.8

46.2

Высокий уровень уверенности в себе

39.9

57.8

44.4

47.9

42.2

52.9

Общая удовлетворен- ность собой

Очень высокий уровень самоотношения

37.8

31.9

46.5

44.5

42.1

38.2

Высокий уровень, соответствующий социальному нормативу

19.4»

7.96»

18.7

14.6

19.1»

11.3»

Средний уровень самоотношения

29.7»

44.6»

30.5

31.3

30.1

37.9

Низкий уровень, неблагоприятный вариант самоотношения

13.1

15.6

4.17

9.7

8.6

12.7

Предельно низкий уровень самоотношения

0

0

0

0

0

0

У мальчиков к 6-му классу заметно повышение уровня эмоционального благополучия, по сравнению с девочками, у которых средний уровень тревоги и беспокойства не меняются (различия на уровне значимости р < 0,05).

В оценке внешности и физической привлекательности у девочек и мальчиков от 5 к 6 классу достоверных различий не выявлено. Они обнаруживаются только по среднему уровню самооценки (различия на уровне значимости р < 0,05) и по высокому уровню самооценки внешности и физических данных ( уровень значимости р < 0,01). Таким образом, у девочек выявлено повышение самооценки, а у мальчиков снижение.

По всей выборке от 5-го к 6-му классу выявлена только тенденция к увеличению реалистичного отношения к жизненной ситуации. Однако внутри параллели обнаруживаются статистически значимые различия между мальчиками и девочками (различия на уровне значимости р < 0,05). И в 5, и в 6 классах у девочек выявлен уровень полного ощущения удовлетворенности жизнью, по сравнению с мальчиками, у которых (различия на уровне значимости р < 0,05) преобладают показатели реалистичного отношения к жизненной ситуации.

Мальчики на рубеже от 5-го к 6-му классу демонстрируют тенденцию к проявлению высокого уровня уверенности в себе по сравнению с девочками, у которых и в 5-м, и в 6-м классе сохраняется перевес в сторону реалистичного уровня.

По шкале общей удовлетворенности выявлены только тенденции к увеличению среднего показателя и снижению высокого уровня как у мальчиков, так и у девочек.

В целом Я-концепция подростка (11­12 лет) характеризуется позитивной самооценкой в плане эмоционального благополучия. Мальчики отличаются уверенностью в себе и реалистичным отношением к жизненной ситуации при снижении самооценки физической привлекательности. Девочки отличаются реалистичным отношением к себе при ощущении удовлетворенности жизнью и повышением самооценки физической привлекательности.

2.   Особенности самооценки подростка. По анализу средних показателей самооценки различия между мальчиками и девочками на рубеже от 5-го к 6-му классу не выявлены.

При анализе самооценки по уровням выявлено, что к 6-му классу растет тенденция недифференцированности уровня притязания, а также выявлен рост недооценки со стороны окружающих (различия на уровне значимости р < 0,001). Выявлена тенденция снижения неблагоприятного уровня соотношения самооценки и уровня ожидания успеха к 6-му классу по всей выборке.

Завышенные показатели самооценки младших подростков по «личностным особенностям», «оценки со стороны окружающих» при анализе свидетельствуют о выделении недифференцированного уровня притязания и об увеличении недостаточности значимости мнения окружающих. Однако обнаруживается тенденция к снижению высокого уровня самооценки по выделению максимального показателя и уровня, на котором хотели бы находиться уже сейчас.

Надо отметить, что 4,5 % учащихся не смогли справиться с данным заданием по самооценке.

Данные исследования свидетельствуют, что по самооценке своих возможностей и качеств по цифровой шкале младшие подростки демонстрируют затруднения в выполнении задания, и весьма завышенные показатели по сравнению с другими методиками.

Поведенческий компонент развития Я-концепции

При сопоставлении средних показателей поведенческого компонента Я-концеп- ции значимых различий не выявлено как в динамике от 5-го к 6-му классу, так по меж­половым характеристикам. Однако статистически значимые (на уровне значимости р< 0,05) различия выявлены по анализу уровневых показателей при оценке Я-кон- цепции по нескольким шкалам, характеризующим поведенческий компонент ее развития как в динамике возраста 11-12 лет, так и между показателями мальчиков и девочек (табл. 4).

1.   Особенности общения. В отношении самооценки в общении девочки к 6-му классу по показателям опережают мальчиков, демонстрируя повышение уровня удовлетворенности в этой сфере. Подобные показатели отражены и в данных по всей выборке на рубеже от 5-го к 6-му классу (на уровне значимости р < 0,05). По уровню удовлетворенности в сфере общения показатели растут.

2.   Оценка собственного поведения. К 6-му классу у девочек обнаруживается рост оценки своего поведения как соответствующего требованиям взрослых. Это отличает их от мальчиков, у которых она практически не меняется (на уровне значимости р < 0,01).

3.   Школьная успешность. У девочек, в отличие от мальчиков, растет позитивное отношение к школьной ситуации, т. е. девочки догоняют уровень, имеющийся у мальчиков позитивного восприятия школьной ситуации, имеющихся у них уже в 5-м классе (на уровне значимости р < 0,05). Девочки отличаются ростом оценки своего поведения как соответствующего требованиям взрослого и позитивным отношением к школьной ситуации. У мальчиков характеристики поведения и отношения к ситуации в школе не меняются, остаются реалистичными и позитивными на протяжении 5-го и 6-го классов.

4.   На протяжении пяти лет работы с данным возрастом было замечено, что уже в середине 5-го класса у детей этого возраста выявляется потребность к самопознанию. Большинство пятиклассников (мальчики и девочки) сами обращаются к психологу с вопросом «что я за человек?», «какой Я?», просят дать им тест, сами призывают к дискуссии, приходят за результатами тестирования. Подобные обращения бывают и при всем классе, и индивидуально «с глазу на глаз».

5.   По выделенным параметрам в данной выборке был проведен дополнительный анализ сопоставления характеристик развития учащихся из двух школ, в зависимости от ситуации поступления в школу, и года начала обучения. По образовательной программе между школами отличий нет, в учреждениях проводятся экспериментальные площадки. В школе № 2 дети учатся с 1го класса по 11й, полный день; в школе № 1 обучение начинается с 5го класса и перед поступлением идет специ альная подготовка, дети дополнительно занимаются по основным предметам на чальной школы, коллектив тоже формиру ется с 5го класса. В рамках сопровожде ния всех учащихся 5х классов проводи лись адаптационные занятия по программе «Новичок в средней школе» [2]. 

По проведенному дополнительному анализу показателей с учетом описанных условий выявлены статистически достоверные различия (уровень значимости р< 0,05), касающиеся в основном двух по- 134

перед поступлением уже вынуждены сконцентрироваться и быть готовыми к трудностям, поэтому и показатели их готовности к саморазвитию в 5-м и 6-м классе находятся на уровне, который сверстники из школы № 2 достигают только к 6-му классу.

Оценка Я-концепции по сфере эмоционального благополучия у пятиклассника школы № 1 значимо растет (на уровне значимости р < 0,05) к 6-му классу и догоняет по результатам своих сверстников из школы № 2.

Во всей выборке от 5-го к 6-му классу по дополнительному показателю обнаруживается рост «готовности к саморазвитию» (различия на уровне значимости р < 0,05), значимых отличий возрастной динамики и межполовых различий не выявлено.

ВЫВОДЫ

Выявлена содержательная характеристика Я-концепции детей в возрастном интервале 11-12 лет, которая отличается следующими показателями.

1.   На протяжении 5-6-х классов значимых различий по среднему значению нет, что характеризует выборку как гомогенную. Отсутствие различий в динамике са- мопредставления может быть связано с тем, что рассматриваемый возрастной период 11-12-летних подростков предстает как единый возрастной период.

2.   По когнитивному компоненту выявлено, что средние значения по изучаемому компоненту Я-концепции не обнаруживают гендерных различий в возрастном интервале 11-12-летних подростков. Таким образом, различия по межполовым признакам не оказывают влияния на развитие Я-концепции. Это может быть связано с маленьким возрастным разрывом изучаемой выборки. Но эти данные заслуживают особого внимания.

Следует отметить, что способность у 11-12-летних к развитию представлений о себе находится на среднем уровне. Характеристики самоописания Я-концепции свидетельствуют о том, что в 11-12 лет важным является поиск своего места в социуме и потребность быть частью этого социального мира. Полученные данные позволяют говорить, что в младшем подростковом возрасте происходит активное накопление представлений о себе, которое в 11-12 лет находится на этапе становления.

