Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 97Рубрики 51Авторы 8206Ключевые слова 20121 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Фреймовая организация знаний при обучении английскому языку 1994

Соколова Е.Е., кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии факультета психологии, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия, ees-msu@mail.ru

Аннотация

Статья посвящена проблеме использования фреймового подхода в обучении английскому языку. Целью представленного в статье исследования является выявление роли фреймов при обучении иностранному языку и раскрытие их особенностей. Актуальность проводимой автором работы обусловлена потребностями века информационных технологий, необходимостью сжимать учебный материал в несколько раз с целью облегчения интерпретации информации учащимися. Новизна статьи заключается в предложении классификации фреймов, а также их примеров в преподавании грамматики английского языка. Представленные здесь материалы предназначены для преподавателей вузов, занимающихся теоретическими и практическими вопросами употребления грамматических форм в английском языке.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

... Известно, что поступающая по разным каналам информация преобразуется в виде ментальных репрезентаций (представлений/разных типов/образов, фреймов, скриптов, сценариев и т. п.) и удерживается при необходимости в памяти человека. Ментальное представление конструируется только на основе визуальных или вербальных (языковых) данных. Ментальная информация возникает в процессе осмысления всей поступающей по разным каналам информации и может включать сведения об объективном положении дел и сведения о возможных мирах. Такую информацию определяют как «внутренний код», «концептуальную структуру» личности.

С помощью ментальных процессов данная информация соотносится с уже построенной понятийной системой и оказывается пропущенной через ментальный мир автора [2].

Мир, «спроецированный» индивидом, представлен в виде концептуальной картины (модели, системы) [11]. Концептуальная картина мира – это совокупность репрезентаций/концептов разных типов, вербальных и невербальных, картино-и языкоподобных, причем «эксплицитно выраженные знания составляют лишь незначительную часть общей базы носителей языка».

Если обобщить имеющуюся литературу по данному вопросу, можно выделить следующие элементы концептуальной картины мира, или единую классификацию фреймов. ...

Литература
  1. Арутюнова Н. Д. Язык и мир человека. М., 1988.
  2. Болдырев Н. Н., Панасенко Л. А. Взаимодействие фреймов в процессе функциональной поликатегоризации английского глагола // Материалы международной конференции, посвященной научному наследию профессора Марии Дмитриевны Степановой и его дальнейшему развитию. М., 2001.
  3. Борисова Е. Г. Проблема выбора вида (прагматическая точка зрения) // Труды аспектологического семинара филологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. М., 1997. Т. III.
  4. Изаренков Д. И. Когнитивные процессы и обучение устной иноязычной речи // Вестник МАПРЯЛ. М., 2002. № 6.
  5. Каменская О. Л. Структура и функции текста как средства коммуникации: Текст лекций к курсу «Общее языкознание». М., 1991.
  6. Колетвинова Н. Д. Использование тест-фреймов как важного показателя уровня профессиональной подготовленности студентов педагогических вузов // Психологическая наука и образование. М., 2004. № 3.
  7. Краткий словарь когнитивных терминов / Составители: Е. С. Кубрякова, В. З. Демьянков, Ю. Г. Панкрац, Л. Г. Лузина. М., 1996.
  8. Лузина Л. Г. Распределение информации в тексте (когнитивный и прагмастилистический аспекты). М., 1996.
  9. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1995.
    Рахилина Е. В. Основные идеи когнитивной семантики // Фундаментальные направления современной американской лингвистики / Под ред. А. А. Кибрика, И. М. Кобозевой, И. А. Секериной. М., 1997.
  10. Селиванова Е. Е. Когнитивно-дискурсивный уровень репрезентации футуральных ситуаций: когнитивные модели и динамические фреймы // Вестник МГЛУ. М., 2002. Вып. 469.
  11. Филлмор Ч. Дж. Фреймы и семантика понимания // Новое в зарубежной лингвистике. М., 1998. Вып. XXII.
    Charniak E. On the use of framed knowledge in language comprehension.// Artificial Intelligence, 1978. Vol.11.
  12. Dijk T. A. Context and cognition, knowledge frames and speech act comprehension. // Journal of pragmatics, 1977. № 1.
  13. Kay P., Fillmore Ch. Grammatical constructions and linguistic generalions: the What’s X doing Y? construction. // Language, 1999.
  14. Langacker R. Remarks on English Aspect // Tense-aspect: Between Semantics and Pragmatics. Ed. by P. J. Hopper. Amsterdam, 1982.
  15. Minsky M. A. Framework for representing knowledge // Frame conceptions and text understanding. B., 1980.
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Яндекс.Метрика