Зрительное восприятие и когнитивное развитие у детей с аутизмом

1581

Аннотация

Статья посвящена изучению особенностей зрительного восприятия при аутизме. Испытуемыми были 26 мальчиков с синдромом детского аутизма и 24 типично развивающихся мальчика в возрасте 3–7 лет. Были использованы тесты зрительного восприятия и тест интеллекта Кауфманов. Установлено, что успешность выполнения зрительных тестов детьми дошкольного возраста зависит от уровня их когнитивного развития и общей способности к целостному зрительному восприятию. Лишь у части детей с аутизмом существует нарушение этой способности, не связанное с их возрастом или задержкой в когнитивном развитии. Выявленные нарушения целостного зрительного восприятия не характеризуют синдром детского аутизма в целом, но присущи части детей с этим нарушением развития.

Общая информация

Ключевые слова: зрительное восприятие, когнитивное развитие, аутизм, образ, факторный анализ

Рубрика издания: Клиническая и специальная психология

Для цитаты: Прокофьев А.О., Чухутова Г.Л., Грачев В.В. Зрительное восприятие и когнитивное развитие у детей с аутизмом // Психологическая наука и образование. 2008. Том 13. № 5. С. 164–174.

Фрагмент статьи

... Вопросы о том, насколько характерны для синдрома аутизма нарушения зрительного восприятия и какие аномалии лежат в их основе, остаются дискуссионными. Одна из возможных причин имеющихся расхождений, отмечаемая в цитируемых работах, – это различия в возрасте испытуемых. Многочисленные исследования показывают зависимость наличия и степени многих когнитивных нарушений при аутизме от возраста [9]. В частности, связь с возрастом обнаружена для успешности выполнения тестов зрительного восприятия у детей с аутизмом школьного возраста [6; 7] и взрослых пациентов [4]. Нельзя исключить, что нарушения восприятия при аутизме на разных этапах развития могут принимать разные формы и определяться различными механизмами.

Принципиальное значение для понимания дизонтогенеза зрительного восприятия при аутизме могут иметь результаты исследований детей раннего возраста. К сожалению, такие работы единичны [14].

Другая вероятная причина расхождения результатов разных исследований заключается в следующем: аутизм часто сопровождается задержкой когнитивного развития, проявления которой затрудняют анализ результатов выполнения перцептивных тестов, особенно в дошкольном возрасте.

В о - п е р в ы х, неточное понимание инструкции детьми со сниженным интеллектом может привести к неадекватно заниженной оценке их перцептивных способностей. Так, показано, что даже взрослые люди с аутизмом не отличаются в оценке иллюзии Мюллера-Лаера от испытуемых без аутизма, если задание подразумевает невербальный ответ [18].

В о - в т о р ы х, задержка психического развития, свойственная большинству детей с синдромом аутизма в дошкольном возрасте, может быть сопряжена с обедненным зрительным опытом, скудными навыками концентрации зрительного внимания, etc. Эти факторы, безусловно, должны приводить к понижению успешности выполнения перцептивных тестов детьми с аутизмом. Например, известно, что у таких детей школьного возраста [11; 22] и у взрослых [4] успешность выполнения теста спрятанных фигур прямо зависит от интеллекта. Таким образом, при оценке перцептивных способностей детей с аутизмом, основанной на эффективности выполнения ими перцептивных тестов, необходимо одновременно учитывать как возраст, так и уровень когнитивного развития. Можно даже предположить, что в дошкольном возрасте влияние интеллекта будет сильнее, чем в старших возрастах.

Целью нашего исследования стало изучение особенностей зрительного восприятия у детей 3–7 лет с синдромом детского аутизма Д. Мы предполагали, что у детей с ДА существуют нарушения зрительного восприятия, не связанные с задержкой в когнитивном развитии или возрастом детей. Для проверки этого предположения были использованы несколько тестов, оценивающих успешность опознания нарисованных объектов. Мы предполагали, что дети с ДА в целом будут хуже выполнять зрительные тесты, чем дети с типичным развитием ТР того же возраста или уровня когнитивного развития.

Методика

В исследовании приняли участие дети с синдромом детского аутизма в возрасте 3–7 лет (все мальчики), а также дети того же возраста и пола с типичным развитием (табл. 1). ...

Литература

  1. Ахутина Т. В. et al. Диагностика развития зрительно-вербальных функций. Альбом. М.:
    Академия, 2003.
  2. Bar M. Visual objects in context // Journ. Nat Rev Neurosci, 2004. V. 5. № 8. P. 617–29.
  3. Behrmann M., et al. Seeing it differently: visual processing in autism // Journ. Trends Cogn Sci, 2006. V. 10. № 6. P. 258–64.
  4. Bolte S., et al. Gestalt perception and localglobal processing in high-functioning autism // Journ. J Autism Dev. Disord, 2007. V. 37. № 8. P. 1493–504.
  5. Dawson G., et al. Neural correlates of face and object recognition in young children with autism
    spectrum disorder, developmental delay, and typical development // Journ. Child Dev, 2002.
    V. 73. № 3. P. 700–17.
  6. Del Viva M. M., et al. Spatial and motion integration in children with autism // Journ. Vision Res, 2006. V. 46. № 8, 9. P. 1242–52.
  7. Edgin J. O., et al. Spatial cognition in autism spectrum disorders: superior, impaired, or just intact? // Journ. J Autism Dev Disord, 2005. V. 35. № 6. P. 729–45.
  8. Happe F., et al. The neuropsychology of autism // Journ. Brain, 1996. V. 119 (Pt 4). P. 1377–400.
  9. Happe F., et al. The weak coherence account: detail-focused cognitive style in autism spectrum disorders // Journ. J Autism Dev Disord, 2006. V. 36. № 1. P. 5–25.
  10. Jolliffe T., et al. A test of central coherence theory: can adults with high-functioning autism or
    Asperger syndrome integrate fragments of an object? // Journ. Cognit Neuropsychiatry, 2001. V. 6. № 3. P. 193–216.
  11. Kaland N., et al. Disembedding performance in children and adolescents with Asperger syndrome or high-functioning autism // Journ. Autism, 2007. V. 11. № 1. P. 81–92.
  12. Kaufman A. C., et al. Kaufman assessment battery for children: administration and scoring manual. 1983, MN: American Guidance Service.
  13. Loveland K. A., et al. Fronto-limbic functioning in children and adolescents with and without
    autism // Journ. Neuropsychologia, 2008. V. 46. № 1. P. 49–62.
  14. Morgan B., et al. Weak central coherence, poor joint attention, and low verbal ability: independent deficits in early autism // Journ. Dev Psychol, 2003. V. 39. № 4. P. 646–56.
  15. Mottron L., et al. A study of perceptual analysis in a high-level autistic subject with exceptional graphic abilities // Journ. Brain Cogn, 1993. V. 23. № 2. P. 279–309.
  16. O’Riordan M., et al. Enhanced discrimination in autism // Journ. Q J Exp Psychol A, 2001. V. 54. № 4. P. 961–79.
  17. Papez J. W. A proposed mechanism of emotion. 1937 // Journ. J Neuropsychiatry Clin Neurosci, 1995. V. 7. № 1. P. 103–12.
  18. Ropar D., et al. Are individuals with autism and Asperger’s syndrome susceptible to visual
    illusions? // Journ. J Child Psychol Psychiatry, 1999. V. 40. № 8. P. 1283–93.
  19. Schopler E., et al. The childhood autism rating scale (CARS) for diagnostic screening and
    classification of autism // 1986, N.Y: Irvington Publishers. 63.
  20. Sewards T. V., et al. On the neural correlates of object recognition awareness: relationship to
    computational activities and activities mediating perceptual awareness // Journ. Conscious Cogn, 2002. V. 11. № 1. P. 51–77.
  21. Shah A., et al. An islet of ability in autistic children: a research note // Journ. J Child Psychol
    Psychiatry, 1983. V. 24. № 4. P. 613–20.
  22. South M., et al. The relationship between executive functioning, central coherence, and
    repetitive behaviors in the high-functioning autism spectrum // Journ. Autism, 2007. V. 11.
    № 5. P. 437–51.

Информация об авторах

Прокофьев Андрей Олегович, кандидат психологических наук, Научно-образовательный центр нейро-когнитивных исследований (МЭГ-Центр), МГППУ, научный сотрудник, Москва, Россия

Чухутова Галина Леонидовна, психолог, ФГБУ «Сергиево-Посадский Детский Дом Слепоглухих» Министерства труда и социальной защиты населения России, Сергиев Посад, Россия, e-mail: chukhutova@gmail.com

Грачев В.В., кандидат медицинских наук, старший научный сотрудник Научного центра психического здоровья Российской академии медицинских наук, Москва, Россия