Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8388Ключевые слова 20536 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Специфика модели взрослого у ребенка, воспитывающегося в условиях детского дома 850

Романовский Н.В., кандидат психологических наук, доцент кафедры нейро- и патопсихологии развития, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, romanovskij2@gmail.com

Аннотация

Статья посвящена проблеме социализации детей-сирот, воспитывающихся в детском доме, и предупреждения отказов от выполнения родительской роли. Акцентируется внимание на необходимости изучения проблемы несформированности адекватных полоролевых представлений и семейных ценностей у детей, оставшихся без попечения родителей, с целью дальнейшего обоснованного проектирования работы по обеспечению готовности к реализации родительской роли. Рассматривается процесс построения ребенком образа (модели) взрослого, приводятся характеристики этой модели. Подчеркивается значение наличия и качества модели взрослого для полоролевой идентификации ребенка. Выдвигается предположение, что одной из причин неуспешности социализации детей-сирот, в частности, освоения ими родительской роли является обедненность и искаженность сложившейся у них модели взрослого. Описываются предварительные результаты исследования по выявлению образца для подражания, его характеристик, семейных представлений у детей-сирот в сравнении с детьми, воспитывающимися в семье.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

... Ребенок как бы «вбирает» в себя образ отца или матери и пытается соотнести свое собственное поведение с этим образом [3]. Однако в современной психологии под идентификацией понимается механизм ситуативного уподобления (как правило, неосознанного) ребенка значимому другому как образцу на основе тесной эмоциональной связи с ним [14]. Под идентификацией понимается также способность ребенка отождествляться с кем-либо, быть похожим на кого-то длительное время. Вначале в качестве образца для идентификации выступает мать, а затем родитель, пол которого ребенок признает своим. В более позднем возрасте ребенок может идентифицировать себя с другими людьми, не являющимися родителями [14]. Посредством идентификации у ребенка формируются значимые личностные черты и механизмы, половая идентичность и ценностные ориентации.

Совместная деятельность и общение ребенка с взрослым, являющиеся необходимым условием для запуска механизма идентификации, понимаются как социальное взаимодействие. Л.С. Выготский отмечал, что в ходе социального взаимодействия с взрослым формируется личность ребенка [3]. Материалом для такого формирования являются черты, качества, характеристики, черты поведения взрослого, постепенно объединяемые ребенком в определенную модель.

На основе анализа литературы (Д. Берлингейм [1], Р. Бернс [2], Х.Би [3], Л.С. Выготский [4], Р.Кайл [8], М.И. Лисина [13], И.Ю. Кулагина [11], С.Г. Якобсон [24]) можно выделить следующие аспекты модели взрослого в сознании ребенка:

  • набор психофизических характеристик, присущих взрослому;
  • различные виды деятельности, осуществляемой взрослым;
  • типичные для взрослого умения;
  • взрослый как авторитет: интеллектуальный, морально-нравственный, оценивающий;
  • взрослый в родительской роли: осуществляющий заботу по отношению к ребенку; утешитель и защитник; партнер ребенка по взаимодействию и общению;
  • взрослый как объект для ролевого подражания, как тот, кем ребенок хочет стать.

Модель взрослого в сознании ребенка является собирательной, включающей черты и значимого взрослого, и иных взрослых не только из ближайшего, но и более широкого окружения, а также персонажей литературных и кинопроизведений и т.п. Можно утверждать, что чем более эмоционально насыщенным и разнообразным будет опыт взаимодействия ребенка с взрослыми, тем более полной и ресурсной в плане материала для идентификации будет модель взрослого, построенная ребенком. ...

 

Литература
  1. Берлингейм Д. Доэдиповы отношения между отцом и ребенком // Журнал практической психологии и психоанализа. 2002. № 2.
  2. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.
  3. Би Х. Развитие ребенка. СПб., 2004.
  4. Выготский Л.С. Собрание сочинений. М., 1984.
  5. Доклад Совета Федерации «О положении детей в Российской Федерации» (в изложении). «Парламентская газета», 2 июня 2006.
  6. «Дискриминация инвалидов в сфере образования в России: пути преодоления»: Материалы Общественных слушаний в Государственной Думе РФ 29 сентября 2006 года. М., 2006.
  7. Дубровина И.В. Психологическое развитие воспитанников детских домов. М., 1990.
  8. Кайл Роберт. Тайны психики ребенка. Спб., 2002.
  9. Красвицкая Г.С., Прихожан А.М., Толстых Н.И., Кабышев О.А., протоиерей Аркадий Шатов. Вы решили усыновить ребенка. М., 2001.
  10. Крыгина Н.Н. Особенности половой идентификации старших подростков, воспитывающихся в условиях детского дома: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1993.
  11. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология, полный жизненный цикл развития человека. М., 2006.
  12. Лангмейер Й., Матейчек З. Психическая депривация в детском возрасте. Прага, 1984.
  13. Лисина М.И. Общение с взрослыми у детей первых 7 лет жизни. М., 1978.
  14. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. (ред.). Большой психологический словарь. М., 2003.
  15. Москоленко Н.В. Подготовка учащихся старших классов специальной (коррекционной) школы-интерната к самостоятельной жизни. Дисс…. канд. пед. наук. М., 2001.
  16. Недожогина Н.В. Формирование положительного образа семьи у социальных сирот подросткового возраста в условиях приюта. Автореф. дисс… канд. психол. наук. Ижевск, 2006.
  17. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства. СПб., 2005.
  18. Профилактика социального сиротства: Методическое пособие / Сост. и ред.
    А.М. Щербаковой. Боровичи, 2004.
  19. Смелзер Н. Социология: пер. с англ. М., 1998.
  20. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 1997.
  21. Чупрова М.А. Нарушение интерперсональных отношений и эмоционального развития у детей-сирот без опыта жизни в семье. Дисс… канд. психол. наук. МГППУ,
     2007.
  22. Щербакова А.М. Формирование у детей-сирот представлений о семье и роли родителей – основное направление работы по профилактике воспроизводства социального сиротства // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2007. № 1.
  23. Щербакова А.М. Проблема подготовки к самостоятельной жизни подростков-сирот, воспитывающихся в приемной семье // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2008. № 1.
  24. Якобсон С.Г., Морева Г.И. Образ себя и моральное поведение дошкольников // Вопросы психологии. 1989. № 6.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика