Психологическая наука и образование
2007. Том 12. № 5. С. 127–137
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Развитие Я-концепции младшего подростка (11–12 лет)
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: Я-концепция, младший подростковый возраст, когнитивный компонент, эмоциональный компонент, поведенческий компонент, переживание потребности в самопознании
Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Владимирова Ю.Н. Развитие Я-концепции младшего подростка (11–12 лет) // Психологическая наука и образование. 2007. Том 12. № 5. С. 127–137.
Полный текст
ВВЕДЕНИЕ
Т. В. Драгунова в исследовании 60-х гг. отмечает следующее:
«высказывания подростков (5-6-х классов) свидетельствуют о том, что в их субъективном переживании их отношение к себе изменилось по сравнению с прежним» [4, с. 133]; дети в 10-12 лет «еще мало думают о себе; они по преимуществу размышляют о школе, о событиях, происшедших за день ...» [4, с.135]. «Характер высказываний подростков с несомненностью обнаруживает, что они целиком поглощены окружающей жизнью .»[4, с. 141].
Д. И. Фельдштейн рассматривает 10-12летнего подростка как человека, для которого важно добиться со стороны других уважения и доверия. Он называет эту стадию «локально-капризной» и отмечает, что в этом возрасте преобладают ситуативно обусловленные эмоции, наиболее низка самооценка, нередко выражено непринятие себя (34 % мальчиков и 26 % девочек дают себе полностью отрицательные характеристики) [9, с. 330].
Наряду с неуправляемым поведением, как указывает Дж. Липсиц, между 1012 годами отмечается удивительная гибкость, пластичность и готовность в этом возрасте к переменам и открытость к сотрудничеству [11].
Данные 80-х гг., представленные в работе коллектива психологов (А. Д. Андреева, Н. И. Гуткина, И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых и др. [10, с. 72] по изучению развития когнитивной стороны Я-кон- цепции и содержания «образа Я» с 6 по 10 классы, показывают, что в 12 лет у подростков возникает интерес к собственному внутреннему миру. Подростку было предложено ответить на вопрос «Кто Я?», описать себя и оценить себя. Результаты исследования показали, что в 6 классе выражено предпочтение по значимости у детей таких категорий, как «самооценка, качества личности и характера» и «умения, интересы, способности». Эти данные подтверждают, что именно отношение к себе, начиная с 6-го класса, является основным компонентом «образа Я». Н. Н. Толстых отмечает потребность во «встрече» с собственным «образом Я» у учащихся 45 классов [10]. Исследования эмоционально-ценностного отношения к себе, проведенные А. М. Прихожан [10], показывают, что младшие подростки (10-11 лет) характеризуются общим позитивным представлением о себе (принятие себя). Негативные оценки окружающих воспринимаются как ситуативные и не оказывают значительного влияния на отношение к себе. Подчеркивается, что в 11-12 лет обнаруживается острая потребность в самооценке и в то же время неумение оценить себя. И. В. Дубровина также отмечает, что 11 лет - это период, когда появляется желание понять, лучше узнать себя и появляется потребность в самооценке [7]. Однако большее внимание в упомянутом выше исследовании отводится старшему подростку 13-14 лет (8-й, 9-й, 10-й классы), так как в 6-7-м классах по анализу не выявлены существенные отличия в самооценке учащихся [10, с. 76].
Г. А. Цукерман в 1998 г. подняла вопрос о психологическом содержании возрастного периода 10-12 лет. Она обратила вни- 128
мание на отсутствие достаточных знаний об этом периоде развития и предположила, что это связано с приписыванием этому возрастному интервалу тех же характеристик, которые отличают детей 8-10 лет. При этом было обращено внимание, что многие исследователи отмечают наличие здесь всех зачатков отрочества. Также было отмечено, что большинство сведений о данном возрасте на то время было собрано в американских исследованиях [11]. Данная работа стала толчком для более интенсивного изучения возрастного интервала
10- 12 лет в последние десятилетия.
К. Н. Поливанова, Л. Б. Слугина изучали динамику отношения к себе особенности содержания «Я» у третьеклассников на
11- м году жизни (к 5-му классу). Они выделяют, что «Я» младшего подростка, объективное и целостное на 10-м году жизни, вначале «рассыпается» по различным ситуациям на 11-м году, а затем собирается посредством упорядочивания на оси времени. Целостное Я превращается во множество ситуационно зависимых» [5, с. 155].
В исследовании Т. Л. Богатыревой [3] сделан акцент на том, что творческое сотрудничество сверстников в период 1012 лет является базовым компонентом развития Я-концепции, т. е. именно здесь создаются определенные условия, которые способствуют ее развитию. Исследователь также выделяет тенденцию к расширению в этом возрастном периоде (к 6 классу) представления о себе. Но эти данные не раскрывают возрастные содержательные характеристики развития Я-концепции младшего подростка.
Настоящая статья посвящена изучению содержательной стороны развития Я-концепции 11-12-летнего подростка.
Для выявления содержательной характеристики развития Я-концепции на протяжении возрастного интервала 11-12 лет
нами в 2006 г. проведено исследование детей-подростков. В работе использовались лонгитюдный метод, четыре основных методики, контент-анализ и статистическая обработка данных (в течение обучения учащихся в 5-м классе (11-12 лет) и через полгода, в 6-м классе (11-13 лет)). Выборку составили 94 учащихся (из них 53 мальчика и 41 девочка) из двух московских школ.
Для изучения развития Я-концепции подростка 11-12 лет были выбраны когнитивные, эмоциональные и поведенческие характеристики личности ребенка, выделенные на основе предложенной Р. Бернсом [1] структуры Я-концепции.
Изучение когнитивного компонента проводилось при использовании методики «Кто Я? - 20 суждений» Кун-Партланд [6], которая позволяет выявить: а) уровень самопрезентации; б) содержательные характеристики Я-концепции.
Эмоциональный компонент изучался по методике «Шкала Я-концепции для детей» Пирса-Хариса в адаптированном варианте А. М. Прихожан [6] и методике «Оцените себя» Р. Корсини [8, с. 32-38].
Первая методика позволяет выявить эмоционально-ценностное содержание в оценке Я-концепции (по шкалам, выделенным в методике, таким как тревожность; счастье и удовлетворенность; общая удовлетворенность собой; внешность и физическая привлекательность; уверенность в себе). Вторая раскрывает особенности самооценки подростка (в методике представлены пять оценок по шкале от 0 до 100 %: оценка успешности личности в целом по сравнению с другими; как оценивают другие; оценка собственного максимума; самооценка через пять лет; оценка уровня, на котором хотелось бы находиться уже сейчас).
Поведенческий компонент развития Я- концепции рассмотрен по методике «Шкала Я-концепции для детей» Пирса-Хариса в адаптированном варианте А. М. Прихожан [6], которая позволяет раскрыть: а) особенности общения, б) оценку собственного поведения, г) школьную успешность (выделенные в методике по шкалам).
РЕЗУЛЬТАТЫ
Развитие когнитивного компонента Я-концепции
1. Уровень самопрезентации. При рассмотрении картины самоописания нами было представлено среднее количество суждений в каждом из классов, условно обозначенных как «уровень самопрезента- ции» (табл. 1).
Таблица 1
Уровень самопрезентации испытуемых 5–6 классов (среднее количество суждений х и среднее квадратичное отклонение – σσ)
Пол |
Класс |
|||
5 |
6 |
|||
х |
о |
х |
о |
|
Мальчики |
15,25 |
5,54 |
15,42 |
5,59 |
Девочки |
17,39 |
5,78 |
16,37 |
5,58 |
По всей выборке |
16,18 |
5,54 |
15,83 |
5,29 |
Из данных следует, что в целом по выборке выявлен средний уровень самопрезентации. Внутри возрастной группы как в 5-х, так и в 6-х классах у мальчиков и девочек по средним значениям не обнаруживается достоверно значимых различий. Это демонстрирует сходство картины самопрезентации у подростков 5-х и 6-х классов всей выборки.
В динамике развития представления о себе от 5-го к 6-му классу достоверных отличий нет.
2. Содержательные характеристики Я-концепции представлены через систему категорий - групп высказываний о сферах действительности, различных сторонах внутренней жизни, используемых при са-моописании (представлений о себе), данные представлены в процентах по общему числу высказываний (табл. 2).
Таблица 2
Показатели категорий
|
№ п/п |
Категории высказываний |
Мальчики |
Девочки |
Вся выборка |
|||
Класс |
5 |
6 |
5 |
6 |
5 |
6 |
||
Численность учащихся |
53 |
53 |
41 |
41 |
94 |
94 |
||
1 |
Формально-биографические |
2,45 |
1,83 |
1,79 |
1,78 |
2,11 |
1,72 |
|
2 |
Самооценка, качества личности, характера |
29,08 |
30,11 |
31,26 |
29,69 |
29,62 |
28,59 |
|
3 |
Умения, интересы, способности |
31,41 |
27,29 |
35,55 |
29,81 |
32,82 |
27,06 |
|
4 |
Описание «Я» с переносным значением |
0,98 |
0,25 |
0 |
0,15 |
0,51 |
0,19 |
|
5 |
Описания «физического Я» |
4,17 |
4,16 |
2,91 |
2,96 |
3,52 |
3,45 |
|
6 |
Половая идентификация |
3,19 |
2,93 |
3,59 |
3,28 |
3,32 |
2,94 |
|
7 |
Возрастные характеристики |
1,11 |
0,85 |
0,55 |
0,15 |
0,83 |
0,51 |
|
8 |
Описания «социального Я» |
26,38 |
32,31 |
21,99 |
31,45 |
23,93 |
30,39 |
|
9 |
Общечеловеческие ценности |
0,24 |
0,12 |
0,83 |
0,29 |
0,51 |
0,19 |
|
130 |
|
По содержательной картине самоописания 11-12-летние подростки демонстрируют предпочтение к трем основным категориям:
1) социальное «Я», в которое включены высказывания о школе, семье, друзьях, профессиях, об образовании и т. п.; предпочтение выделяется и к таким характеристикам «Я»;
2) умения, интересы, способности;
3) самооценка, качества личности и характера.
Эти категории по всей выборке и в 5-м и 6-м классах набирают больший процент от общего числа высказываний, который колеблется от 23 % до 32 %. Однако различия показателей по всем категориям недостоверны.
Категории самоописания, маловыражен- ные в процентном показателе, такие как описание физического «Я» (характеристика внешности, телесных данных), возрастная характеристика (ощущение себя человеком определенного возраста), половая принадлежность (переживание и ощущение своей половой принадлежности, влюбленность), отражают потенциальное содержание характеристик Я-концепции подростка 11-13 лет.
Малым процентом отличаются также характеристики негативного самоописания по категориям «самооценка способностей и интересов»; описание «Я» с переносным значением. В основном они колеблются от 1 % до 3 % по всей выборке.
В динамике развития содержательной стороны представления о себе от 5-го к 6-му классу достоверных отличий нет.
Развитие эмоционального компонента Я-концепции
1. Эмоционально-ценностное содержание в оценке Я-концепции. При рассмотрении средних показателей значимых различий не выявлено как в динамике от 5-го к 6-му классу, так и в межполовых характеристиках.
Однако статистически значимые различия (на уровне значимости р < 0,05) выявлены через анализ уровневых показателей при оценке Я-концепции по нескольким шкалам, характеризующим эмоциональный компонент развития Я-концепции как в динамике возраста 11-12 лет, так и между показателями мальчиков и девочек (табл. 3).
Таблица 3
Показатели эмоционального компонента Я-концепции
Шкалы |
Уровни по шкалам |
Группы испытуемых |
В цело! бо |
л по вы- рке |
|||
|
Мальчики |
Девочки |
|
|
|||
Классы |
5 |
6 |
5 |
6 |
5 |
6 |
|
Численность участников |
53 |
41 |
94 |
||||
Тревожность |
Высокий уровень эмоционального благополучия |
74.8 |
87.9 |
73.6 |
72.9 |
74.2 |
80.4 |
Средний уровень тревоги и беспокойства |
24.1* |
7.7* |
26.4 |
27.1* |
25.2 |
17.4 |
|
Высокий уровень тревожности |
1.11 |
4.3 |
0 |
0 |
0.6 |
2.2 |
|
Внешность, физическая привлекательность |
Низкая самооценка внешности, физических качеств |
4.88 |
7.5 |
0 |
3,47 |
2.5 |
5.4 |
Средняя самооценка |
34.1* |
34.3* |
13,2* |
10.4* |
23.6 |
22.4 |
|
Высокая самооценка |
61.1** |
58.2** |
86,8** |
86.1** |
73.9 |
72.2 |
|
Счастье, удовлетворенность |
Ощущение неудовлетворенности жизненной ситуацией |
1.11 |
0 |
0 |
0 |
0.6 |
0 |
Реалистичное отношение к жизненной ситуации |
9.4 |
16.9 |
0 |
4.2 |
4.7 |
10.5 |
|
Полное ощущение удовлетворенности жизнью |
89.5 |
83.1 |
100 |
95.8 |
94.7 |
89.5 |
|
Уверенность в себе |
Неуверенность в себе |
0 |
1.92 |
0 |
0 |
0 |
0.96 |
Уверенность в себе, реалистичная самооценка |
60.1 |
40.3 |
55.6 |
52.1 |
57.8 |
46.2 |
|
Высокий уровень уверенности в себе |
39.9 |
57.8 |
44.4 |
47.9 |
42.2 |
52.9 |
|
Общая удовлетворен- ность собой |
Очень высокий уровень самоотношения |
37.8 |
31.9 |
46.5 |
44.5 |
42.1 |
38.2 |
Высокий уровень, соответствующий социальному нормативу |
19.4» |
7.96» |
18.7 |
14.6 |
19.1» |
11.3» |
|
Средний уровень самоотношения |
29.7» |
44.6» |
30.5 |
31.3 |
30.1 |
37.9 |
|
Низкий уровень, неблагоприятный вариант самоотношения |
13.1 |
15.6 |
4.17 |
9.7 |
8.6 |
12.7 |
|
Предельно низкий уровень самоотношения |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
У мальчиков к 6-му классу заметно повышение уровня эмоционального благополучия, по сравнению с девочками, у которых средний уровень тревоги и беспокойства не меняются (различия на уровне значимости р < 0,05).
В оценке внешности и физической привлекательности у девочек и мальчиков от 5 к 6 классу достоверных различий не выявлено. Они обнаруживаются только по среднему уровню самооценки (различия на уровне значимости р < 0,05) и по высокому уровню самооценки внешности и физических данных ( уровень значимости р < 0,01). Таким образом, у девочек выявлено повышение самооценки, а у мальчиков снижение.
По всей выборке от 5-го к 6-му классу выявлена только тенденция к увеличению реалистичного отношения к жизненной ситуации. Однако внутри параллели обнаруживаются статистически значимые различия между мальчиками и девочками (различия на уровне значимости р < 0,05). И в 5, и в 6 классах у девочек выявлен уровень полного ощущения удовлетворенности жизнью, по сравнению с мальчиками, у которых (различия на уровне значимости р < 0,05) преобладают показатели реалистичного отношения к жизненной ситуации.
Мальчики на рубеже от 5-го к 6-му классу демонстрируют тенденцию к проявлению высокого уровня уверенности в себе по сравнению с девочками, у которых и в 5-м, и в 6-м классе сохраняется перевес в сторону реалистичного уровня.
По шкале общей удовлетворенности выявлены только тенденции к увеличению среднего показателя и снижению высокого уровня как у мальчиков, так и у девочек.
В целом Я-концепция подростка (1112 лет) характеризуется позитивной самооценкой в плане эмоционального благополучия. Мальчики отличаются уверенностью в себе и реалистичным отношением к жизненной ситуации при снижении самооценки физической привлекательности. Девочки отличаются реалистичным отношением к себе при ощущении удовлетворенности жизнью и повышением самооценки физической привлекательности.
2. Особенности самооценки подростка. По анализу средних показателей самооценки различия между мальчиками и девочками на рубеже от 5-го к 6-му классу не выявлены.
При анализе самооценки по уровням выявлено, что к 6-му классу растет тенденция недифференцированности уровня притязания, а также выявлен рост недооценки со стороны окружающих (различия на уровне значимости р < 0,001). Выявлена тенденция снижения неблагоприятного уровня соотношения самооценки и уровня ожидания успеха к 6-му классу по всей выборке.
Завышенные показатели самооценки младших подростков по «личностным особенностям», «оценки со стороны окружающих» при анализе свидетельствуют о выделении недифференцированного уровня притязания и об увеличении недостаточности значимости мнения окружающих. Однако обнаруживается тенденция к снижению высокого уровня самооценки по выделению максимального показателя и уровня, на котором хотели бы находиться уже сейчас.
Надо отметить, что 4,5 % учащихся не смогли справиться с данным заданием по самооценке.
Данные исследования свидетельствуют, что по самооценке своих возможностей и качеств по цифровой шкале младшие подростки демонстрируют затруднения в выполнении задания, и весьма завышенные показатели по сравнению с другими методиками.
Поведенческий компонент развития Я-концепции
При сопоставлении средних показателей поведенческого компонента Я-концеп- ции значимых различий не выявлено как в динамике от 5-го к 6-му классу, так по межполовым характеристикам. Однако статистически значимые (на уровне значимости р< 0,05) различия выявлены по анализу уровневых показателей при оценке Я-кон- цепции по нескольким шкалам, характеризующим поведенческий компонент ее развития как в динамике возраста 11-12 лет, так и между показателями мальчиков и девочек (табл. 4).
1. Особенности общения. В отношении самооценки в общении девочки к 6-му классу по показателям опережают мальчиков, демонстрируя повышение уровня удовлетворенности в этой сфере. Подобные показатели отражены и в данных по всей выборке на рубеже от 5-го к 6-му классу (на уровне значимости р < 0,05). По уровню удовлетворенности в сфере общения показатели растут.
2. Оценка собственного поведения. К 6-му классу у девочек обнаруживается рост оценки своего поведения как соответствующего требованиям взрослых. Это отличает их от мальчиков, у которых она практически не меняется (на уровне значимости р < 0,01).
3. Школьная успешность. У девочек, в отличие от мальчиков, растет позитивное отношение к школьной ситуации, т. е. девочки догоняют уровень, имеющийся у мальчиков позитивного восприятия школьной ситуации, имеющихся у них уже в 5-м классе (на уровне значимости р < 0,05). Девочки отличаются ростом оценки своего поведения как соответствующего требованиям взрослого и позитивным отношением к школьной ситуации. У мальчиков характеристики поведения и отношения к ситуации в школе не меняются, остаются реалистичными и позитивными на протяжении 5-го и 6-го классов.
4. На протяжении пяти лет работы с данным возрастом было замечено, что уже в середине 5-го класса у детей этого возраста выявляется потребность к самопознанию. Большинство пятиклассников (мальчики и девочки) сами обращаются к психологу с вопросом «что я за человек?», «какой Я?», просят дать им тест, сами призывают к дискуссии, приходят за результатами тестирования. Подобные обращения бывают и при всем классе, и индивидуально «с глазу на глаз».
5. По выделенным параметрам в данной выборке был проведен дополнительный анализ сопоставления характеристик развития учащихся из двух школ, в зависимости от ситуации поступления в школу, и года начала обучения. По образовательной программе между школами отличий нет, в учреждениях проводятся экспериментальные площадки. В школе № 2 дети учатся с 1го класса по 11й, полный день; в школе № 1 обучение начинается с 5го класса и перед поступлением идет специ альная подготовка, дети дополнительно занимаются по основным предметам на чальной школы, коллектив тоже формиру ется с 5го класса. В рамках сопровожде ния всех учащихся 5х классов проводи лись адаптационные занятия по программе «Новичок в средней школе» [2].
По проведенному дополнительному анализу показателей с учетом описанных условий выявлены статистически достоверные различия (уровень значимости р< 0,05), касающиеся в основном двух по- 134
перед поступлением уже вынуждены сконцентрироваться и быть готовыми к трудностям, поэтому и показатели их готовности к саморазвитию в 5-м и 6-м классе находятся на уровне, который сверстники из школы № 2 достигают только к 6-му классу.
Оценка Я-концепции по сфере эмоционального благополучия у пятиклассника школы № 1 значимо растет (на уровне значимости р < 0,05) к 6-му классу и догоняет по результатам своих сверстников из школы № 2.
Во всей выборке от 5-го к 6-му классу по дополнительному показателю обнаруживается рост «готовности к саморазвитию» (различия на уровне значимости р < 0,05), значимых отличий возрастной динамики и межполовых различий не выявлено.
ВЫВОДЫ
Выявлена содержательная характеристика Я-концепции детей в возрастном интервале 11-12 лет, которая отличается следующими показателями.
1. На протяжении 5-6-х классов значимых различий по среднему значению нет, что характеризует выборку как гомогенную. Отсутствие различий в динамике са- мопредставления может быть связано с тем, что рассматриваемый возрастной период 11-12-летних подростков предстает как единый возрастной период.
2. По когнитивному компоненту выявлено, что средние значения по изучаемому компоненту Я-концепции не обнаруживают гендерных различий в возрастном интервале 11-12-летних подростков. Таким образом, различия по межполовым признакам не оказывают влияния на развитие Я-концепции. Это может быть связано с маленьким возрастным разрывом изучаемой выборки. Но эти данные заслуживают особого внимания.
Следует отметить, что способность у 11-12-летних к развитию представлений о себе находится на среднем уровне. Характеристики самоописания Я-концепции свидетельствуют о том, что в 11-12 лет важным является поиск своего места в социуме и потребность быть частью этого социального мира. Полученные данные позволяют говорить, что в младшем подростковом возрасте происходит активное накопление представлений о себе, которое в 11-12 лет находится на этапе становления.
3. Эмоциональный компонент Я-кон- цепции младшего подростка в целом по выборке отличается положительной самооценкой и высоким уровнем эмоционального благополучия, высоким уровнем удовлетворенности в общении. Полученные результаты позволяют говорить, что подростку (11-12 лет) труднее без преувеличений оценивать себя по процентной шкале от 0 до 100 %, чем выбрать вариант ответа из предлагаемого списка вариантов ответов.
Прослеживается некоторая недооценка окружающими самого подростка, что отмечается в представлениях младших подростков о себе.
4. Поведенческий компонент Я-кон- цепции младшего подростка отличается удовлетворенностью в общении как у мальчиков, так и у девочек.
Сопоставление показателей учащихся двух московских школ. Надо отметить, что подростки (11-12 лет), поставленные в ситуацию поступления в 5-й класс, отличаются от сверстников с готовностью к саморазвитию и средним уровнем тревоги и беспокойства. В 6-м классе они догоняют своих сверстников в эмоциональном плане, а уровень саморазвития остается прежним. Это свидетельствует о том, что, если взрослый ставит перед младшим подростком повышенные требования, когда происходит становление представлений о себе, это влечет за собой перестройку самоотношения ребенка.
Важно при предъявлении повышенных требований не забывать о создании условий, при которых возможна адаптация младшего подростка к ним и к обучению, и обеспечивающих важнейшие направления развития всего подросткового возраста.
Выводы по сопоставлению данных прошлых и современных исследований. При том что большинство авторов отмечают изменение в представлении о себе у детей 11-12 лет, надо отметить, что в нашем исследовании обнаруживается картина само- описания (представления о себе) подростков от 5-х к 6-м классам, которая остается без статистически значимых изменений.
При сопоставлении содержательных характеристик категорий Я-концепции нами не обнаружены достоверные различия. Это совпадает с данными, представленными в отмеченной выше работе [10, с. 72]. Также совпадают показатели средних значений са- мопрезентации, выявленные в 2006 г. в 6-х классах, с полученными в 80-х гг. прошлого века данными.
Выявленная позитивная самооценка подростков 11-12 лет совпадает с данными А. М. Прихожан и не подтверждает данные Д. И. Фельдштейна [9, с. 330], по которым преобладает наиболее низкая самооценка в данном возрасте у мальчиков и девочек.
Результаты свидетельствуют о том, что у современного подростка, обучающегося в 5-6-х классах, в развитии Я-концепции обнаруживается сходство с выявленными характеристиками подростка, обучающегося в 6-7-м классе в 80-х гг. прошлого века.
Возрастной интервал 11-12 лет является тем временем, когда происходит накопление представлений о себе, в этой связи могут и не обнаруживаться различия и в динамике межполовых характеристик. Однако гендерные средние значения, в которых не выявлены достоверные отличия, заслуживают дополнительного исследования.
Литература
- Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.
- Владимирова Ю. Н. Новичок в средней школе. Программа адаптационных встреч для пятиклассников // Школьный психолог. 2004. № 9.
- Богатырева Т. Л. «Удачное переживание» в творческом сотрудничестве сверстников как базовый компонент развития Я-концепции в младшем подростковом возрасте (10–12 лет) // Психологическая наука и образование. 2005. № 1.
- Драгунова Т. В. О некоторых психологических особенностях подростков // Вопросы психологии личности школьника. М., 1961.
- Поливанова К. Н. Психология возрастных кризисов. М., 2000.
- Прихожан А. М. Психология сиротства. СПб., 2005.
- Практическая психология образования / Под ред. И. В. Дубровиной. М., 2000.
- Сидоренко Е. В. Терапия и тренинг в концепции Альфреда Адлера. СПб.: Речь, 2002.
- Фельдштейн Д. И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: Избранные труды. 2-е изд. М., 2004.
- Формирование личности в переходный период: От подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1987.
- Цукерман Г. А. Десяти-двенадцатилетние школьники: «Ничья земля в возрастной психологии» // Вопросы психологии. 1998. № 3.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 4440
В прошлом месяце: 52
В текущем месяце: 0
Скачиваний
Всего: 2089
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 0