Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 69Рубрики 51Авторы 6526Ключевые слова 15190 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ ВИНИТИ Web of Science EBSCO Ulrichsweb DOAJ ERIH PLUS
CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский городской психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Издается с 1996 года

Периодичность: 4 выпуска в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Психологическое исследование генеза и развития житейских понятий в условиях учебного диалога (второй этап) * 259

Рубцов В.В., доктор психологических наук, ректор Московского городского психолого-педагогического университета, директор Психологического института РАО, Москва, Россия, rectorat@list.ru
Марголис А.А., кандидат психологических наук, профессор, первый проректор Московского городского психолого-педагогического университета, Москва, Россия, amargolis@mail.ru
Телегин М.В., доцент кафедры педагогической психологии факультета психологии образования МГППУ, Москва, Россия

Аннотация

В статье подводятся итоги исследования актуального уровня развития спонтанных понятий детей, дается психологическая характеристика «умных образов» в триединстве их важнейших аспектов и функций: как специфического вида спонтанных понятий детей; как средств культурного теоретического образного мышления; как психологических «посредников»-медиаторов между наглядно-образным и научно-теоретическим мышлением. Указанная трактовка «умных образов» позволяет предположить, что они наряду с научными понятиями выступают полноправной «зоной ближайшего развития» спонтанных понятий детей; что с помощью специально спроектированных учебных символических метафор (УСМ) можно транслировать детям некоторые теоретические знания, т. е. реанимировать на новом диалектическом витке объяснительно-иллюстративный метод обучения, реализуемый в диалогической форме.

Ключевые слова: образ, сократический диалог, дидактический диалог, метафора, житейское понятие, личностно-ориентированный подход, обучение, опыт, дошкольная педагогика, дошкольный возраст

Рубрика: Психология развития

Тип: научная статья

* Исследование выполнено при поддержке РФФИ в рамках гранта № 06_06_80119.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

... Участники игры «Инопланетянин» принимали на себя роль единственного землянина, встретившегося с инопланетянином, повторявшим какое-либо абстрактное слово («добро» или «счастье», «красота» или «время» и т. д.) В соответствии с сюжетом пребывание инопланетянина на нашей планете было ограничено во времени, и землянин – ребенок – от имени всего человечества должен был объяснить пришельцу из других миров содержание того или иного абстрактного слова обыденного языка. После того как испытуемые давали доступное их пониманию объяснение, сюжет менялся, задача усложнялась. Экспериментатор указывал на то обстоятельство, что инопланетянин, вероятно, не знает русского языка, следовательно, не поймет значения понравившегося ему слова. Разрешая новую проблемную ситуацию, с подсказки экспериментатора, а в 30 % случаев по собственной инициативе, испытуемые создавали рисунок, поясняющий содержание того или иного абстрактного слова обыденного языка [13].

В завершении первой серии эксперимента инопланетянин «улетал», экспериментатор хвалил испытуемого, задавал вопросы, позволяющие оценить уровень осознанности спонтанных мировоззренческих представлений участников игры. «Ты дал замечательный ответ, нарисовал великолепный рисунок, достойно представил человечество в глазах космического пришельца. Мне самому стало интересно, почему ты сказал, что добро – это (повторяется ответ испытуемого), нарисовал добро именно так» (показывается рисунок испытуемого). Все ответы детей протоколировались, велась аудиозапись сюжетно-ролевой игры «Инопланетянин». ...

Литература
  1. Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении. М., 1972.
  2. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.
  3. Марголис А. А. Программа «Философия для детей» // Психологическая наука и образование. 1996. № 1.
  4. Марголис А. А. Соотношение процессов подготовки психолога и особенностей профессиональной деятельности // Психологическая наука и образование. 1996. № 1.
  5. Михальская А. К. Русский Сократ. М., 1996.
  6. Развитие основ рефлексивного мышления школьников в процессе учебной деятельности / Под ред. В. В. Давыдова, В. В. Рубцова. М.– Воронеж. 1995.
  7. Рубцов В. В. Основы социально_генетической психологии. М.–Воронеж, 1996.
  8. Рубцов В. В., Марголис А. А., Телегин М. В. Психологическое исследование генеза и развития спонтанных понятий детей в условиях учебного диалога (первый этап) // Психологическая наука и образование. 2007. № 2. 2007.
  9. Слово и образ в решении познавательных задач дошкольниками / Под ред. Л. А. Венгера. М., 1996.
  10. Стеценко А. П. Рождение сознания: становление значений на ранних этапах жизни. М., 2005.
  11. Телегин М. В. Воспитательный диалог: Образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста. М., 2004.
  12. Телегин М. В. Теория и практика диалогического воспитания детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. М., 2006.
  13. Чернейко Л. О. Лингво_философский анализ абстрактного имени. М., 1997.
 
Webometrics
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2016 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-55675 от 09 октября 2013 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика