Включен в Web of Science СС (ESCI) Рейтинг Science Index РИНЦ 2017 1 место — направление «Психология» 31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов) 5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX 1,786 — двухлетний импакт-фактор Психологическая наука и образование Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет ISSN (печатная версия): 1814-2052 ISSN (online): 2311-7273 DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse Лицензия: CC BY-NC 4.0 Издается с 1996 года Периодичность: 6 выпусков в год Доступ к электронным архивам: открытый EN In English |
Психологическая наука и образование Инструментальные методы исследования аномального сексуального поведения 979
Дворянчиков Н.В., кандидат психологических наук, декан, факультет юридической психологии, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный психолого-педагогический университет», Москва, Россия, dvorian@gmail.com
Карпова Д.А., лаборант-исследователь Лаборатории психологических проблем судебно-психиатрической профилактики Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского, Москва, Россия, Milliza_@mail.ru АннотацияВ статье рассматривается возможность использования метода компьютерного психосемантического анализа в процедуре MindReader при изучении сексуальных установок, особенностей полового самосознания и предпочтений у лиц, совершивших сексуальные правонарушения. Объект исследования составили 20 мужчин в возрасте от 22 до 60 лет, совершивших сексуальные правонарушения и находящиеся на принудительном лечении в Орловской психиатрической больнице специального типа с интенсивным наблюдением (ОПБСТИН). Предполагалось, что у лиц, совершивших сексуальные правонарушения, могут быть обнаружены значимые эмоциональные реакции на стимулы, связанные с полоролевым и сексуальным поведением. В результате исследования было выявлено наличие таких значимых для лиц с сексуальным девиантным поведением тем, как наличие полоролевого конфликта; наличие конфликтных зон, связанных с полоролевой идентичностью, и значимость образа ребенка как сексуального партнера. Фрагмент статьи Одной из актуальных задач в современной судебной психологии остается разработка и совершенствование методов психологической диагностики, позволяющих объективизировать факторы, участвующие в детерминации противоправного поведения. Особого внимания заслуживает диагностика лиц, совершивших преступления на сексуальной почве, поскольку аномалии сексуального влечения представляют собой очень сложный феномен как по структуре, так и по механизмам возникновения и реализации. Существующие на сегодняшний день описания методов, в том числе и психологических, в судебной сексологии в отечественной литературе немногочисленны и недостаточно систематизированы [1; 6].
К этим проблемам можно отнести, например, установочное поведение, которое может проявляться в отказе от сотрудничества с врачом, диссимуляции парафильных переживаний, симуляции парафилии, отрицании испытуемым идеаторной активности (фантазии, сновидения) девиантного сексуального характера. Кроме того, трудности возникают при анализе поведения субъекта с псевдопарафильным синдромом [4, 5, 7]. У таких лиц поведение при совершении деликта сходно с поведением лиц, страдающих парафилией, по выбору объекта и активности, однако при этом не выявляются соответствующая идеаторная активность и отсутствует устойчивое предпочтение объекта сексуального влечения.
В основе компьютерного психосемантического анализа в процедуре MindReader лежит способ психозондирования, который дает возможность выяснить, как меняются реакции человека в ответ на предъявление семантических стимулов в условиях, когда его сознание не участвует в анализе предъявляемой информации [8]. Этот метод уходит корнями к принципу функциональной пробы, согласно которому предъявление эталонного тестирующего стимула и оценка результата его действия релевантны какой-либо специфической функции. К функциональным пробам, как правило, относят метод ассоциативного эксперимента, сопряженную моторную методику А. Р. Лурии, методику О. С. Виноградовой и др. В настоящее время основная идея, заложенная в MindReader, устанавливаемом на обычный персональный компьютер, состоит в следующем – заранее заготовленные слова или фразы, организованные в специальную последовательность, достаточно быстро выводятся на монитор. Предъявляются они так, что вместо слов тестируемый видит цифры, которые программа «накладывает» сверху основного стимула-слова. Испытуемый нажимает на специальную кнопку, находящуюся в руке, при появлении на экране каждого стимула. Программа регистрирует время реакции –время, прошедшее с момента предъявления стимула до момента нажатия на кнопку. Время ожидания реакции лежит в диапазоне от 150 до 1000 мсек. В этом диапазоне человек не может намеренно формировать постоянную задержку ответа, а следовательно, не может намеренно изменять параметры своего реагирования [Там же]. Тестируемый не осознает, что он реагирует именно на слова, так как они «скрыты» маскером, но мозг, тем не менее, информацию, скрытую за цифрами... Литература
Статьи по теме
Юридическая психология | Щербакова А.М. Юридическая психология | Вихристюк О.В., Гаязова Л.А., Банников Г.С. |
© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru Все права защищены Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г. Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ |