Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8279Ключевые слова 20372 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Зрительное восприятие и когнитивное развитие у детей с аутизмом 1399

Прокофьев А.О., кандидат психологических наук, Научно-образовательный центр нейро-когнитивных исследований (МЭГ-Центр), МГППУ, научный сотрудник, Москва, Россия
Чухутова Г.Л., Психолог, ФГБУ «Сергиево-Посадский Детский Дом Слепоглухих» Министерства труда и социальной защиты населения России, Сергиев Посад, Россия, chukhutova@gmail.com
Грачев В.В., кандидат медицинских наук, старший научный сотрудник Научного центра психического здоровья Российской академии медицинских наук, Москва, Россия

Аннотация

Статья посвящена изучению особенностей зрительного восприятия при аутизме. Испытуемыми были 26 мальчиков с синдромом детского аутизма и 24 типично развивающихся мальчика в возрасте 3–7 лет. Были использованы тесты зрительного восприятия и тест интеллекта Кауфманов. Установлено, что успешность выполнения зрительных тестов детьми дошкольного возраста зависит от уровня их когнитивного развития и общей способности к целостному зрительному восприятию. Лишь у части детей с аутизмом существует нарушение этой способности, не связанное с их возрастом или задержкой в когнитивном развитии. Выявленные нарушения целостного зрительного восприятия не характеризуют синдром детского аутизма в целом, но присущи части детей с этим нарушением развития.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

... Вопросы о том, насколько характерны для синдрома аутизма нарушения зрительного восприятия и какие аномалии лежат в их основе, остаются дискуссионными. Одна из возможных причин имеющихся расхождений, отмечаемая в цитируемых работах, – это различия в возрасте испытуемых. Многочисленные исследования показывают зависимость наличия и степени многих когнитивных нарушений при аутизме от возраста [9]. В частности, связь с возрастом обнаружена для успешности выполнения тестов зрительного восприятия у детей с аутизмом школьного возраста [6; 7] и взрослых пациентов [4]. Нельзя исключить, что нарушения восприятия при аутизме на разных этапах развития могут принимать разные формы и определяться различными механизмами.

Принципиальное значение для понимания дизонтогенеза зрительного восприятия при аутизме могут иметь результаты исследований детей раннего возраста. К сожалению, такие работы единичны [14].

Другая вероятная причина расхождения результатов разных исследований заключается в следующем: аутизм часто сопровождается задержкой когнитивного развития, проявления которой затрудняют анализ результатов выполнения перцептивных тестов, особенно в дошкольном возрасте.

В о - п е р в ы х, неточное понимание инструкции детьми со сниженным интеллектом может привести к неадекватно заниженной оценке их перцептивных способностей. Так, показано, что даже взрослые люди с аутизмом не отличаются в оценке иллюзии Мюллера-Лаера от испытуемых без аутизма, если задание подразумевает невербальный ответ [18].

В о - в т о р ы х, задержка психического развития, свойственная большинству детей с синдромом аутизма в дошкольном возрасте, может быть сопряжена с обедненным зрительным опытом, скудными навыками концентрации зрительного внимания, etc. Эти факторы, безусловно, должны приводить к понижению успешности выполнения перцептивных тестов детьми с аутизмом. Например, известно, что у таких детей школьного возраста [11; 22] и у взрослых [4] успешность выполнения теста спрятанных фигур прямо зависит от интеллекта. Таким образом, при оценке перцептивных способностей детей с аутизмом, основанной на эффективности выполнения ими перцептивных тестов, необходимо одновременно учитывать как возраст, так и уровень когнитивного развития. Можно даже предположить, что в дошкольном возрасте влияние интеллекта будет сильнее, чем в старших возрастах.

Целью нашего исследования стало изучение особенностей зрительного восприятия у детей 3–7 лет с синдромом детского аутизма Д. Мы предполагали, что у детей с ДА существуют нарушения зрительного восприятия, не связанные с задержкой в когнитивном развитии или возрастом детей. Для проверки этого предположения были использованы несколько тестов, оценивающих успешность опознания нарисованных объектов. Мы предполагали, что дети с ДА в целом будут хуже выполнять зрительные тесты, чем дети с типичным развитием ТР того же возраста или уровня когнитивного развития.

