Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8245Ключевые слова 20238 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Речь в процессе решения конструктивной задачи в парном взаимодействии у дошкольников 791

Сафронова М.А., кандидат психологических наук, декан факультета психологии образования, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, mariasaf@gmail.com

Аннотация

В статье предлагается рабочее определение термина «сотрудничество» как основного, с точки зрения культурно-исторической психологии, принципа организации форм взаимодействия между людьми. Описана методика организации сотрудничества дошкольника со взрослым и сверстником при решении конструктивной задачи сборки составной картинки посредством компьютерной поддержки. При разработке методики использован парный метод Л. И. Божович и Л. С. Славиной. В исследовании приняли участие 23 ребенка (возрастной диапазон между 6,0 и 6,7 годами; средний возраст – 6,4 года). На предварительном этапе по результатам определения уровня интеллектуального развития при помощи теста Кауфманов КАВС-II сформированы две эквивалентные по интеллекту (в среднем) группы детей, которые приняли участие в двух условиях основного этапа исследования: сотрудничество со взрослым и сотрудничество со сверстником. В результате сравнительного анализа вербальных протоколов в этих условиях показана специфика речевого взаимодействия ребенка шести лет с партнером:в паре со сверстником дети используют «речь-управление» больше, а «речь-помощь» и «речь-для-себя» меньше, чем в паре со взрослым.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Речь и практическая деятельность –две активно осваиваемые ребенком культурные деятельности. Л. С. Выготский, рассматривая генез речи, показывает «как слово, само интеллектуализируясь и, развиваясь на основе действия, поднимает действие на высшую ступень, <…> если в начале развития стоит дело, независимое от слова, то в конце его стоит слово, становящееся делом». Коллектив, по Л. С. Выготскому, выступает как фактор психического развития ребенка. Как взрослый, так и сверстник задают то пространство возможностей, в котором и происходит акт развития.

Как речь отражает и конструирует совместную деятельность ребенка со взрослым и сверстником?
На основе проведенного семантического анализа мы определяем термин «сотрудничество» следующим образом. Сотрудничество (англ. collaboration) –в широком смысле слова, форма социального взаимодействия между людьми, проявляющаяся в подражании, общении, обучении, совместной деятельности и др. (источник психического развития ребенка); в узком смысле слова, сотрудничество в разных формах своего проявления (подражание, общение, совместно-разделенная деятельность, кооперация, учебная совместная деятельность) есть   культурно-исторический принцип организации этих форм взаимодействия как в функционалгенезе, например, процессе становления предметно-продуктивного действия, так и в онтогенезе, например, применительно к проблеме ведущей деятельности в каждом возрасте.

Л. С. Выготский придавал феномену сотрудничества важную роль в развитии и обучении:

«Проследить переход коллективных форм сотрудничества в индивидуальные формы поведения ребенка – и значит уловить принцип построения высших психических функций в их становлении»

Литература
  1. Божович Л. И., Славина Л. С. Психология детского подражания (экспериментально-психологическое исследование): В 4-х ч. //Культурно-историческая психология. 2007.№ 2, 3, 4, 2008. № 1.
  2. Брунер Дж. Процесс обучения. М., 1962.
  3. Выготский Л. С. Динамика умственного развития школьника в связи с обучением. М.,1996.
  4. Выготский Л. С. Инструментальный метод в психологии // Собр. соч.: В 6-ти т. Т. 1. М.,1982.
  5. Выготский Л. С. Коллектив как фактор развития дефективного ребенка // Собр. соч.:В 6-ти т. Т. 5. М., 1983.
  6. Выготский Л. С. Орудие и знак в развитии ребенка //Педагогическая психология. М.,2005.
  7. Выготский Л. С. Проблема возраста //Вопросы детской психологии. М., 2002.
  8. Корепанова И. А., Сафронова М. А.
    Разработка групповой методики изучения становления продуктивного действия //
    Культурно-историческая психология. 2007.№ 3.
  9. Марголис А. А., Корепанова И. А.,
    Сафронова М. А. Опыт создания информационно-справочной системы «Словарь культурно-исторической теории Л. С. Выготского» // Психологическая наука и образование. 2007. № 2.
  10. Перре-Клермон А.-Н. Роль социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей. М., 1991.
  11. Цукерман Г. А. О поддержке детской инициативы // Культурно-историческая психология. 2007. № 1.
  12. Эльконин Б. Д. Психология развития. М.,2001.
  13. Эльконин Д. Б. Выдержки из научных дневников // Вопросы психологии. 2004. № 1.
  14. Pea R. D. Cognitive technologies for mathematics education. In: A. Schönfeld (Ed.), Cognitive science and mathematics education. Hillsdale, N. J., 1987.
  15. Pea R. D. New Technologies and Learning Environments for Teacher Professional Growth/NECC. Chicago. June 27, 2001 // Center for
    Technology in Learning http://ctl.sri.com/people/
    displayPerson.jsp? Nick=rpea 
  16. Pea R. D. Seeing What We Build Together: Distributed Multimedia Learning Environments for
    Transformative Communications. // The Journ. of The Learning Sciences. Lawrence Erlbaum Associates,
    Inc. 1994. № 3(3). 
  17. Pea R. D. The Social and Technological Dimensions
    of Scaffolding and Related Theoretical Concepts for Learning, Education, and Human
    Activity // The Journ. of the Learning Sciences. 2004. № 13(3).
  18. Wood D., Bruner J., Ross G. The role of tutoring in problem solving // Journ. of Child Psychology and Psychiatry and Allied Disciplines.
    1976. № 17.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

Яндекс.Метрика