Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8245Ключевые слова 20238 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Представления о взрослом у детей-сирот,воспитывающихся в детском доме 786

Романовский Н.В., кандидат психологических наук, доцент кафедры нейро- и патопсихологии развития, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, romanovskij2@gmail.com

Аннотация

Статья посвящена проблеме социализации детей-сирот, воспитывающихся в детском доме. Подчеркивается решающее значение взрослого в развитии личности и социализации ребенка, выделяются наиболее важные аспекты представления о взрослом у ребенка. Описываются результаты эмпирического исследования представлений о взрослом у детей-сирот. Описана оригинальная методика игрового взаимодействия, где взрослый выступает в таких аспектах как партнер по взаимодействию и общению; осуществляющий заботу по отношению к ребенку; запрещающий авторитет, воспитатель. В исследовании сравнивались две выборки детей старшего дошкольного возраста 5–7 лет: детей-сирот, воспитывающихся в условиях детского дома, и дошкольников, воспитывающихся в семье. Полученные данные позволяют говорить о том, что в представлении ребенка-сироты взрослый воспринимается как не уважающий права и интересы ребенка, блокирующий его инициативу, директивный, ориентированный на выполнение своих целей.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Многие зарубежные и отечественные авторы указывают на различные недостатки сиротских учреждений: отсутствие постоянного, заботящегося о ребенке взрослого человека; неправильная организация общения взрослых с детьми; отсутствие программ, направленных на компенсацию развития, вызванного проживанием вне семьи [15], [16]. С большой вероятностью подобные недостатки приводят к проблемам в социализации выпускников сиротских учреждений. В частности, в диссертационном исследовании Н. В. Москоленко приводятся следующие катамнестические данные: за 10 лет из почти 150 выпускников школы-интерната вступили в брачные отношения 15 человек, из которых лишь 6 оформили брак официально. За это время у них родились 5 детей, один из которых оставлен матерью в роддоме [14].

Общепринятым является понимание, что именно личность является агентом социализации ребенка. Большинство отечественных и зарубежных исследователей полагают, что развитие личности ребенка возможно только в рамках совместной деятельности и общения (социального взаимодействия) с взрослым, в котором последний выступает для ребенка в нескольких аспектах: как образец для подражания формирования жизненного сценария ребенка [7];[17]; [5]; [6]; [13]; [20], как носитель образцов поведения и норм [20]; как зеркало, глядя в которое ребенок формирует представления о себе (когнитивную составляющую образа я) и самооценку [17]; [16]; [3], что складывается у ребенка в определенный образ взрослого.

Для изучения образа взрослого у детей-сирот нами были выделены следующие аспекты представления о взрослом у детей дошкольного возраста [1]–[4]; [6]; [10]; [13];[11]; [22]; [18]; [21]:

  • взрослый как морально-нравственный авторитет;
  • взрослый как регулятор поведения (воспитатель);
  • взрослый, дающий ребенку авторитетную оценку;
  • взрослый в родительской роли: осуществляющий заботу по отношению к ребенку, утешитель и защитник;
  • взрослый в родительской роли: партнер ребенка по взаимодействию и общению.

В исследовании приняли участие 47 детей в возрасте от 5 до 7 лет, из которых 23 – дети-сироты, воспитывающиеся в детском доме, и 24 – дети того же возраста, воспитывающиеся в семье. Подавляющее число исследуемых детей-сирот имели опыт жизни в семье.

Для исследования данной модели взрослого нами была составлена батарея диагностических средств, включающая и разработанную нами методику структурированного игрового взаимодействия. Методика представляет собой полуструктурированную совместную игру ребенка и экспериментатора, где последний, давая свободу в игре ребенка, создает так называемые «игровые ситуации», т. е. организует специальное взаимодействие, в котором поведение ребенка может характеризовать его представление о родительской и регулирующей роли взрослого, моральных нормах, характеристиках детско-родительского взаимодействия (позиции: партнерства, подчинения, эгоизма, доминирования).

В качестве игровых материалов используются: 2 куклы, изображающие взрослых (мама и папа), и 2 куклы, изображающие детей (мальчик и девочка), различная игрушечная мебель и посуда. Совместная игра ребенка и экспериментатора фиксируется на видеокамеру.

Игра с ребенком происходила на специальном игровом поле, поделенном на четыре равные части, которые играют роль комнат. Перед началом игры мебель расставляется по комнатам, а испытуемому ребенку предлагают поиграть в игру, в которой он может быть либо ребенком, либо взрослым, соответственно экспериментатор становится вторым персонажем, которого ребенок не выбрал себе. Экспериментатор уточняет у ребенка также, кем он будет, роль какого персонажа выбрал для себя (возраст, пол) и какого – для экспериментатора. Два других персонажа после выбора удаляются экспериментатором из поля видимости ребенка.

Спустя некоторое время экспериментатор предлагает ребенку сменить роли: если он был взрослом, то стать ребенком или наоборот.

Литература
  1. Асмолов А. Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров // Психолог.Психопедагог. Психоисторик. М., 1996.
  2. Берлингейм Д. Доэдиповы отношения между отцом и ребенком // Журнал практической психологии и психоанализа. 2002. № 2.
  3. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.,1986.
  4. Би Х. Развитие ребенка. СПб,. 2004.
  5. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
  6. Выготский Л. С. Собрание сочинений. М.,1984.
  7. Джемс У. Психология. М.,1991.
  8. Доклад Совета Федерации «О положении детей в Российской Федерации» (в изложении). «Парламентская газета». М., 2006.
  9. Дубровина И. В. Психологическое развитие воспитанников детских домов. М., 1990.
  10. Кайл Роберт. Тайны психики ребенка. СПб., 2002.
  11. Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология, полный жизненный цикл развития человека. М., 2006.
  12. Лангмейер Й., Матейчек З. Психическая депривация в детском возрасте. Прага, 1984.
  13. Лисина М. И. Общение с взрослыми у детей первых 7 лет жизни (проблемы общей, возрастной и педагогической психологии /Под ред. В. В. Давыдова. М., 1978.
  14. Москоленко Н. В. Подготовка учащихся старших классов специальной (коррекционной) школы–интерната к самостоятельной жизни. Дисс. … канд. пед. наук. М.,2001.
  15. Прихожан А. М., Толстых Н. Н. Психология сиротства. 2-е изд. СПб., 2005.
  16. Прихожан А. М., Толстых Н. Н. Особенности развития личности детей, воспитывающихся в условиях материнской депривации //Психологическая наука и образование. 2009.№ 3.
  17. Ритцер Дж. Современные социологические теории. Спб., 2002
  18. Сатир Вирджиния. Психотерапия семьи. СПб., 2006.
  19. Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. М., 1989.
  20. Фельдштейн Д. И. Психология взросления:структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: Избранные труды. М., 1999.
  21. Хоментаускас Г. Семья глазами ребенка:дети и психологические проблемы в семье.Екатеринбург, 2006.
  22. Якобсон С. Г., Морева Г. И. Образ себя и моральное поведение дошкольников // Вопросы психологии. 1989. №6.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

Яндекс.Метрика