3.   Эмоциональный компонент Я-кон- цепции младшего подростка в целом по выборке отличается положительной самооценкой и высоким уровнем эмоционального благополучия, высоким уровнем удовлетворенности в общении. Полученные результаты позволяют говорить, что подростку (11-12 лет) труднее без преувеличений оценивать себя по процентной шкале от 0 до 100 %, чем выбрать вариант ответа из предлагаемого списка вариантов ответов.

Прослеживается некоторая недооценка окружающими самого подростка, что отмечается в представлениях младших подростков о себе.

4.   Поведенческий компонент Я-кон- цепции младшего подростка отличается удовлетворенностью в общении как у мальчиков, так и у девочек.

Сопоставление показателей учащихся двух московских школ. Надо отметить, что подростки (11-12 лет), поставленные в ситуацию поступления в 5-й класс, отличаются от сверстников с готовностью к саморазвитию и средним уровнем тревоги и беспокойства. В 6-м классе они догоняют своих сверстников в эмоциональном плане, а уровень саморазвития остается прежним. Это свидетельствует о том, что, если взрослый ставит перед младшим подростком повышенные требования, когда происходит становление представлений о себе, это влечет за собой перестройку самоотношения ребенка.

Важно при предъявлении повышенных требований не забывать о создании условий, при которых возможна адаптация младшего подростка к ним и к обучению, и обеспечивающих важнейшие направления развития всего подросткового возраста.

Выводы по сопоставлению данных прошлых и современных исследований. При том что большинство авторов отмечают изменение в представлении о себе у детей 11-12 лет, надо отметить, что в нашем исследовании обнаруживается картина само- описания (представления о себе) подростков от 5-х к 6-м классам, которая остается без статистически значимых изменений.

При сопоставлении содержательных характеристик категорий Я-концепции нами не обнаружены достоверные различия. Это совпадает с данными, представленными в отмеченной выше работе [10, с. 72]. Также совпадают показатели средних значений са- мопрезентации, выявленные в 2006 г. в 6-х классах, с полученными в 80-х гг. прошлого века данными.

Выявленная позитивная самооценка подростков 11-12 лет совпадает с данными А. М. Прихожан и не подтверждает данные Д. И. Фельдштейна [9, с. 330], по которым преобладает наиболее низкая самооценка в данном возрасте у мальчиков и девочек.

Результаты свидетельствуют о том, что у современного подростка, обучающегося в 5-6-х классах, в развитии Я-концепции обнаруживается сходство с выявленными характеристиками подростка, обучающегося в 6-7-м классе в 80-х гг. прошлого века.

Возрастной интервал 11-12 лет является тем временем, когда происходит накопление представлений о себе, в этой связи могут и не обнаруживаться различия и в динамике межполовых характеристик. Однако гендерные средние значения, в которых не выявлены достоверные отличия, заслуживают дополнительного исследования.

Литература

  1. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.
  2. Владимирова Ю. Н. Новичок в средней школе. Программа адаптационных встреч для пятиклассников // Школьный психолог. 2004. № 9.
  3. Богатырева Т. Л. «Удачное переживание» в творческом сотрудничестве сверстников как базовый компонент развития Я-концепции в младшем подростковом возрасте (10–12 лет) // Психологическая наука и образование. 2005. № 1.
  4. Драгунова Т. В. О некоторых психологических особенностях подростков // Вопросы психологии личности школьника. М., 1961.
  5. Поливанова К. Н. Психология возрастных кризисов. М., 2000.
  6. Прихожан А. М. Психология сиротства. СПб., 2005.
  7. Практическая психология образования / Под ред. И. В. Дубровиной. М., 2000.
  8. Сидоренко Е. В. Терапия и тренинг в концепции Альфреда Адлера. СПб.: Речь, 2002.
  9. Фельдштейн Д. И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: Избранные труды. 2-е изд. М., 2004.
  10. Формирование личности в переходный период: От подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1987.
  11. Цукерман Г. А. Десяти-двенадцатилетние школьники: «Ничья земля в возрастной психологии» // Вопросы психологии. 1998. № 3.

Информация об авторах

Владимирова Ю.Н., аспирант факультета психологии образования МГППУ, педагог-психолог гимназии №1563, Москва, Россия, e-mail: juli675@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 4531
В прошлом месяце: 60
В текущем месяце: 31

Скачиваний

Всего: 2107
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 8