Методика

В исследовании приняли участие дети с синдромом детского аутизма в возрасте 3–7 лет (все мальчики), а также дети того же возраста и пола с типичным развитием (табл. 1). ...

Литература
  1. Ахутина Т. В. et al. Диагностика развития зрительно-вербальных функций. Альбом. М.:
    Академия, 2003.
  2. Bar M. Visual objects in context // Journ. Nat Rev Neurosci, 2004. V. 5. № 8. P. 617–29.
  3. Behrmann M., et al. Seeing it differently: visual processing in autism // Journ. Trends Cogn Sci, 2006. V. 10. № 6. P. 258–64.
  4. Bolte S., et al. Gestalt perception and localglobal processing in high-functioning autism // Journ. J Autism Dev. Disord, 2007. V. 37. № 8. P. 1493–504.
  5. Dawson G., et al. Neural correlates of face and object recognition in young children with autism
    spectrum disorder, developmental delay, and typical development // Journ. Child Dev, 2002.
    V. 73. № 3. P. 700–17.
  6. Del Viva M. M., et al. Spatial and motion integration in children with autism // Journ. Vision Res, 2006. V. 46. № 8, 9. P. 1242–52.
  7. Edgin J. O., et al. Spatial cognition in autism spectrum disorders: superior, impaired, or just intact? // Journ. J Autism Dev Disord, 2005. V. 35. № 6. P. 729–45.
  8. Happe F., et al. The neuropsychology of autism // Journ. Brain, 1996. V. 119 (Pt 4). P. 1377–400.
  9. Happe F., et al. The weak coherence account: detail-focused cognitive style in autism spectrum disorders // Journ. J Autism Dev Disord, 2006. V. 36. № 1. P. 5–25.
  10. Jolliffe T., et al. A test of central coherence theory: can adults with high-functioning autism or
    Asperger syndrome integrate fragments of an object? // Journ. Cognit Neuropsychiatry, 2001. V. 6. № 3. P. 193–216.
  11. Kaland N., et al. Disembedding performance in children and adolescents with Asperger syndrome or high-functioning autism // Journ. Autism, 2007. V. 11. № 1. P. 81–92.
  12. Kaufman A. C., et al. Kaufman assessment battery for children: administration and scoring manual. 1983, MN: American Guidance Service.
  13. Loveland K. A., et al. Fronto-limbic functioning in children and adolescents with and without
    autism // Journ. Neuropsychologia, 2008. V. 46. № 1. P. 49–62.
  14. Morgan B., et al. Weak central coherence, poor joint attention, and low verbal ability: independent deficits in early autism // Journ. Dev Psychol, 2003. V. 39. № 4. P. 646–56.
  15. Mottron L., et al. A study of perceptual analysis in a high-level autistic subject with exceptional graphic abilities // Journ. Brain Cogn, 1993. V. 23. № 2. P. 279–309.
  16. O’Riordan M., et al. Enhanced discrimination in autism // Journ. Q J Exp Psychol A, 2001. V. 54. № 4. P. 961–79.
  17. Papez J. W. A proposed mechanism of emotion. 1937 // Journ. J Neuropsychiatry Clin Neurosci, 1995. V. 7. № 1. P. 103–12.
  18. Ropar D., et al. Are individuals with autism and Asperger’s syndrome susceptible to visual
    illusions? // Journ. J Child Psychol Psychiatry, 1999. V. 40. № 8. P. 1283–93.
  19. Schopler E., et al. The childhood autism rating scale (CARS) for diagnostic screening and
    classification of autism // 1986, N.Y: Irvington Publishers. 63.
  20. Sewards T. V., et al. On the neural correlates of object recognition awareness: relationship to
    computational activities and activities mediating perceptual awareness // Journ. Conscious Cogn, 2002. V. 11. № 1. P. 51–77.
  21. Shah A., et al. An islet of ability in autistic children: a research note // Journ. J Child Psychol
    Psychiatry, 1983. V. 24. № 4. P. 613–20.
  22. South M., et al. The relationship between executive functioning, central coherence, and
    repetitive behaviors in the high-functioning autism spectrum // Journ. Autism, 2007. V. 11.
    № 5. P. 437–51.
Книги по теме
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика