Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8279Ключевые слова 20372 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Опыт исследования самостоятельной работы студентов факультета дистанционного обучения МГППУ 754

Касаткина О.В., заведующая учебно-производственной лабораторией разработки мультимедийных материалов Московского городского психолого-педагогического университета, Москва, Россия, ov.kasatkina@gmail.com

Аннотация

В статье представлены результаты качественного анализа особенностей самостоятельной работы студентов, обучающихся по программе подготовки бакалавров психологии на факультете дистанционного обучения Московского городского психолого-педагогического университета. Целью данного исследования была разработка методических рекомендаций для студентов, профессорско-преподавательского состава и организаторов дистанционного обучения. Выборка составила 85 студентов с первого по седьмой учебный семестр, в возрасте от 18 до 50 лет. Исследовались организационные и психологические особенности самостоятельной работы, мотивация и когнитивный стиль студентов. Определены составляющие дистанционного обучения, суть понятия «самостоятельная работа» и условия ее успешности; отдельное внимание уделено рассмотрению феномена когнитивных стилей. В качестве результатов представлен анализ различий студентов в успеваемости, стратегии преодоления трудностей в зависимости от когнитивного стиля, мотивации; составлен ряд рекомендаций, обозначена перспектива продолжения исследования.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

В научном сообществе все большее внимание уделяется распространению применения дистанционных технологий в сфере образования. Проводятся конференции, публикуются работы, посвященные различным, в том числе социально-экономическим, организационным, техническим, педагогическим и психологическим аспектам дистанционного обучения, а также определению сущности и исследованию развития дистанционного образования в России и за рубежом (A. A. Андреев, В. В. Грачев, В. Демкин, В. Г. Изюмова, Н. В. Калинина, М. П. Карпенко, М. В. Кибакин, О. П. Околелов, С. А. Павлова).

В дальнейшем, говоря об обучении по дистанционной форме или дистанционном обучении (ДО), мы будем иметь в виду обучение с помощью дистанционных образовательных технологий в сочетании с применением традиционных форм.

В научной литературе анализируются принципы и концептуальные положения, на которых должно строиться дистанционное обучение [7]. Особенно значимы те  из них, что базируются или способствуют развитию когнитивных процессов, а также самостоятельности, активности. Так, приоритетными принципами организации дистанционного обучения являются опора на самостоятельное обучение; принцип ориентации на жизненный (бытовой, социальный, профессиональный) опыт обучающегося. Самостоятельная работа по овладению различными видами деятельности, формированию необходимых навыков и умений является спецификой данной области получения знаний.
Понятие «самостоятельная работа» «рассматривается в психолого-педагогической литературе с разных позиций.

С. И. Зиновьев отмечает [5], что в высшей школе понятие самостоятельности связано с представлением о независимости в выборе путей и средств решения задач, стоящих перед человеком.

Именно в «самостоятельной работе», по мнению И. А. Зимней [4], более всего может проявляться мотивация, целенаправленность, самостоятельность, самоконтроль и другие личностные качества. В связи с этим рациональная организация самостоятельной работы учащихся оказывается непременным условием высокой результативности процесса обучения по дистанционной технологии.

В. А. Сластенин дает следующее определение этому понятию:

«самостоятельная работа – это форма обучения, при которой студент усваивает необходимые знания, овладевает умениями и навыками, учится планомерно, систематически работать, мыслить, формирует свой стиль умственной деятельности. Отличие от других форм обучения в том, что она предполагает способность студента самому организовать свою деятельность в соответствии с поставленной или возникшей задачей» [9].


Теоретический анализ литературы показывает, что многие исследователи (Н. Г. Дайри, Г. Е. Ковалева, Л. М. Пименова, Я. А. Пономарев и др.) выделяют в качестве основы, исходного принципа при раскрытии сущности самостоятельной работы такую черту личности, как самостоятельность.

Умение программировать самостоятельную деятельность предполагает владение навыками саморегуляции – выбор способа преобразования заданных условий, отбор средств для этого преобразования и т. п. Как подчеркивает А. К. Осницкий, развитие саморегуляции человека способствует становлению его самостоятельности [8].

Литература
  1. Андреев А. А. К вопросу об определении понятия «Дистанционное обучение» // Дистанционное образование. 1997. № 4.
  2. Бруснецова Т. Н. Исследование когнитивных стилей учащихся в автоматизированной системе обучения // Вопросы психологии.1984. № 4.
  3. Дружинин А. Е. Индивидуально-психологические особенности познавательных процессов как фактор успешности обучения. Автореф. дисс. … канд. психол. наук. Л., 1986.
  4. Зимняя И. А. Педагогическая психология.М., 1999.
  5. Зиновьев С. И. Учебный процесс в высшей школе. М., 1968.
  6. Иванова Н. Л. Взаимосвязь интересов и когнитивных стилей в профессиональном самоопределении старших школьников. Автореф. дисс. … канд. психол. наук. Л., 1988.
  7. Околелов О. П. Дистанционное обучение: сущность, дидактические особенности, технологии // Дистанционное образование. 1999. № 3.
  8. Осницкий А. К. Психология самостоятельности. М.-Нальчик, 1996.
  9. Сластенин В. А. Культура умственного труда студентов. М., 1994.
  10. Claus G. Individuelle Besonderheiten von
    Schulern und Lerner im Unterricht (1980 a. № 7(8)).
  11. Kagan J. Individual variation in cognitive processes. P. H. Mussen (ed). Manual of Child Psychology. 1970. № 7.
  12. Messer S. B. Reflection – implsivity // Psychological
    bulletin. 1976. V. 83. № 6.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика