Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Образовательные программы для одаренных детей в странах Европы 1560

Попова Л.В., кандидат психологических наук, профессор кафедры психологии факультета педагогики и психологии, ФГБОУ ВПО МПГУ, Москва, Россия, vlasova13@yandex.ru

Аннотация

В статье рассматривается современная ситуация в сфере образования одаренных учащихся в странах Европы, сложившаяся на основе рекомендаций Евросоюза 1994 года. Анализируются принципы выявления и обучения одаренных учащихся в Австрии, Великобритании, Германии и других странах. Подробно описаны основные образовательные стратегии, формы работы и обучающие программы в рамках Интернета для данной категории учащихся в Великобритании. Представлен обзор программ подготовки учителей к работе с одаренными в различных странах Европы. Выделены особенности современной практики выявления и образования, направленной на индивидуализацию обучения всех категорий одаренных учащихся. Выявляются достоинства и слабые стороны политики «включения» как основной в условиях многонационального и многоязычного населения мегаполисов. Намечены перспективные направления использования зарубежного опыта в отечественной науке и практике.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Германия и Австрия

Под влиянием американской программы для одаренных учащихся старших классов (CTY) в 1988 году в Германии была разработана летняя программа, которая получила название «Немецкая школьная академия» (Deutsche Schüler Akademie). Эта программа дает возможность одаренным учащимся 16–19 лет заполнить критический период между старшими классами и университетом учебными курсами высокого уровня. В течение буквально нескольких лет после открытия Академия превратилась в уникальную по своему уровню и притягательности программу для одаренной молодежи. Она получила правительственную поддержку, что позволило родителям оплачивать только треть всех расходов, а учащимся из семей с низким достатком учиться в ней бесплатно. Каждое лето в программе участвуют 90 высокоодаренных детей из всех земель Германии. Они отбираются на основе: а) рекомендаций учителей своих школ; б) достижений в различных конкурсах, олимпиадах по предметам.

В течение 16 дней они занимаются по одной из шести академических дисциплин под руководством высококвалифицированных специалистов в этих областях. Например, летом 2004 года предлагались такие учебные курсы: «Гиперболическая геометрия»; «Молекулярная генетика»; «Оспа, чума и полиомиелит» (биология и социология инфекционных заболеваний); «Ощущение и чувствительность» (неврология); «Пожилые и молодые – согласие или конфликт?» (проблема взаимоотношений поколений в обществе); «Музыка в кинофильмах» [9].

Главной целью Академии является создание под руководством экспертов атмо-сферы интеллектуального и социального вызова для наилучшего развития способностей детей и их общения со сверстницами и сверстниками с таким же высоким потенциалом и мотивацией. Соответственно, наиважнейшими задачами здесь стали:

  • развитие и совершенствование умений приобретать знания, развитие междисциплинарного мышления, исследовательских умений и умений самостоятельной работы;
  • создание условий для интеллектуальной деятельности на пределе возможностей;
  • улучшение техники устной и письменной презентаций;
  • приобретение опыта совместной работы;
  • предоставление ролевых моделей через общение с творческими, мотивированными, высококвалифицированными преподавателями и учеными;
  • предоставление возможности общения со способными, мотивированными сверстниками и сверстницами, создания длительных дружеских отношений, и через это укрепление принятия себя как ценного и «нормального» члена сообщества;
  • оказание помощи в принятии решений по выбору профессионального пути;
  • стимуляция осознания, что исключительные способности несут в себе обязательство использовать их на благо общества через ответственное лидерство [9].
Литература
  1. Гальтон Ф. Наследственность таланта: Законы и последствия. М., 1996
  2. Матюшкин А.М. Проблемы одаренности в зарубежном и российском контексте // Иностранная психология. 1999. № 11.
  3. Попова Л.В. Образовательные программы для одаренных учащихся в Великобритании // Психология и школа. 2008. №1.
  4. Рабочая концепция одаренности. М., 1998.
  5. Шумакова Н.Б. Развитие идей А.М. Матюшкина в теории и практике обучения одаренных детей // Психология и школа. 2008. №1.
  6. Al-Hroub Aries. Programming for mathematically gifted children with learning disabilities. In: From Giftedness in childhood to successful intelligence in Adulthood. Proceeding of the 11th ECHA Conference. Prague, 2008.
  7. Allodi Mara W., Rydelius P-A. The needs of gifted children: a pilot-study of Swedish Teachers’ knowledge and attitudes. In: From Giftedness in childhood to successful intelligence in Adulthood. Proceeding of the 11th ECHA Conference. Prague, 2008.
  8. Baltzer Kirsten. High ability education – an international research programme with focus on the Nordic countries. ECHA News, 20 (1). 2006.
  9. Begabungsförderung in der Lehrerbildung. Wagner, Harald (Hrsg.), 2002.
  10. Cohen L.M. Conceptual foundations for gifted education: Stock-taking. Roeper Review. Vol. 28 (2). 2006.
  11. Editorial. Educating Able Children, 7 (1). 2003.
  12. Eyre D. Teaching able pupils. Support for Learning, 12 (2). 1997.
  13. Freeman J. Giftedness in the long term. J. for the Education of the Gifted, 29. 2006.
  14. Identifying Gifted and Talented Pupils – Getting Started. (2006). Nottingham: DfES Publications.
  15. Hartas D., Lindsay G. & Muijs D. Identifying and selecting able students for the NAGTY summer school: emerging issues and future considerations. High Ability Studies.
    Vol. 19 (1). 2008.
  16. Heinbokel A. Überspringen von Klassen. In: Eva Schumacher (Hrsg.) Übergange in Bildung und Ausbildung. Klinkhardt-Verlag, 2004.
  17. House of Commons Education and Employment Committee. Third report: Highly able children (HC 22–1). London: House of Commons, 1999.
  18. Monks F., Pfluger R. Gifted education in 21 European Countries: Inventory and perspective. Nijmegen: Radboud University, 2005.
  19. Montgomery D. Gifted and Talented Children with Special Educational Needs. Double Exceptionality. London: Fulton, 2003.
  20. NACE Challenge Award. Provision for Able, Gifted and Talented Pupils. Oxford: NACE Publication, 2006.
  21. Neber H. & Heller K.A. Evaluation of a summer-school program for highly gifted se-condary-school students: The German Pupils Academy. European Journal of Psychological Assessment. 18 (3). 2002.
  22. Nord Anglia Research Project. An evaluation of the gifted & talented strand of excellence in cities during its pilot year (1999–2000). London: DfES, 2001.
  23. Oswald F. Das Überspringen von Jahrgangsklassen – Begabtenförderung im Schulsystem. Journal für Begabtenförderung, Heft 2. 2002.
  24. Persson R.S. Voices in the wilderness: counseling gifted students in a Swedish egalitarian setting. International Journal of Applied Counselling. 27 (2). 2005.
  25. Porter L. Gifted young children: A guide for teachers and parents. Buckingham, UK Open University Press. 1999.www.nace.co.uk
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика