Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Психологическая защищенность детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях институционализации и замещающей семьи 1410

Семья Г.В., доктор психологических наук, профессор кафедры "Возрастная психология им. профессора Л.Ф. Обуховой" факультета "Психология образования", ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, gvsemia@yandex.ru

Аннотация

В статье анализируется понятие психологической защищенности для категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Показана роль психологической защищенности в развитии личности ребенка. Предлагается авторская концепция психологической защищенности детей, оставшихся без попечения родителей, которую, помимо генотипических предпосылок, в различных социальных условиях можно рассматривать как параметрическую функцию двух групп переменных (внутренней позиции ребенка и внешних условий), которая динамически зависит от пространства и времени. Такой подход позволяет выделить четыре предельных вида состояний защищенности для исследуемой категории детей. Рассматриваются условия формирования психологической защищенности ребенка в условиях институционализации и при передаче его на различные формы семейного устройства. Показано изменение содержания внутренней позиции ребенка в детском доме от «ничейный» до отчужденной позиции выпускника «один против всех». Раскрыт феномен возникновения повышенной сензитивности к новым социальным условиям при семейном воспитании ребенка-сироты, что может обеспечить скачок в его развитии.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

... Понятие «внутренней позиции» личности было введено Л.И. Божович, которую она понимала как направленность ее интересов и стремлений, связанных с потребностью в нахождении своего места в труде, в жизни [1]. Внутренняя позиция формируется в процессе жизни и воспитания ребенка и является отражением того объективного положения, которое занимает ребенок в системе доступных ему общественных отношений. Б.Г. Ананьев вслед за В.Н. Мясищевым под позицией человека понимал «сложную систему отношений личности (к обществу в целом, к общностям, которым она принадлежит, к труду, людям, самой себе), установок и мотивов, которыми она руководствуется в своей деятельности» [3]. В.С. Мухина определяет внутреннюю позицию как особое ценностное отношение человека к себе, к окружающим людям, к собственному пути и жизни вообще, что позволяет выявить и описать особые внутренние состояния детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в различных ситуациях развития [6].

В нашем исследовании внутренняя позиция выражалась через жизненные планы, ценности, отношение к себе, другим, самостоятельность, ответственность, готовность к освоению социального пространства прав и обязанностей. В онтогенезе развития защищенности происходит изменение соотношения значимости внешних условий и внутренней позиции. Так как с течением жизни происходит развитие потребностной сферы личности, то и психологическая защищенность наполняется разным содержанием. При этом меняется и роль ребенка в обеспечении собственной защищенности. Если в первые годы жизни именно мать или лицо, заменяющее ее, обеспечивают удовлетворение потребностей ребенка, а качество выполнения этих функций определяет условия и стратегию развития личности, затем уже личные качества ребенка, его внутренняя позиция в процессе решения проблем адаптации к жизни дают ему чувство психологической защищенности. В более старшем возрасте уровень личностного развития, социальной компетентности, осознание своих потребностей, прав и обязанностей, принятых в обществе, и следование им служат основой безопасности и защищенности и позволяют уверенно строить свою судьбу. В условиях институционализации важную роль в формировании психологической защищенности играет культурный посредник (воспитатель, приемный родитель, усыновитель и т. п.), который должен строить свои взаимоотношения с ребенком так, чтобы способствовать развитию его самостоятельности и ответственности. ...

Литература
  1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1969.
  2. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. М., 1959.
  3. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л., 1969.
  4. Анастази А. Дифференциальная психология. М., 2001.
  5. Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. Ростов н/Д, 1988.
  6. Мухина В. С. Феноменология развития и бытия личности. М., 1999.
  7. Семья Г. В. Основы психологической защищенности детей-сирот при международном и национальном усыновлении. М., 2004.
  8. Семья Г. В. Условия психологической и социальной защищенности выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. М., 2003.
  9. Фром Э. Человек для себя. Мн., 1997.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика